15 альтернативных концовок популярных фильмов, которые были бы лучше оригинала



Поклонники кино знают свои любимые фильмы практически наизусть. Но время от времени в режиссёрских версиях или в новостных заголовках появляются альтернативные версии известных фильмов. В своё время режиссёры от них отказались, посчитав их по разным причинам неудачными. И всё таки их существование даёт почву для размышлений – а что, если бы всё пошло не так. В этом обзоре альтернативные концовки известных фильмов, которые могли бы быть ярче оригинала.

1. Ронин


Афиша фильма *Ронин

В оригинальной концовке этого криминального фильма показан Сэм (Роберт Де Ниро), ждущий в кафе Дейрдру, в которую влюблен, но она так и не появляется, и в конце концов он садится в машину и уезжает. Тем не менее, альтернативное окончание гораздо более жестокое. Дейрдра подходит к двери кафе, но затем поворачивается и уходит. К ней подъезжает черный фургон, и люди в масках затаскивают Дейрдру в машину. Это заставляет задаться вопросом, похитило ее ЦРУ или ИРА.

2. Король Лев


Тот самый Шрам.

Конечно, все помнят одну из последних сцен этого мультфильма, в которой Шрама убивают гиены. Тем не менее, в альтернативной концовке Шрам сгорает заживо. Режиссер счел, что это слишком жестоко для детского мультфильма.

3. Эффект бабочки


Кадр из фильма Эффект бабочки.

В кинопрокатном финале Эван и Келли увидели друг друга на улице. Кажется, они узнали друг друга, но тем не менее расходятся каждый в свою сторону. Однако в режиссерской версии фильма Эван смотрит домашнее видео о своем рождении и путешествует во времени, после чего совершает самоубийство в утробе матери, задушив себя пуповиной, чтобы не менять время и не причинять вреда никому вокруг себя. Это темная концовка, но она вполне соответствует духу истории.

4. Рэмбо: Первая кровь


Рэмбо: Первая кровь.

В оригинале полковник Траутман убеждает Рэмбо сдаться, чтобы не устраивать кровавую бойню. Тем не менее, в альтернативной концовке Рэмбо дает Траутману пистолет и провоцирует застрелить его. Это трагический конец трагической истории.

5. Паранормальное явление


Кадр из фильма Паранормальное явление

Оригинальное окончание этого фильма похоже на кинопрокатное, но с небольшими изменениями. Кэти все еще выманивает Мику из спальни и убивает его, но вместо того, чтобы бросить его в камеру, она сама медленно подходит к камере, смотрит в нее и затем перерезает себе горло. Это намного более жуткий конец.

6. Птицы


Кадр из фильма Птицы.

Первоначально Альфред Хичкок хотел закончить этот фильм сценой проезда через Сан-Франциско, во время которого герой видит весь мост Золотые Ворота, покрытый птицами. Учитывая, что в то время были явно проблемы со съемками спецэффектов, продюсеры сочли, что это будет слишком дорого, и отказались от подобной идеи.

7. Интерстеллар


Кадр из фильма «Интерстеллар»

Если концовка этого фильма была для вас слишком грустной, вы не одиноки. В оригинальном сценарии Джонатана Нолана Купер, сыгранный Мэтью МакКонахи, ушел в черную дыру и умер, жертвуя собой, чтобы отправить данные обратно на Землю. Для героя это мрачный конец, но зато удалось бы избежать клише «любовь превосходит пространство и время».

8. Телекинез (2013)


Кадр из фильма «Телекинез»

В этом римейке оригинального фильма «Кэрри» режиссера Брайана ДеПальма (1976) после смерти Кэрри Сью рожает вместо ребенка окровавленную руку Кэрри. После этого мать Сью успокаивает ее и видит Кэрри в кровавом выпускном платье, прижимающую ее дочь.

9. 28 дней спустя


Кадр из фильма «28 дней спустя»

В оригинальном финале Джим был спасен от огнестрельного ранения благодаря двум своим друзьям в больнице. Однако в альтернативной концовке операция не удалась, и Джим умер. Когда он умер, две женщины вышли из больницы навстречу неизвестному будущему. Большинство сочло ее слишком мрачной.

10. Я — легенда


Я — легенда»

Концовка этого фильма, в которой Роберт Невилл подрывает себя вместе с зараженными, ничего не решала и не объясняла название фильма. Напротив, в альтернативном финале Невилл не взрывает себя, а обнаруживает, что вампиры хотели заполучить только одного из зараженных, с которым Невилл проводил эксперименты. Он отдает пленную и беспрепятственно покидает с Анной и Итаном город.

11. Бегущий по лезвию


Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

В кинопрокатной версии Декард и Рейчел уезжают в закат, чтобы «жить долго и счастливо». Тем не менее, в альтернативном финале режиссерской версии фильма Декард находит возле порога квартиры оригами в виде единорога, после чего понимает, что здесь был Гафф, но он пощадил Рейчел. Эта концовка дает больше подсказок к вопросу о том, является ли Декард репликантом и убирает сцену «въезда в закат», которая контрастирует с атмосферой фильма.

12. Чужой


Кадр из фильма «Чужой»

Можно спорить, был бы это лучший конец для фильма или нет, но он, безусловно, сильно отличается от оригинала. В альтернативном финале Ридли Скотт хотел, чтобы никто не выжил, включая Рипли. Скорее, он хотел, чтобы инопланетянин убил Рипли, и тогда последним кадром стала бы сцена в которой Чужой голосом Рипли передает сообщение на Землю.

13. 1408


Кадр из фильма «1408»

В альтернативном окончании этого фильма Майк умирает при пожаре, но управляющий отелем находит его диктофон. В сгоревшем номере 1408 появляется призрак Майка.

14. Терминатор 2


Кадр из фильма «Терминатор 2»

Ни для кого не секрет, что каждый фильм «Терминатор» хуже предыдущего. В альтернативном окончании «Терминатор 2: Судный день» Сара Коннер — бабушка, рассказывающая о том, что жизнь — это подарок, у Джона есть дочь, а Скайнет больше не является угрозой. Эта счастливая альтернативная концовка, вероятно, стала бы финалом истории, но решили снимать продолжение.

15. Звездные войны: Возвращение джедая


Кадр из фильма «Звездные войны: Возвращение джедая»

Все знают, что этот фильм заканчивается на высокой ноте, по сути в идеальном сценарии. Однако в альтернативном финале Хан Соло должен был умереть, Люк был бы травмирован встречей с Императором и его отцом, и Лея вернулась бы к своей руководящей позиции в Альянсе. Лукас, однако, возразил против этой концовки, когда понял, что убийство Хана негативно повлияет на продажи игрушек.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Неизвестные зрителю альтернативные концовки известных фильмов (10 видео)

Концовка это одна из самых важных частей фильма, так как именно она формирует конечное представление человека о данной киноленте. Нередко во время работы над кинолентой снимают сразу несколько вариантов окончаний, однако, нам представляют лишь одну единственную версию. Далее предлагаем взглянуть на альтернативные концовки 10 известных фильмов.
10. «Блэйд 3: Троица»: оборотни
После того, как Блэйд побеждает Дрэйка в битве, Дрэйк предлагает Блэйду прощальный подарок после его смерти. На этом моменте возникают два варианта концовки: в первом варианте принимая личину Блэйда перед смертью. ФБР обнаруживает тело и считает, что Блэйд мёртв. Но тело превращается обратно в Дрэйка в морге. Блэйд уезжает в ночь, чтобы продолжать свою бесконечную войну против вампиров. Однако в режиссёрской концовке вирус «Дневной звезды» путешествует по миру, уничтожая всех вампиров. Блэйд уходит в солнце, его долгая битва окончена. Последний кадр показывает «Ночных охотников» с новыми противниками — оборотнями.

9. «День независимости»: биплан
В основной версии Рассел Кейс, которого играет Рэнди Куэйд, когда ему дают задание биться с инопланетянами на самолёте F-18, готовится запустить ракету в корабль инопланетян, но ему это не удаётся, и ему приходится направить в корабль свой самолёт и стать камикадзе. Однако первоначально концовка должна была быть другой: в ней Кейс должен был быть отстранён от должности пилота из-за пьянства, но всё равно появился в последней сцене на биплане и врезался в качестве камикадзе в инопланетный корабль. Концовка была сочтена неправдоподобной.

8. «Рэмбо: Первая кровь»: Рэмбо совершает самоубийство
«Первая кровь» 1982 года был оригинальным фильмом о Рэмбо. В нём Сильвестр Сталлоне играл героя вьетнамской войны, пытающегося привыкнуть к нормальной жизни после военного прошлого. Его непреднамеренно преследуют власти, видя в нём нарушителя спокойствия; фильм заканчивается тем, что он сдаётся, поражённый посттравматическим расстройством. Благодаря этому эпизоду о Рэмбо сняли ещё три фильма, однако в оригинальной концовке Рэмбо просил полковника Сэма Траутмана убить его, а когда тот отказался, — убил сам себя.

7. «28 дней спустя»: смерть Джима
Фильм 2000 года «28 дней спустя» — о курьере Джиме, которого играет Киллиан Мерфи, в мире, поражённом высокозаразным зомби-вирусом. В конце фильма он выживает — для зрителей, успевших к нему «привязаться», эта концовка удовлетворительна. Но в альтернативной концовке Джим умирает от ран, а его напарницам Селене и Ханне не удаётся его спасти, и они вынуждены оставить его безжизненное тело и выйти навстречу новым опасностям.

6. «Новый Человек-Паук. Высокое напряжение»: Питер Паркер встречается со своим отцом
В обоих фильмах «Новый Человек-Паук» много времени посвящено поискам ответов на вопросы по поводу предположительно скончавшихся родителей Питера Паркера — особенно его отца. Паркеры, видимо, были убиты задолго до событий фильмов в покушении на борту самолёта. Питер старался узнать как можно больше об их смерти, и хотя он узнал об этом довольно много, до самого конца повествования они считались мёртвыми. Тем не менее, существует альтернативная концовка «Нового Человека-Паука» 2014 года, в которой происходит великолепная кульминация обоих фильмов: Питер встречает отца.

5. «Терминатор 2: Судный день»: человечество спасено
У фильма 1991 года «Терминатор 2: Судный день» довольно двусмысленная концовка. Хотя T-800, Сара Коннор и Джон Коннор победили T-1000, и Сара смотрит в будущее с надеждой, зрители всё ещё не знают, что случится в Судный день. В альтернативной концовке в 2027 году постаревшая и счастливая Сара счастливо смотрит на взрослого Джона, теперь сенатора США, играющего со своей дочкой (и внучкой Сары). В этой концовке никакого Судного дня не было, и, если бы фильм действительно закончился так, франшиза «Терминатор» была бы закрыта.

4. «Фредди против Джейсона»: таинственная рука
Это окончание немного отличается от остальных в этом списке, так как оно так никогда и не было отснято, но оно настолько абсурдно, что просто невозможно было не включить его в список. В окончательной версии этого ужасного, но всё-таки популярного кино после ожесточённой схватки Джейсон выходит из озера с отрезанной головой Фредди в руке. В альтернативной концовке огромная водянистая рука утягивает Фредди и Джейсона в ад, где они вечно будут сражаться на глазах у тысяч демонов.

3. «Я — легенда»: Роберт Невилл остаётся в живых
В фильме 2007 года «Я — легенда» доктор Роберт Невилл «приносит себя в жертву», подрывая себя вместе с группой нелюдей и спасая своих друзей — Анну и её сына Итана.
В режиссёрской версии фильма с альтернативной концовкой доктор показывает Анне ловушку, в которую попался. Также он отвозит Анну с ребёнком в здание, куда он ходил ловить рыб. В результате сложившихся обстоятельств к нему приходит идея применить холод для использования сыворотки. Спасаясь в лаборатории, Невилл обнаруживает, что заражённая пленница положительно реагирует на новую сыворотку. Заражённые кидаются на его лабораторию, а он кричит им, что нашёл лекарство и может и хочет их вылечить. Доктор видит бабочку на стекле, которую нарисовал заражённый и, так как до этого он видел татуировку на плече зараженной, до него доходит смысл преследования его нелюдями. Невилл открывает дверь и отдаёт предводителю заражённую пленную, которая, судя по всему, была «самкой» вожака стаи. Последние не трогают их, после чего Невилл, Анна и Итан покидают на машине заражённый город.

2. «Каратэ-пацан»: Мистер Хан против Мастера Ли
В ремейке «Каратэ-пацана» 2010 года Дре Паркер, герой Джейдена Смита, выигрывает кунг-фу поединок после долгих тренировок со своим учителем Мистером Ханом. Этого достаточно, чтобы его противник — Мастер Ли — принял Мистера Хана в качестве нового учителя. Но в альтернативном финале Мастер Ли сам выходит на поединок с Мистером Ханом.

1. «Блэйд»: появляется Морбиус
Мы открыли этот список «Блэйдом» — и завершим им же. В финальной сцене первого фильма 1998 года Блэйд делает Дьякону Фросту инъекцию антикоагулянта, и негодяй взрывается. После этого Блэйду предлагают исцелиться от вампиризма, но он отказывается и уезжает бороться с вампирами в России. В альтернативной концовке превращение Фроста в Бога Крови Ла Магру выглядит намного смехотворнее, чем в окончательной: он превращается в смерч из крови. Более того, на крыше появляется Морбиус, злодей из марвеловских комиксов.

10 альтернативных финалов известных фильмов

Терминатор 2: Судный день (1991)
Terminator 2: Judgment Day
боевик, фантастика
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик, Эрл Боэн
Премьера: 24 октября 2019 года
Смотреть онлайн бесплатно

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Все, конечно, помнят финал этого культового фильма: засланный из будущего жидкий Терминатор Т-1000 благополучно растворен в кипящем металле, козни взбунтовавшегося «Скайнета» предотвращены, война с машинами так и не началась. Но не все знают, что в оригинале сиквел включал в себя дополнительную сцену-эпилог с постаревшей Сарой Коннор, в 2029 году наблюдающей за играми маленькой внучки на детской площадке. Останься эта сцена в неприкосновенности – и «Терминатор 3» никогда не появился бы на свет (во всяком случае в том виде, в каком мы его знаем). Да и старческий грим Линды Хэмилтон выглядел настолько дешево и неправдоподобно, что по здравом размышлении Джеймс Кэмерон удалил сцену от греха подальше. Хотя, надо признать, многие фанаты режиссера были бы счастливы, если бы триквел работы Джонатана Мостоу никогда не появился на свет. Многие, но не мы. Все правильно сделал, Джеймс!

Эффект бабочки (2004)
The Butterfly Effect
триллер, фантастика
Режиссеры: Эрик Брэсс, Дж. Мэки Грабер
В ролях: Эштон Кутчер, Мелора Уолтерс, Эми Смарт, Элден Хенсон, Уильям Ли Скотт
Премьера: 12 февраля 2004 года

Кадр из фильма «Эффект бабочки»

Финал единственного, по мнению многих, приличного фильма с Эштоном Катчером приводил его героя Эвана Треборна к осознанию того, что причиной всех несчастий его возлюбленной Келли является он сам. Треборн умеет путешествовать во времени, и он многократно пытается использовать этот свой дар, чтобы помочь себе и Келли обрести счастье в объятиях друг друга, но ничего не выходит: при каждой попытке изменить прошлое варианты возможного будущего получаются один другого кошмарней. Рассудив, что, видимо, девушка может быть счастлива только без него, Эван решает полностью вычеркнуть себя из ее жизни и перестает искать к ней подходы. Бинго! Выясняется, что по отдельности друг от друга их ждет гораздо более счастливая судьба. Авторы ленты придумали три варианта финала: нейтральный (повзрослевшие Эван и Келли случайно встречаются на улице глазами и расходятся своими путями), открытый (заинтересовавшись девушкой, Эван устремляется вслед за ней) и счастливый (встретившись глазами, Келли и Эван знакомятся снова, но теперь все будет по-другому). В фильм попал первый из них. Но изначально предполагался куда более мрачный вариант финала, в котором герой Катчера, решивший действовать радикально, удушал себя пуповиной в утробе матери. Нужно ли говорить, что жаждущая хеппи-эндов публика на тестовых просмотрах освистала эту концовку? В фильме, к слову, осталось упоминание, что до рождения Эвана его мать трижды не могла выносить плод – если бы «трагический» финал остался в действии, это значило бы, что главный герой познавал тщету усилий и убивал себя подобным образом при каждой новой попытке родиться. Какая, однако, сила воли.

Сияние (1980)
The Shining
ужасы
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтман Крозерс, Барри Нельсон

Кадр из фильма «Сияние»

Дотошность Стэнли Кубрика известна многим: рассказывают, что на съемках он делал десятки дублей каждой сцены, изводя актеров бесконечными повторениями одних и тех же действий буквально до слез, истерик и нервных срывов. Однако даже после того, как фильм был готов, он зачастую не мог его отпустить – так, например, случилось с «Сиянием». Зрителям хорошо знаком финал, в котором спятивший Джек Торранс бежит за своим сыном по заснеженному лабиринту, но, не догнав, замерзает в сугробе. После кадра с обледенелым трупом камера перемещается в холл отеля «Оверлук», где с групповой настенной фотографии, изображающей бал 1921 года, улыбается Джек, – по-видимому, этим режиссер хотел показать, что после смерти тот пополнил компанию населяющих отель призраков. Но точного понимания того, должно ли при этом исчезнуть тело Торранса из реального мира, у режиссера, похоже, не выработалось до самой премьеры. Смешанная реакция критиков и зрителей заставила постановщика через несколько дней после релиза отозвать назад все копии фильма и вырезать из них двухминутную финальную сцену, в которой Венди сообщают в больнице, что тело ее мужа так и не нашли. По мнению кинокритика Роджера Эберта, купюра устраняла важное логическое противоречие: «Если Джек действительно замерз до смерти, его тело, конечно, должны были рано или поздно найти, – писал он. – Но если труп не нашли, то куда он мог деваться? Его там вовсе никогда не было? Его засосало в прошлое, и это объясняет присутствие Джека на финальной фотографии с вечеринки 1921 года? Преследовал ли Джек свою жену и ребенка или это происходило лишь в воображении Венди и Денни? Все-таки Кубрик поступил мудро, убрав тот эпилог». С другой стороны, заметим мы, настаивать на «рациональном» финале, при этом оставив на самом видном месте явно мистического происхождения фотоснимок, – довольно странная затея. Если режиссер так силился показать, что причиной всех бед в его фильме стал не населенный призраками отель (который в романе Стивена Кинга благополучно взрывался), а прозаическая «белая горячка» центрального героя, то логично было бы выбросить из фильма и фотографию, способную смутить вдумчивого зрителя ничуть не меньше, чем исчезнувший труп, – но ее почему-то постановщик решил оставить. К слову, финал мог бы быть и совсем иным: на стадии обдумывания сценария Кубрик предлагал Кингу умертвить и сделать призраками всех персонажей фильма, но писатель не согласился с этим, пояснив, что зрители будут чувствовать себя обманутыми. Кубрик внял совету, хотя, как мы знаем, совсем без трупов обойтись все же не смог.

Рэмбо: Первая кровь (1982)
First Blood
боевик, приключения
Режиссер: Тед Котчефф
В ролях: Сильвестр Сталлоне, Ричард Кренна, Брайан Деннехи, Билл МакКинни, Джек Старретт
Смотреть онлайн бесплатно

Кадр из фильма «Рэмбо: Первая кровь»

Голливуд много лет бился, пытаясь экранизировать роман Дэвида Моррела о ветеране Вьетнамской войны Джоне Рэмбо, устроившем резню в маленьком американском городке. Чтобы зритель смог сопереживать протагонисту, его требовалось представить жертвой обстоятельств, а не мясником, как в книге. Поэтому в итоге Тед Котчефф снял фильм, в котором Рэмбо вообще никого не убивал, а только ранил и обездвиживал негодных полицейских, издевавшихся над вернувшимся из Юго-Восточной Азии «бродягой» и тем навлекших на себя его гнев. Оставалась проблема с финалом: в книге Рэмбо погибал от рук своего наставника полковника Траутмана, но такая концовка не нравилась исполнителю главной роли Сильвестру Сталлоне, потому что не оставляла для ветеранов Вьетнама никакой надежды и могла заставить их думать, что единственный выход – смерть. Тем не менее продюсеры настояли на том варианте финальной сцены, где не желающий идти в тюрьму Джон самоубивался, дернув к себе оружие Траутмана. «Потом в Вегасе состоялся тестовый показ, – вспоминает постановщик Тед Котчефф. – По реакции зрителей было ясно, что фильм ждет успех. Но после гибели Рэмбо наступила мертвая тишина, и в зале кто-то крикнул: “Если режиссер сейчас в зале, то его надо повесить на ближайшем фонаре!” Концовку срочно поменяли, к вящему удовольствию Сталлоне. В новом варианте Рэмбо сдавался Траутману и отправлялся в тюрьму, что дало возможность позже надстроить картину тремя сиквелами, где Джон перебил в общей сумме несколько сотен человек. Говорят, что тюремная отсидка должна уменьшать тягу к насилию, но в случае с Рэмбо это явно не сработало.

Я — легенда (2007)
I Am Legend
драма, триллер, ужасы, фантастика
Режиссер: Френсис Лоуренс
В ролях: Уилл Смит, Алиси Брага, Чарли Тэхэн, Салли Ричардсон-Уитфилд, Уиллоу Смит
Премьера: 7 февраля 2008 года

Кадр из фильма «Я — легенда»

«Я – легенда» – редкий случай голливудского блокбастера, выбравшего мрачный финал вместо счастливого. Те, кто видел киноленту, помнят, что главный герой погибал от взрыва гранаты, отбивая атаку зараженных мутагенным вирусом нелюдей-зомби. Но существует также альтернативная версия финала, в которой нелюди явились в лабораторию Невилла, чтобы забрать плененную им самку главаря, – только тогда полковнику становится понятно, почему они его преследовали. В итоге враги, оказавшиеся довольно мирными существами, забирают свою «пропажу» и уходят, не тронув Невилла. Эта концовка, довольно сильно перекликающаяся с развязкой оригинального романа Ричарда Мэтисона, тем не менее радикально ставила сюжет с ног на голову: ведь если признать за нелюдями «свою правду», «право на самоопределение» и способность любить друг друга, то получилось бы, что Невилл не такой уж и герой, а скорее даже агрессор, пусть и по незнанию. Тестовые скрининги не порадовали студию Warner Bros.: зрители с большим неудовольствием принимали мысль о том, что главный герой может оказаться не прав. Поэтому режиссер Фрэнсис Лоуренс предпочел не сотрясать устои попкорн-муви, требовавшие разделения персонажей на «хороших» и «плохих», – вместо «хеппи-энда» он красиво загнал протагониста в могилу, а человечеству дал надежду на излечение с помощью открытой Невиллом сыворотки. Лента имела успех, был даже обещан сиквел, но без выбывшего из игры Уилла Смит эта идея через какое-то время сама собой усохла. А ведь при более вдумчивом подходе могло бы получиться, как с Рэмбо…

Клерки (1994)
Clerks
комедия
Режиссер: Кевин Смит
В ролях: Брайан О’Хэллоран, Джефф Андерсон, Мэрилин Гиглиотти, Лиза Спунхауэр, Джейсон Мьюз

Кадр из фильма «Клерки»

Снимая свой черно-белый инди-дебют на дешевую пленку, молодой Кевин Смит попутно силился придумать для него какую-нибудь подходящую концовку, но в голову, как назло, ничего интересного не приходило. Рассудив, что в финале всякого достойного артхауса главный герой должен погибать, Смит устроил продавцу Данте смерть от рук грабителя – тот входит в магазин, стреляет в героя Брайана О’Хэллорана, выгребает из кассы наличку и отправляется восвояси. Однако менторы Смита посоветовали ему не множить покойников: в сортире у Данте и так незадолго до этого был обнаружен труп. Не слишком ли много мрака для комедии? Смит послушался, вырезал спорную сцену, позволив герою спокойно завершить рабочий день, – и вряд ли об этом пожалел, потому что в конечном итоге снял продолжение «Клерков», что, конечно, в случае смерти Данте было бы невозможно.

Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы (1992)
Army of Darkness
комедия, ужасы
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Брюс Кэмпбелл, Эмбет Дэвидц, Маркус Гилберт, Иэн Эберкромби, Ричард Гроув

Кадр из фильма «Армия тьмы»

Триквел «Зловещих мертвецов» забрасывал Эша Уильямса во времена короля Артура, где он завоевывал любовь красавицы, спасал средневековый замок от нашествия мертвецов, добывал магическую книгу «Некрономикон» и переживал множество других приключений – а потом отправлялся домой, чтобы продолжить карьеру менеджера в магазине S-Mart. Но у Сэма Рейми была припасена в рукаве и другая концовка, которая раньше ходила на старых воркпринтах ленты (не добравшихся, к счастью или к сожалению, до экрана, поскольку зрители на тестовых показах проголосовали против), а сегодня доступная в «режиссерской версии». Эш, как мы помним по фильму, весьма невнятно произнес колдовское заклинание Clatto Verata Nicto, поэтому при попытке вернуться домой с ним случился конфуз: вместо современной Англии он проснулся в кошмарном постапокалиптическом будущем, чему, конечно, совершенно не обрадовался. Такая концовка показалась тестовой аудитории гораздо унылей, чем карьера менеджера в магазине, потому Рэйми пошел студии навстречу и изъял ее. Нам же она нравится ничуть не меньше, чем та, что попала в ленту. Жаль, что в фильме не может быть сразу двух взаимоисключающих финалов!

Бегущий по лезвию (1982)
Blade Runner
триллер, фантастика
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Эдвард Джеймс Олмос, М. Эммет Уолш

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию»

Когда Филипу Дику, не дожившему до премьеры экранизации своего романа несколько месяцев, показали 20-минутную нарезку из лучших сцен «Блейдраннера», писатель пришел в воодушевление: «Невероятно! Именно так я себе это и представлял!» Совсем иначе отреагировали на черновой четырехчасовый монтаж картины Ридли Скотта зрители на тестовом просмотре. Сценарист Хэмптон Фэнчер заявил, что фильм вышел невнятный, а концовка вообще отсутствует. Публика тоже требовала хеппи-энда. Взятый студией за горло Скотт был вынужден покромсать раздутую ленту и подсластить финал – доснять сцену с покидающими город главными героями, едущими в Канаду за новой жизнью. Срочно нанятый сценарист написал закадровый текст о том, что у Декарда и Рэйчел, по-видимому, все будет хорошо. Этот текст исполнитель главной роли Харрисон Форд озвучил с большим неудовольствием: как и режиссер, он предпочитал открытый финал, считая, что сюжет картины в комментариях не нуждается. К его монологу Скотт с любезного дозволения Стэнли Кубрика подклеил неиспользованный «вертолетный» пейзаж из фильма «Сияние» – и в таком виде отправил картину в кинотеатры. Но, несмотря на все попытки умаслить зрителя, «Бегущий по лезвию» провалился в прокате. Интерес к нему по-настоящему проснулся только годы спустя, когда одна за другой стали появляться юбилейные DVD-версии картины с разными концовками. Последняя версия, названная Скоттом «окончательным монтажом», вышла к 25-летию ленты в 2007-м, и «хеппи-эндового» финала с дурацким закадровым текстом в ней нет, зато есть сон Декарда о единороге, дающий четкий намек на много лет мучивший фанатов вопрос, является ли сам ловец андроидов таким же роботом или нет. Альтернативный финал не оставляет Рэйчел и Декарду особых шансов на долгую безоблачную жизнь. Поклонникам «счастливых концов» остается утешаться последней фразой, которую мы слышим перед титрами: «Впрочем, а кто вообще живет?»

Чужой 4: Воскрешение (1997)
Alien: Resurrection
боевик, триллер, фантастика
Режиссер: Жан-Пьер Жене
В ролях: Сигурни Уивер, Вайнона Райдер, Доминик Пинон, Рон Перлман, Гэри Дурдэн
Премьера: 31 января 1998 года

Кадр из фильма «Чужой 4: Воскрешение»

Сценаристы знаменитой франшизы долго удерживали космических монстров вдали от Земли, но в четвертой части «Чужого» ксеноморфы все же оккупировали космолет, летящий прямиком к голубой планете. Экипажу, разумеется, пришлось изрядно напрячься, чтобы изничтожить зубастую нечисть, прежде чем «Бетти» опустилась на поверхность, но в итоге все закончилось хорошо. Во всяком случае, так было в кинотеатральной версии. Когда вышло специальное издание, стало ясно, что у режиссера Жан-Пьерf Жене были на Землю свои планы: в новом финале корабль приземляется посреди пустынных руин бывшего Парижа, и героини Сигурни Уивер и Вайнонs Райдер пытаются понять, что им дальше делать. В свое время продюсеры настояли на исключении этой сцены из финального монтажа, поскольку еще не было известно, в какую сторону двинется сюжет франшизы в следующей серии, а подобная постапокалиптика сильно сужала количество возможных сценарных ходов. В новом варианте лента заканчивалась незадолго до приземления «Бетти», так что о происходящем на Земле зрителям оставалось только догадываться. К слову, пятая часть, написанная Джоссом Уидоном, так и не была снята – Сигурни не понравились наработки будущего режиссера «Мстителей». Так что фильм, выходит, порезали зря, но после выхода Special edition несправедливость была восстановлена.

Расплата (1999)
Payback
боевик, драма, триллер
Режиссер: Брайан Хелгелэнд
В ролях: Мел Гибсон, Грегг Хенри, Мария Белло, Дэвид Пэймер, Билл Дьюк

Кадр из фильма «Расплата»

В случае с «Расплатой» Брайана Хелгеленда уместней говорить даже не об альтернативном финале, а об альтернативном третьем акте, потому что последние полчаса «режиссерской версии» фильма – это вообще не то, что видели зрители в кинотеатре. Случилось вот что: у Мела Гибсона – продюсера и исполнителя главной роли – не совпали с режиссером взгляды на тональность ленты, герой которой, грабитель по фамилии Портер, вышел из тюрьмы и жаждет получить с бывших друзей старый должок. Гибсон планировал легкую криминальную комедию с элементами драмы, в то время как у Хелгеленда получилась жесткая криминальная драма без всяких элементов комедии. К счастью или сожалению, выяснилось это уже после того, как тот провел съемки. Студия посчитала, что получился «жесткач» с совершенно ублюдочным главным героем и (о боже!) убийством собаки и что такой фильм, даже если получит прокатное удостоверение, не будет иметь успеха у зрителей. Режиссеру, который только накануне получил «Оскар» за киносценарий, указали на дверь. Целый год искали подходящую замену, но не нашли, потому «сглаживать острые углы» взялся лично Гибсон. И сгладил: главную злодейку заменил на Криса Кристофферсона, прописал в сюжете новые линии, провел пересъемки, оживил собаку, наложил закадровый голос, сдобрил все это юмором, а в конце фильма устроил большой взрыв. Зрителям «Расплата» понравилась. Но Хелгеленд не терял надежды смонтировать свою, режиссерскую версию ленты, и через 7 лет ему такую возможность предоставили. Хотя большая часть того, что наснимал постановщик в 1998-м, оказалась утеряна, оставшегося хватило для его целей с лихвой: всю линию с Кристофферсоном Хелгеленд вырезал, закадровый голос со всеми шутками отправил в урну, выбросил часть «лишних» сцен, переписал музыку, вернул в кадр пристреленную собаку и избиение женщины, полностью поменял цветовую гамму картины и восстановил финальную перестрелку на станции метрополитена, удвоив количество экранных трупов. Протагонист из хохмача стал у него таким угрюмым типом, каких поискать. Вместо хеппи-энда Хелгеленд оставил открытый финал, исходя из которого еще неизвестно, выживет ли раненный в перепалке Портер. По гамбургскому счету у Гибсона и Хелгеленда получилось два совершенно разных фильма – черная комедия в кинотеатральной версии и зубодробительно мрачный нуар в режиссерской. Явственная жанровая разница делает какие-либо сравнения бессмысленными, но зрители единодушно сходятся во мнении, что обязательны к просмотру оба варианта. И с этим, в общем, трудно не согласиться.

Альтернативные концовки фильмов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *