«Педагог заявил, что для певца нужен голос, а его у Димы нет»: отрывки из книги Людмилы Хворостовской

Дмитрий Хворостовский

Книгу «История семьи. Сибирская сага» можно заказать через Интернет или купить во всех крупных магазинах страны. Пока она доступна только в бумажном виде. Ее стоимость составляет 500 рублей. Мемуары опубликовало крупнейшее в России издательство ЭКСМО. Людмила Петровна ведет повествование от первого лица. Она много и подробно рассказывает о поступлении сына в институт, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться.

«Итак, Дима окончил училище, получил свободный диплом, — пишет Людмила Хворостовская. — Что дальше? Мы рассматривали два варианта. Первый — ехать в Московскую консерваторию. Папе, с его самокритичностью, казалось, что туда Дима не поступит. Кроме того, отправлять его в другой город мы, учитывая его характер и увлечения, боялись, несмотря на то, что в октябре ему должно было исполниться двадцать лет. Оставался другой вариант — Красноярский институт искусств.

Наш институт был еще молодой, располагался на проспекте Мира в бывших помещениях горсовета. Была там и кафедра сольного пения, возглавляемая и. о. профессора Екатериной Константиновной Иофель. Раньше Дима ходил прослушиваться к солисту Красноярского оперного театра, народному артисту РСФСР Ефимову, и результат прослушивания оказался неутешительным. Ефимов заявил, что для певца нужен голос, а его у Димы нет».

Певец трижды номинирован на «Грэмми»

Родители будущей звезды оперы обратились к другому педагогу, заслуженного деятелю искусств РСФСР и профессору Красноярской академии музыки и театра Екатерине Иофель.

«Для абитуриентов вокального отделения действовало правило: перед поступлением обязательно проучиться два года на подготовительном курсе. Это давало гарантию поступления. Дима подготовительный курс не проходил, и этот факт позволил Иофель говорить впоследствии, что Дима пришел в институт «с улицы». Ну да, прямо вот так шел по улице, увидел Иофель, а она его позвала поступать ни с того ни с сего!

Сначала пели студенты подготовительных курсов — сопрано, меццо-сопрано, два тенора. Чувствовалось, что их подготовили к этому выступлению. Ребята старательно артикулировали гласные и согласные, держались на сцене, как научили. С голосами дело было хуже. Звук у всех был сырой, неоперный, неровный, не было кантилены. У всех чувствовались признаки постановки голоса под один стандарт, все допускали одни и те же ошибки при вокализации. Школа! Особенно плохо обстояли дела у одного абитуриента-тенора, который пел арию Ленского. Чувствовалось, что мальчик не имеет вокального слуха — он все время детонировал, неточно пел фразы, голос звучал некрасиво и жалко. Папа, слушая их, был поражен: как можно с такими данными идти в консерваторию? Он сам пел гораздо лучше их, но считал, что вокальных данных у него недостаточно. Да, у этих ребят вокальный материал был, но им предстояло еще много и долго над ним работать.

Дмитрий умер от рака мозга в 55 лет

Подошла очередь петь нашему сыну. Он четким шагом прошел к роялю, встал по стойке смирно, хмуро глянул в зал. Первым номером была ария Ксеркса из одноименной оперы Генделя. Раньше Дима пел ее на итальянском языке, но на экзамене разрешили петь только на русском. Пришлось срочно переучиваться петь по-русски, получалось хуже — было непривычно, неудобно и некрасиво, русский текст плохо ложился на музыку, менялись привычные интонации. Диму это очень раздражало.

Папа его успокаивал:

— Что делать, раз таковы требования? Все равно звучит красиво, хорошо. Главное, будь уверен и спокоен.

Спел Дима, по мнению папы, неплохо, хотя русские слова мешали. Вторая вещь — ариозо Мизгиря из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Короткая, но коварная — из-за высокой тесситуры, особой напевности и ноты «фа» в финале. Дима прекрасно со всем справился, нота прозвучала с ферматой, легко и звонко. Настоящий русский голос! Публика оживилась, стала оглядываться на папу — его все знали по многолетним выступлениям на смотрах и концертах.

Третьей была народная песня «Ах ты, душечка». Здесь голос раскрылся, звучал свободно, красиво, с истинно русским тембром — звонкая середина, блестящие верхние ноты. Будто пел не мальчик, а зрелый певец, наполняя звуки чувством и глубиной. Это было великолепно! Пишу со слов папы и людей, бывших тогда в зале.

Хворостовский стал легендой мировой оперной сцены

Все бросились к папе, восхищенно поздравляя с талантливым сыном. Преподаватели говорили:

— Везите сына в Москву к Нестеренко, он не откажется от такого ученика!

Однако взять его к себе в класс Екатерина Иофель отказалась. О чем сообщила родителям Хворостовского.

«Иофель взглянула на него будто сверху вниз и отрезала:

— Взять его к себе не могу! У меня класс набран полностью!

Подняв голову, дала понять, что аудиенция окончена.

— Хотелось бы, чтобы он занимался у вас, у него трудный характер, поэтому надо к нему найти подход.

— Что-о-о? Это у меня характер, это ко мне надо находить подход! Здесь не детский сад, а консерватория. Не будет вести себя как следует, вылетит в один миг!

Дмитрия называли «демоническим» баритоном

Папа был поражен этим разговором. Она что, не слышит разницу в пении Димы и остальных? Но все-таки спросил:

— А тенора, который пел Ленского, берете?

— Что за вопрос? Конечно, беру!

— Знаете, я веду в самодеятельности вокал и таких, как этот тенор, не беру. Это напрасный труд как певца, так и педагога. У него нет вокального слуха. Он не будет петь. Презрительно глянув на папу, Иофель заявила:

— Он им всем сто очков вперед даст! Он пианист, окончил училище по классу фортепиано.

Папа в ответ пожал плечами. Забегая вперед, скажу, что этого тенора отчислили с четвертого курса по причине профнепригодности. Вот так!».

Хворостовский Дмитрий Александрович

Родился в Красноярске.

Окончил Красноярское педагогическое училище им. А.Горького, затем Красноярский институт искусств, класс заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е.К. Иофель (1987 г.).

Дебютировал в Красноярске в 1985 г.

1985-1990 гг. — солист Красноярского государственного театра оперы и балета.
С 1987 г. — солист Мариинского театра.
В 1987 г. — лауреат первых премий Всероссийского конкурса вокалистов и Всесоюзного конкурса им. М.И. Глинки.

В 1988 г. удостоен Гран-при на конкурсе в Тулузе (Франция). Международная певческая карьера началась в 1989 г. с победой на конкурсе Би-би-си в Кардиффе «Певец мира» (Великобритания) и получением титула «Лучший голос».

После этого певец получил мировое признание и стал получать регулярные ангажементы на ведущие партии во всех крупнейших оперных театрах, включая «Ройал Опера Хаус», «Ковент Гарден», Баварский оперный театр, Берлинский оперный театр, Миланский «Ла Скала», Венский оперный театр, Нью-Йоркский «Метрополитан Опера» и других.

С 1990 г. — заслуженный артист России. С 1995 г. — народный артист России.

С 1990 г. заключен эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией «Philips Classics», по которому выпущено больше двух десятков альбомов. Записи включают в себя русские романсы, народные песни, арии, арии бельканто, несколько опер, среди которых «Пиковая дама», «Иоланта», «Дон Карлос» и «Травиата», а также «Песни и танцы смерти» М.П. Мусоргского с дирижером В. Гергиевым и оркестром Кировского оперного театра.

С 1994 года жил в Лондоне, где купил себе дом. Имел гражданства Российской Федерации и Великобритании.

Выступал со многими оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, Симфоническим Сан-Франциско, Роттердамским филармоническим и другими. Сотрудничал с выдающимися дирижёрами современности, среди которых были Бернард Хайтинк, Клаудио Аббадо, Майкл Тилсон Томас, Зубин Мета, Джеймс Ливайн, Сейджи Озава, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Евгений Колобов, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев.

Весной 2015 года у Хворостовского обнаружили опухоль гипоталамуса — певец жаловался на внезапные приступы головокружения, проблемы с координацией, слухом и зрением.

В 2016 году Хворостовский выступил на фестивале «Новая волна» вместе с Анной Нетребко, Ларой Фабиан и другими звездами мировой сцены. В октябре 2016 года отправился в крупное турне по Германии с репертуаром из произведений Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Бородина и Верди, однако от главной роли в опере «Симон Бокканегра» (Вена) он отказался из-за очередного курса химиотерапии.

2 июня 2017 года состоялось последнее выступление Дмитрия Хворостовского в Красноярске. Несмотря на серьезную болезнь (зрители заметили его «изменившийся голос и проблемы с дикцией»), певец нашел в себе силы выйти на сцену в родном городе. Сам Хворовстовский в конце выступления заявил, что он «должен был вернуться в Красноярск» и дать этот концерт.

22 ноября 2017 года скончался после двух с половиной лет борьбы с раком мозга.

19 января 2017 года капсулу с прахом Хворостовского решено захоронить в мемориале на территории Института искусств в Красноярске (ул. Ленина, 22).

1 февраля 2018 года стало известно о присвоении Красноярскому государственному театру оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского.

Баритон – это поистине самый, на мой взгляд, редкий мужской голос, если конечно брать в счёт настоящих баритонов, а не неудавшихся теноров или не сбывшихся басов.

Главное достоинство баритона, в том, что он обладает мягким, нежным тембром без теноровой примеси слащавости и тонкости, но при этом достаточно объёмными бархатными низами, без злобной, суровой, басовой окраски. В общем, как говориться, Баритон – это поистине мужской голос. Не подумайте, что Я баритон и сам себе сыплю комплименты, Я тенор.

Баритоны бывают: лирические, драматические, лирико-драматические и бас-баритоны.

Диапазон голоса баротинов: Соль большой октавы — Соль, Ля первой октавы. Рабочий диапазон: Си большой октавы – Фа# первой.

Переходной тон: До#(в основном у драм. баритонов) – Ми Бемоль первой октавы.

Баритоны делятся в первую очередь, как и все голоса по тембру, по переходному тону, а уже потом по диапазону. Лирический баритон по тембру похож на драматический тенор, отличие в принципе не большое, только в переходном тоне, глубине звука и в соотношении количестве резонанса грудного и головного регистров. Конечно, вокалист с опытом и с хорошо развитым вокальным слухом легко определит разницу в голосах, но это часто не под силу менее опытным коллегам. Лирический баритон обладает высокой подвижностью голоса и достигает максимально выразительного своего звучания во второй октаве своего голоса. Яркие представители такого голоса это: Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев и т.д.

Начинающих певцов, драматических теноров и лирических баритонов ещё не до конца сформированных практически невозможно различить без внимательного анализа. Как не прискорбно, но часто эти голоса определяются со своей природой в течении долгих лет и даже после окончания консерватории. Подобные примеры неправильно определённых голосов сплошь и рядом, вот например:

  1. Хворостовский поступал в консерваторию тенором;
  2. Пласидо Доминго в молодости был баритоном;
  3. Юрий Гуляев, только выпускаясь из консерватории, перед выпускным экзаменом определился как баритон

Так же Ярким представителем Лирического баритона могу назвать Хворостовского, несмотря не то, что он отчаянно старается косить на драматического баритона, хотя сам является более лёгким голосом. Парадоксален тот факт, что слушая Диму, тембр его голоса не может не показаться красивым и оригинальным, но к сожалению, он много химичит или как говорят у вокалистов: «Поёт не своим голосом».

Великий русский баритон Дмитрий Александрович Хворостовский

рус / eng

Биография Дмитрия Хворостовского

«Это одна из самых удивительных вокальных карьер в мире за последние десятилетия. Его голос опьяняет роскошью: прекрасный тембр, точные интонации, элегантная и страстная манера исполнения», – New York Times. «В мире, где бы я ни выступал, моя миссия – быть русским артистом, петь русскую музыку», – Д. Хворостовский.

На берегу Енисея, в гостях у В.П. Астафьева. 1997 г.

Д.А. Хворостовский родился 16 октября 1962 года в городе Красноярске в семье русских интеллигентов Александра Степановича и Людмилы Петровны Хворостовских. В семье, где всегда царила музыка, где её любили, понимали и постоянно слушали.

Петь Дима Хворостовский, по его собственным воспоминаниям, начал уже с четырех лет. В шесть лет он пошёл в общеобразовательную школу № 94 г. Красноярска, через год поступил в Детскую музыкальной школу №6 по специальности «фортепиано». Он обладал абсолютным слухом, хорошим пианистическим аппаратом, чистым и нежным голосом. Задачки по сольфеджио решал быстро и правильно. Но особого рвения к учебе у него не было.

Через год Дима Хворостовский переводится в музыкальную школу №4, которую заканчивает в 1978 году. В 1979 году после окончания 10 класса поступает в Красноярское педагогическое училище имени А.М. Горькогона дирижерско-хоровое отделение. Здесь происходит встреча с его первым педагогом по вокалу Г.А. Астаниной – человеком, который пробудил в нем профессиональный интерес к вокалу, заставил поверить в себя, в свои возможности, научил ими пользоваться.

В 1982 году он поступает в Красноярский государственный институт искусств (класс проф. Е.К. Иофель).

Уже с третьего курса института (1984), Дмитрий Хворостовский работает в Красноярском государственном театре оперы и балета. За пять лет работы молодой вокалист спел в Красноярске почти все ведущие партии для баритона. В это же время он начинает участвовать в конкурсах. В июле 1987 года побеждает на первом в своей жизни Всероссийском конкурсе вокалистов в г. Пермь. В октябре 1987 года завоевывает I премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки. В 1988 году получает Гран-при на Международном конкурсе певцов в Тулузе (Франция). Венцом конкурсных побед становится Гран-при конкурса BBC «Певец мира» в Кардиффе (Уэльс). После победы в Кардиффе (1989) произошел тот прорыв, который сделал никому не известного молодого вокалиста из Красноярска самым востребованным оперным исполнителем. Для него открылись двери лучших оперных сцен и концертных залов: Метрополитен опера (Нью-Йорк), Ковент Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан) и др.

В 1990 году Хворостовский дает прощальный бенефис в Красноярском театре оперы и балета и уезжает делать сольную карьеру на Западе. Начинается творческий марафон певца, которого ждут всегда и везде.

В 1995 году президент России Б.Н. Ельцин присваивает уже признанному миром оперному певцу звание народного артиста России. К этому времени Д.А. Хворостовский уже имеет и другие правительственные награды: заслуженный артист России (1990), лауреат Государственной премии РСФСР в области музыкального искусства (1991), лауреат премии Профсоюзов в области художественного творчества (1991).

За свою блистательную творческую карьеру Д.А. Хворостовский создал целую галерею образов: Онегин, Елецкий, Жермон, король Альфонсо, граф Альмавива, Валентин, Рикардо,Ренато,Сильвио, Фигаро, Дон-Жуан, Дон-Карлос, Риголетто, Андрей Болконский, Грязной, Симон Бокканегра, граф ди Луна, Демон и др.

Участие в постановках ведущих оперных театров, мира раскрыли в талантливом вокалисте многогранного артиста с мощным драматическим потенциалом, редким для западной сцены предпочтением тонкости и психологизма внешнему вокальному эффекту.

Дмитрий Хворостовский признан не только как выдающийся оперный певец, но и как мастер исполнения вокальных произведений самых различных жанров. Это романсы и песни русских и зарубежных композиторов, арии эпохи барокко, русские народные песни, советские песни, песни военных лет. Особо следует отметить вокальные циклы «Песни странствующего подмастерья» Г. Маллера, «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского, «Сюита на слова Микеланджио» Д. Шостаковича, «Отчалившая Русь» и «Петербург» Г. Свиридова, духовную музыку русских композиторов.

Всю свою творческую жизнь Дмитрий Хворостовский пропагандировал русскую музыку, знакомил с ней зарубежного слушателя. В 2004 году он стал первым оперным певцом, давшим сольный концерт с хором и оркестром на Красной площади в Москве.

«Песни военных лет» в исполнении Хворостовского произвели в России сенсацию национального масштаба. В этом проекте он возвращается к своим корням, к музыке своего детства и юности, к своему деду Петру Тетерину, погибшему в первые дни войны где-то под Ржевом, к своей бабушке М.Н. Вебер-Тетериной, из рассказов которой он узнал, понял, ощутил всем сердцем, что такое война.

Любя Россию и пропагандируя лучшее из её музыкального наследия, Хворостовский также пропагандирует и мировое оперное искусство в России. В 2006 году Дмитрий Александрович начинает уникальный проект «Хворостовский и друзья», созданный для того, чтобы познакомить российских поклонников оперы со звездами мировой величины. Это золотое американское сопрано Рене Флеменг, «корейское сопрано» Суми Джо (Sumi Jo), Сондра Радвановски (сопрано), немецкий оперный певец Йонас Кауфман (тенор), латвийская певица Элина Гаранча (меццо-сопрано), азейбаржанский певец Юсиф Айвазов (тенор) и многие другие.

12 октября 2015 года президент России Владимир Путин наградил Дмитрия Хворостовского орденом Александра Невского «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства». 11 сентября 2017 года Д.А. Хворостовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Несмотря на ухудшающееся самочувствие, Хворостовский продолжал работать пока были силы, он не мыслил своего существования вне сцены, без своего любимого дела. Это помогало ему жить и бороться.

25 апреля 2017 года состоялось триумфальное выступление Дмитрия Хворостовского в Торонто вместе с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым. Потом было выступление на Гала-концерте, посвященном 50-летию Метрополитен опера. 27 мая 2017 года он принимает участие в концерте на Дворцовой площади в Петербурге, посвященном дню города. 2 июня дает долгожданный концерт на своей родине в городе Красноярске. На этом концерте Дмитрию Александровичу Хворостовскому – сибиряку, красноярцу – была вручена высшая награда Красноярского края – звание почетного гражданина Красноярского края.

«Я должен был вернуться, потому что я Вас люблю. Потому что это мой родной город», – сказал певец в финале своего выступления.

22 июня в Австрии на открытой сцене замка Графенег состоялся последний концерт Дмитрия Хворостовского. Его партнёршей была молодая российская певица Аида Гарифуллина. И везде нескончаемые аплодисменты публики Великому артисту! Это был подвиг Артиста и величайшего Мастера!

22 ноября 2017 года Д.А. Хворостовский ушел из жизни.

В своём завещании артист изъявил желание о кремации тела и захоронении его праха в двух городах: столице России – Москве и родном городе артиста – Красноярске, где он родился, получил музыкальное образование, где захоронены его родные бабушки и дедушка. Завещая это, он поступил как настоящий сын своего отечества, своего родного края.

Бархатный сибирский баритон, Баритон аристократ, Русский принц, Сибирский экспресс, Белый сибирский тигр, Серебряный Принц Оперы, Элвис от классики – как только его не называли поклонники, журналисты и коллеги во всех странах мира. Народный артист России, лауреат многочисленных премий, лучший баритон XXI века, певец мира, великолепный Маэстро – и просто Дима.

Дмитрий Александрович Хворостовский был и остается в наших сердцах гордостью России, гражданином мира, гением мирового музыкального искусства. Его голос будет звучать ВЕЧНО, пленяя своей красотой миллионы слушателей.

«Нам дается только одна жизнь, которую мы должны прожить без черновиков, с первой попытки, пытаясь оставить след и быть счастливыми. Потому что потом у тебя не будет никакого шанса», – Дмитрий Хворостовский.

Красноярский краевой краеведческий музей – обладатель уникального собрания мемориальных вещей и биографических материалов знаменитого бархатного сибирского баритона, составляющего мировую славу оперного искусства. На сегодняшний день коллекция насчитывает около 900 единиц хранения, ок. 500 из которых предметы основного фонда. Она включает в себя разноплановые материалы, охватывающие все периоды жизни артиста: наградные документы и призы; видеозаписи опер, концертов и документальных фильмов; театральные костюмы и личные вещи, фотографии, программки, афиши, буклеты. Это единственное постоянно пополняющееся собрание материалов, освещающее творческие вехи знаменитого певца и Гражданина мира.

Обладание личным архивом столь известного исполнителя стало возможным благодаря родителям певца Людмиле Петровне и Александру Степановичу Хворостовским. Нашему общему пониманию, что Красноярск был и остается родным городом для них и их знаменитого сына.

Материалы коллекции являются итогом целенаправленного комплектования с 1995 по 2018 год и продолжают пополняться поклонниками и друзьями певца. За это время материалы из коллекции использовались в многочисленных выставках Красноярского краевого краеведческого музея.

Самые крупные из них:

  • 1998 г. – выставка «Красноярская муза», посвященная юбилеям Красноярского театра оперы и балета и Красноярского государственного института искусств;
  • 2012 г. – выставочный проект «Гражданин мира», посвященный 50-летию Дмитрия Хворостовского;
  • 2016 г. – выставка «Талант, не знающий границ» в рамках краевого проекта «Культурная столица Красноярья»;
  • 2018 г. – масштабный выставочный проект «Голос, покоривший мир» в честь памяти Дмитрия Хворостовского.

Материалы музейного собрания изучали музыковеды, краеведы, студенты и учащиеся музыкальных училищ. Более десяти лет в музее проходят музейные встречи «Наш земляк Дмитрий Хворостовский», разработана экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством Дмитрия Хворостовского в Красноярске. По материалам коллекции неоднократно снимались видеосюжеты на красноярском телевидении. В 2010 г. Красноярской студией телевидения (авторская программа Екатерины Алтаевой) был создан фильм о певце из серии «Мой Красноярск. Избранные» на основе кино- и фотоматериалов из коллекции Д.А. Хворостовского. В 2018 году Евгенией Плотниковой («ВГТРК-Красноярск») при участии КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей» снят фильм «Я должен был вернуться…». В этом же году в свет вышел альбом «Голос, покоривший мир» из собрания Красноярского краевого краеведческого музея.

На примере данной коллекции ярко проявляется образ современного вокалиста, сформированного русской традицией, русской вокальной школой, русского патриота, чья карьера счастливо сложилась за границей и вышла за рамки нации, за рамки одного государства. Эта коллекция является для нас уникальной, так как отражает бесспорный талант певца, признанный во всем мире, и принадлежность к взрастившему его городу и краю, ибо Д. Хворостовский прошёл все ступени вокального мастерства (от музыкальной школы до института искусств) именно в Красноярске. Обучался вокальному искусству в Красноярском педагогическом училище имени Горького у Г.А. Астаниной (уроженки г. Красноярска). В Красноярском государственном институте искусств – у профессора Е.К. Иофель, ученицы известной красноярской оперной певицы и педагога М.Н. Риоли-Словцовой, жены знаменитого «сибирского соловья» П.И. Словцова. О каждом из них в нашем музее хранятся отдельные коллекции, с помощью которых создаётся картина преемственности поколений деятелей культуры одного региона, их творческого роста и восхождения на всё более высокие ступени вокального или иного искусства.

Коллекция Д.А. Хворостовского – дар бесценный в собрании Красноярского краевого краеведческого музея, одного из старейших и крупнейших музеев Сибири.

Дмитрий Хворостовский о России, о родине…

Интервью Дмитрия Хворостовского о проекте «Песни военных лет». Пермь. 2014. Фрагмент концерта в Кремлевском Дворце съездов. 2003

Фрагмент оперы Дж. Верди «Травиата» Красноярский театр оперы и балета. 1990

Конкурс ВВС «Лучший певец мира». Кардифф. 1989

Голос, покоривший мир. Петь для него было, как дышать

Тишина Юдинской библиотеки уже в прошлом. Сейчас здесь слышны арии из опер, иногда советские песни. Сразу на входе два огромных, в рост, портрета: Дмитрий Хворостовский во фраке, слева — в начале звёздной карьеры, справа — на пике. На экране постоянно «крутится» видео с его концертов или фильмы о певце. В музее побывал корреспондент «АиФ-Красноярск».

Петь как дышать

«Любой музей и выставка — это то место, где будет звучать голос певца. И пожелание Хворостовского, чтобы не муссировали его имя, не обсуждали его жизнь, а слушали его голос. Вспоминали его творчество, те образы, которые он создал на сцене, — рассказывает экскурсовод Яна Стародубцева. — Ведь петь для него было, как дышать! Не мог петь — не смог и жить».

Особое место в коллекции музея отдано концертным костюмам певца.Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

Баритон певца в музее можно услышать всюду. Для этого в «Юдинке» смонтировано сразу несколько систем. Первый телевизионный экран встречает на входе — качество звука, что называется, «телевизионное», скорее, для создания атмосферы. На втором этаже можно услышать уже более качественный звук — он выводится в большом зале вместе с изображением с компьютера. Для любителей чистого звучания в одной из комнат установлен инфотрон — стойка с наушниками, здесь можно услышать голос, покоривший весь мир, один на один.

Один из самых серьёзных вопросов, стоявших при создании музея — проблема «копирайтов» — имущественных прав на изображения и звук. Она могла подкосить задумку ещё в самом начале. Студии звукозаписи и концертные залы неохотно делятся произведениями искусства и изображениями. Да ещё для публичного исполнения!

В Красноярске частично эту проблему решили: краевая телекомпания ГТРК «Красноярск» передала музею около 11 часов уникального видео. Это концерты, с которыми Дмитрий Александрович выступал в крае, а телевизионщики записывали их: «ГТРК -правообладатели, они разрешили использовать фрагменты концертов Хворостовского в изданиях и в работе. Мы также добились, чтобы в изданную на средства гранта «Книжное Красноярье» книгу был вложен диск с его голосом. Изначально грант не предусматривал печать дисков, но мы объяснили, что книга, посвящённая певцу мировой величины без записи его голоса бессмысленна!»

Блокнот со списком первых спектаклей — писал Хворостовский. Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

Искусствоведы и краеведы считают феномен Хворостовского дважды уникальным для нашего края. Это тот случай, когда певец мировой величины не только родился, но и получил в нашем городе полное вокальное образование — от музыкальной школы и педагогического училища до Красноярского института искусств и Красноярского театра оперы и балета. Все свои 4 Гран-при в международных конкурсах Дмитрий получил во время работы в театре. Поэтому логично, что будущий музей Хворостовского должен быть в Красноярске.

Фрак взаймы

Особое место в коллекции музея отдано концертным костюмам певца. Начиная с легендарного фрака, купленного на заёмные деньги. Дмитрий выступал в нём на первом своём конкурсе — конкурсе БиБиСи в Кардиффе. Поехал в Великобританию в смокинге с чужого плеча, позаимствованном у коллег в театре. Но по условиям конкурса во втором туре артист должен петь под аккомпанемент симфонического оркестра во фраке. Тогда Хворостовский занимает деньги у сопровождающих из России, скромно обещая «Отдам после победы, из призового фонда». А ведь там ни второго, ни третьего места нет, только Гран-при!

Будёновка, сшитая внуку бабушкой Димы. Фото: АиФ, Сергей Митрухин.

Фото: АиФ/ Сергей Митрухин

«В этом вся история и экономика нашей жизни 90-х годов, когда уже успешно работающий и концертирующий артист не имел своего фрака и даже возможности его купить. И огромная вера певца в себя, свои возможности и способности, ну и немного хорошей наглости»,- поясняет Яна Стародубцева.

Запонка Шаляпина

Подавляющее большинство экспонатов передано музею родителями певца, начиная с 1995 года. Некоторые экспонаты приходят из-за границы — Испании, Англии. Здесь есть медали Саудовской Аравии и Армении, награды разных стран в знак заслуг перед мировой культурой и сближения между русским и другими народами. На видном месте — золотой глобус, заполненный землёй из разных уголков России. Здесь же орден Золотого сокола с сапфирами и изумрудами.

Чуть в стороне от них золотая запонка Фёдора Шаляпина. История её появления в Красноярске совершенно фантастична, как и жизнь обоих певцов. Как-то в начале 20 века Шаляпин выступал в Мариинском театре Петербурга, и там на него обрушилась декорация. Один из монтировщиков сцены Никитин вовремя подставил своё плечо, приняв удар на себя. По легенде, Шаляпин тут же снял запонку с рукава, подарил её монтировщику со словами «Давай делиться, ты мне жизнь спас — я тебе запонку дарю. Глядя на вторую, оставшуюся у меня, всегда буду о тебе помнить». И вот однажды, сто лет спустя, на концерте Хворостовского в Петербурге к нему подошла правнучка монтировщика сцены Никитина и подарила ему золотую запонку Шаляпина.

Лошади и будёновка

Концертные фото и костюмы — для музея логичные. Но среди экспонатов есть бытовые вещи и снимки. Например, уникальный экспонат — костюм бойца будёновской армии, от галифе до остроконечной шапки. Сшила будёновку бабушка певца, Мария Николаевна Вебер, оказавшая на его развитие не меньшее влияние, чем родители или преподаватели. «Я вырос на двух музыкальных традициях: на классике, что дал мне папа, и на фольклорной традиции, что дала бабушка». Мария Николаевна была певунья и рассказчица, часто пела украинские, цыганские, русские песни, романсы. Часто играла с Дмитрием: загадывали слово и пели песни, в которых оно было — кто больше вспомнит.

Интересна и почти не исследована ещё одна сторона таланта Хворостовского — скульптурная. Он хорошо лепил из пластилина, особенно фигуры в движении, выражения лиц (в экспозиции музея есть фото с фигуркой коня). Лепил в поездах, когда ездил с родителями в отпуск.

«Спортивный» певец

Кстати, экспонаты в отличном состоянии в том числе и потому, что Дмитрий Хворостовский был предельно аккуратен. По словам мамы, уже в три года не дай бог что-то капнет ему на одежду — надо срочно менять, он в этом ходить уже не мог. Так и во взрослой жизни он был всегда опрятен, хорошо одет, несмотря на бедность девяностых годов.

При этом со временем размер костюмов певца становился то больше, то меньше. Хранитель музея поясняет: это не связано с взрослением или болезнью, просто организм следовал за разным психологическим состоянием певца: «В 1996-1997 годах, на дебюте в Метрополитен-Опера, когда пел арию Елецкого в «Пиковой даме», Дмитрий Александрович был полноват. Потом был период, когда он начал «качаться», но не потому, что внезапно решил похудеть, а потому что была любовь, Флоранс… И весь образ жизни стал спортивным, опять понадобилось снимать новые мерки».

Для участия в оперных постановках певец вновь начал заниматься фехтованием, чтобы хорошо исполнять роли графа Ди Луна или, иначе, Дон Жуана. Дмитрий фехтовал ещё в Красноярском институте искусств, ходил факультативно на занятия к актёрам. Так же, кстати, как специально занимался итальянским языком. Хворостовский всегда считал оперу синтетическим искусством, говорил, что оперный артист должен быть одновременно и спортсменом, чтобы выдерживать высокие нагрузки в спектаклях, в том числе и физические. Даже если нужно было выезжать на сцену в «Кадиллаке», как в Женеве, или на инвалидном кресле, как в Зальцбурге – петь-то надо было параллельно «рулению» техникой.

Новость по теме Красноярская балерина завоевала звание лучшей в России

Интересно, что свои программы Дмитрий Хворостовский составлял по-разному. У нас в стране давал сначала классику, чтобы люди привыкали к ней, учились её понимать. И лишь потом исполнял популярные песни, на которые россияне большей частью и шли. В Америке и Европе наоборот, начинал со Свиридова и современной российской музыки, «обучал» русской культуре, рассказывал, как мог, о России.

«Вот только музей нашего великого земляка существует пока без крыши над головой, — с сожалением говорит в конце экскурсии Яна Стародубцева. — Чем называть его именем аэропорт, лучше сделать настоящий музей, с концертным залом внутри, где можно смотреть видеозаписи гениальных выступлений Дмитрия. Где будут его подлинные вещи и костюмы. И голос, голос!..».

Досье Дмитрий Хворостовский (16.10.1962 – 22.11.2017) Великий оперный певец, драматический баритон. Родился в Красноярске. Умер в Лондоне. Народный артист России. В 1985-1990 годах был солистом Красноярского театра оперы и балета, затем выступал на ведущих оперных и концертных площадках мира. «Домашними театрами» певца считаются «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк, и «Ковент-Гарден», Лондон. Его имя присвоено Красноярскому государственному театру оперы и балета, Сибирскому государственному институту искусств, Прокопьевскому областному колледжу искусств. В честь певца названы астероид, аэропорт, самолёт…

Дмитрий хворостовский голос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *