Роль второго плана

Роль второго плана. Эти слова звучат на всех мировых кинофестивалях: «За роль второго плана приз присуждается…» И очень часто получать такой приз выходят самые известные артисты, звезды мирового кинематографа, великие театральные актеры. И удивляться тут нечему: ведь иногда «роль второго плана» в исполнении талантливого артиста – как в кино, так и в театре – может затмить и главную роль. Однако не в этом состоит цель исполнения так называемой второстепенной или эпизодической роли. Театр, как и кино, искусство ансамблевое, и каждый инструмент в этом ансамбле должен донести свой звук, не перекрывая звуки других инструментов. Не перекрывать, не «тянуть» на себя – одна из самых важных и очень нелегкая задача актера второго плана. И среди основных для такого актера качеств должны быть такт и чувство меры. Эти качества в высшей степени присущи замечательному артисту, «мастеру эпизода» Олегу Задорину.
Олег Задорин – один из старейших актеров театра на Юго-Западе, он работает здесь с момента основания театра и является одним из создателей этого уникального коллектива. Все основоположники театра, они же первые актеры, были в пору его создания очень молоды, а Олег Задорин, наверное, моложе всех. Во всяком случае, именно так он выглядел. Этот-то его «детский вид», соответствовавший образу 14-15-летнего подростка, определил его амплуа. Роли, которые он играл в первых спектаклях, были роли мальчишек, подростков. Театру не пришлось для воплощения этих ролей переодевать худеньких актрис маленького роста в мальчишеские штанишки и футболки, актрисы-травести здесь не понадобились. Роли мальчиков и подростков успешно и очень достоверно играл Олег Задорин. Его Витя в «Старом доме» А. Казанцева и Дима Корешков в «Самозванце» Л. Корсунского были, как теперь говорят, «реальные пацаны». Не вызывали сомнения не только их пол (не девочки играли) и возраст, но и манера поведения. И причина этой достоверности была не только в том, что Олег Задорин того времени еще не очень далеко отошел от своих героев-мальчишек по возрасту и не успел забыть их повадки и манеры, но главным образом в том, что он уже был артистом и эти мальчишеские повадки и характерные черты умел обобщать, умел превращать «реальных пацанов» в типы, в образы. Конечно, легче было играть юных современников, чем героев, пришедших из других исторических эпох, других социальных групп и даже других миров: Глова-младшего из гоголевских «Игроков», Алешки из «На дне» М. Горького, Мальчика из сказочного «Дракона» Е. Шварца. Тут уже от артиста требовалась не только хорошая память и способность к обобщению, но и фантазия, творческое воображение. Этими качествами таланта также щедро одарен Олег Задорин.
Шли годы, и Олег рос – и профессионально, и физически. Роли мальчиков-подростков уходили в прошлое, и артист перешел в другую категорию – он стал великолепным актером второго плана. В новой постановке «Дракона» Задорин уже не Мальчик (так и хочется сказать – «но муж» — и это действительно так), в Первая голова Дракона. Это серьезная роль, которая требует глубокого проникновения в текст и большой убедительности, чтобы очень важный для всей концепции спектакля текст донести до зрителя. «В «Сне в летнюю ночь», спектакле по мотивам комедии Шекспира, Задорин – фавн. Поэтичность и тонкость этого необыкновенно красивого спектакля во многом зависит от роли, в которой лиризм сочетается с комизмом и где от актера требуется особая, очень мягкая пластика. И он словно бы рисует свою роль легкими штрихами и светлыми красками. Все эпизодические роли, в которых выходит на сцену Театра на Юго-Западе Олег Задорин, становятся важными, а эпизоды, в которых он участвует, — значительными. Существуют, однако, такие спектакли, в которых невозможно выделить главных героев, где их в сущности и нет. Такова последняя премьера Театра на Юго-Западе – «Баба Шанель» Н. Коляды. Все герои этой пьесы – одинаково главные, и Нина Андреевна в исполнении Олега Задорина порой кажется «первой среди равных», настолько ярко он преподносит зрителю образ этой бабушки из художественной самодеятельности.
Талант Олега Задорина многогранен: ему одинаково хорошо удаются и комические роли (Добчинский – «Ревизор») и драматические (Хромой – «Собаки» К. Сергиенко), и лирические (Воскресенье – «Белоснежка и семь гномов»).
Многогранность – одно из определяющих качеств актера Театра на Юго-Западе. Здесь всегда ценилось умение легко переходить от комического к трагическому, одинаково убедительно и с полной отдачей играть и драматические, и комические роли. Способность к быстрому переходу от драмы к комедии, от лирики к фарсу, от легкого юмора к гротеску, естественная пластика, подвижность всегда были и остаются отличительными чертами актера Театра на Юго-Западе, как бы фирменным знаком школы Валерия Беляковича. Эту школу с первого дня на сцене театра проходил Олег Задорин, и он один из лучших представителей югозападной школы.

Елена Мовчан • журнал «Страстной бульвар, 10», №6-146, 2012 года • 06.2012

Лучшие актеры второго плана из топ-5

«Соккер.ру» акцентирует внимание на футболистах, что остаются в тени, но тоже герои, как Левандовски, Месси или Мбаппе.

Вратарь

Луиджи Сепе («Парма»)

По воротам «Пармы» наносят по 18.4 удара в среднем, антирекорд топ-5 – на одну десятую больше. Новый сезон – звездный час Сепе. Алиссон и Облак радуют процентом отраженных выстрелов, но у Луиджи тоже речь о 76.9 % взятых ударов, и о 100 сэйвах в сумме. Вратарь помог «Парме» забраться выше «Наполи» и «Милана» в таблице. У «Шеффилд Юнайтед» спасает Хендерсон, но у «клинков» игра в обороне поставлена лучше, так что Сепе отправляется вратарский «Оскар» за роль второго плана.

Защитники

Рикарду Перейра («Лестер»)

Даже в сборной Португалии Рикарду почти не играл, всего пару матчей. Плюс в АПЛ Александер-Арнольд отвлек на себя почти все внимание, если говорим о правых латералях. Многие и не заметили, что португалец из «Лестера» прекрасно выступает в чемпионате Англии. На счету защитника 3 гола и 2 ассиста, но в обороне тоже отрабатывает – 4.3 отбора за игру. У Роджерса цепкая команда, и круче всех в игре один в один именно Перейра.

Крис Смоллинг («Рома»)

Гомес в «Ливерпуле» выделяется – классический актер второго плана. Ачерби защищает «Лацио» от голов, у Фелипе из «Атлетико» получается. Но все названные – игроки успешных в обороне команд, а Смоллинг играет вопреки состоянию «Ромы». Кто бы мог подумать? То, что его Роналду разок переиграл, ничего не значит, у Криса 4.3 выноса за игру, по 2.2 перехвата, 90 % точных пасов, 2 гола и 1 ассист в Серии А.

Дайот Упамекано («Лейпциг»)

Оборона у «Лейпцига» на не первом плане – Вернер и атака отвлекают на себя внимание, но Упамекано помогает немецкой команде пропускать наравне с «Боруссией» М и «Баварией». Дайотшанкуль в 21 год заинтересовал клубы из Мюнхена, Барселоны, Манчестера и заодно Дешама – возможно, успеет дебютировать и даже окажется на Евро-2020. А пока набирается опыта в «Лейпциге» и удачно играет против самой «Баварии» — в день нулевой ничьей в Мюнхене был одним из лучших на поле.

Альфонсо Дэвис («Бавария»)

Нарабатывает на статус звезды не только благодаря роликам в формате «Тик-Тока». Альфонсо пользуется тем, что Флик перевел Алабу в центр защиты из-за травм других оборонцев, и поэтому канадец прописался на левом краю у самой «Баварии». Дэвису всего 19 лет, но уже отдает голевые передачи – 4 штуки, уже отличился забитым мячом в Бундеслиге. За парнем, который умеет играть по всему флангу, нужно внимательно следить. Дэвис вписался в игру «Баварии», набирает высоту.

Полузащитники

Каземиро («Реал»)

Тут работает эффект насыщения состава Зидана звездами. Фанаты «Реала» выделят попытки Бензема в атаке, увидят в Кроссе главного по предпоследнему и последнему пасу. Отметят, как улучшились показатели Куртуа – лучшего игрока января в Ла Лиге. Но за тактическое здоровье «Реала» прямо отвечает опорный полузащитник. Каземиро снова крут, и нельзя не отметить его качественный футбол. Ведь играет среди звезд, и поэтому часто остается в тени.

Анхель Ди Мария (ПСЖ)

Неймара, Мбаппе и даже Икарди все заметили, а вот получает ли такое же внимание и порцию комплиментов за пределами Лиги 1 Анхелито? Ди Мария забил 8 мячей, отдал 12 голевых передач, но вряд ли аргентинца хвалят так часто, как названных напарников. Или как других мастеров последнего паса – Месси, Санчо или Де Брюйне. При этом Анхель важен для ПСЖ, умудряется получать практику в команде, где полно игроков группы атаки – Тухель ставит Ди Марию на разные позиции, и тот редко подводит.

Луис Альберто («Лацио»)

Иммобиле все заслуженно хвалят – сложно не заметить настолько крутую игру с большим количеством голов. Милинковича-Савича еще пару лет назад оценивали в 100 млн евро. Но знаете, кто отдал 4 из 8 последних пасов «Лацио» по пути к волевой победе над «Интером»? Знайте – Луис Альберто. Испанец в 27 лет демонстрирует роскошный футбол, стал архитектором игры «орлов», но частенько держится в тени, ведь реже забивает – 3 мяча в Серии А, чем ассистирует – 11 голевых передач.

Димитри Пайет («Марсель»)

«Марсель» на второй строчке, потому что старый хулиган Димитри напомнил о себе – уже забил 8 мячей (за весь прошлый сезон отличился 4 раза) и добавил 3 ассиста. У «Олимпика» вряд ли отберут право на вторую строчку в таблице – на чемпионство не претендуют, но от преследователей команда Виллаш-Боаша оторвалась. Пайет на пороге 33-го дня рождения играет так, что главный тренер не скрывает – «Марсель» всецело зависит от лидера.

Нападающие

Виссам Бен-Йеддер («Монако»)

Справедливо хвалят из результативных игроков Иммобиле, Лукаку, Роналду, Варди, не говоря о Левандовски, но куда реже слышите о подвигах Бен-Йеддера из «Монако». Вместе с Головиным и Слимани пытаются затащить команду, где рябит в гладах от количества тренерских перестановок, в Лигу чемпионов. Состав у «монегасков» достаточно звездный – есть Глик, Сеск, Адриен Силва, однако 16 голов и 4 ассиста обращают внимание на Бен-Йеддера. В лиге Неймара и Мбаппе ему не быть главным героем, но Виссам играет удачно.

Томас Мюллер («Бавария»)

Левандовски на первой полосе видим часто – повод отпраздновать гол у поляка появляется в этом сезоне постоянно, первым забил 40 мячей за клуб и сборную. Но Томас Мюллер тоже не промах, ведь поставил рекорд Бундеслиги последних 15 лет – после 22 тура на его счету уже 14 голевых передач. У «Баварии» многие после смены тренера получают комплименты, а Томас немного в тени и даже подумывает сменить клуб. Но стабильно раздает ассисты, набрал форму и готов к встрече с «Челси» в Лиге чемпионов.

Главный тренер

Хосе Бордалас («Хетафе»)

Роджерса, Индзаги, Флика, Нагельсманна и Гасперини хвалят, и это круто. В тени находятся, пожалуй, три успешных тренера. Первый — Виллаш-Боаш, чей «Марсель» идет на втором месте в Лиге 1, второй – Розе из «Боруссии» М, и третий — наставник «Хетафе». Даже после того, как Хосе Бордалас дважды обыграл «Краснодар», его в России вряд ли все запомнили.

Скромный «Хетафе» пока держится в таблице выше «Атлетико», претендует на путевку в Лигу чемпионов, хотя сам тренер говорит – его команда должна бороться за выживание. Не факт, что хватит сил – до конца чемпионата много матчей, так что сейчас самое время, чтобы похвалить Бордаласа. В 2020 году его команда уступила только «Реалу» и «Барселоне», обыграв в Бильбао «Атлетик» и разгромив дома «Валенсию» — 3:0.

Актер второго плана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *