Федерико Феллини

Краткая биография

С детства Феллини любил смотреть цирковые представления, разыгрывал сценки, для которых сам изготавливал маски и шил костюмы. Серьёзным увлечением будущего режиссёра стало рисование, которое было одним из немногих школьных предметов, интересовавших его. По окончании обучения в колледже в 1938 году Федерико Феллини переехал во Флоренцию, чтобы учиться на репортёра, а затем отправился в Рим – строить карьеру журналиста. В то время он подрабатывал созданием карикатур и комиксов для разных изданий. С 1940 года Феллини начал работать в кино – поначалу как сочинитель трюков, а затем и как соавтор сценариев. В 1943 году он работал над созданием комических сценок для одной радиопередачи. В этом же году он познакомился с Джульеттой Мазиной, ставшей впоследствии его женой.

В 1945 году Федерико Феллини принял участие в постановке картины «Рим, открытый город» Росселини, а в 1952 году начал самостоятельное творчество. Уже с первых его работ «Маменькины сынки», «Белый шейх» и «Любовь в городе» стало очевидно, что в мировом кинематографе появился новый гений. Фильм «Дорога», в котором снялась жена режиссёра, не вписывался ни в какие каноны, однако именно после него последовало мировое признание и несколько кинопремий, в том числе и «Оскар». Далее появились такие ленты, как «Ночи Кабирии», «Мошенники», а картина «Сладкая жизнь» открыла этап плодотворного сотрудничества с Марчелло Мастроянни, который снялся в его фильме «Восемь с половиной». Эта картина принесла Федерико Феллини второй «Оскар».

Кинолента «Джульетта и духи» не имела особого успеха, после неё на экраны вышли фильмы, снискавшие любовь зрителей и восторженные отзывы критиков, – «Рим», «Клоуны», «Амаркорд». Последняя из названных картин стала творением, принёсшим режиссёру ещё одну премию «Оскар». Поздние фильмы Федерико Феллини не имели особого успеха.

В 1993 году великий режиссёр скончался от инсульта, а через пять месяцев умерла его жена и верная подруга Джульетта Мазина.

От «Дороги» до «Амаркорда»: пять лучших фильмов Феллини

«Дорога» (La strada)

Первый фильм Федерико Феллини, «Огни варьете», провалился, второй, «Белый шейх», также не нашёл широкой поддержки со стороны зрителей. Третий и четвёртый («Маменькины сынки» и «Любовь в городе») были более благожелательно встречены критиками. А уже пятый обеспечил режиссёру мировое признание, «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля и «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке.

В «Дороге» рассказывается о жизни девушки-подростка Джельсомины (её роль исполнила супруга Феллини Джульетта Мазина), вынужденной вместо умершей сестры отправиться в странствие с бродячим цирковым артистом Дзампано. Дзампано груб, жесток и напрочь лишён эмпатии. Тем не менее чуткая, будто не от мира сего Джельсомина испытывает к нему странную привязанность и, кажется, готова мириться со всеми его скверными поступками.

В этом фильме Феллини хотел показать процесс сближения двух людей и попытаться раскрыть причины глубокой связи между ними. Режиссёр отмечал, что картина подверглась нападкам (действительно, некоторые критиковали его работу) именно за «пронизывающее фильм стремление достичь духовного сближения между Дзампано и Джельсоминой в какой-то иной, сверхъестественной сфере взаимопонимания между мужчиной и женщиной».

«В «Дороге» рассказана одна из бесчисленных человеческих историй, выбран, быть может, самый бедный и самый жалкий случай сосуществования людей. Я пытаюсь показать, как постепенно лопается скорлупа этого сосуществования и появляется на свет зародыш наипростейшего человеческого сообщества», — писал Феллини в послании к сценаристу и режиссёру Массимо Миде в рамках дискуссии, развернувшейся в 1955 году на страницах журнала «Контемпоранео».

Примечательно, что многие критики сравнивали высказанные в «Дороге» мысли с идеями из «Идиота» Достоевского.

«Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria)

Второй «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке Феллини принесла картина «Ночи Кабирии». Другой престижной премии — «Серебряной пальмовой ветви» — была удостоена исполнительница главной роли Джульетта Мазина. Также на Каннском фестивале лента получила Особую премию международной католической организации в области кино.

В фильме рассказывается история проститутки Кабирии. Героиню то и дело подставляют, она попадает в неловкие ситуации, но в то же время у зрителя не повернётся язык назвать её несчастной: женщина старается не думать о своём положении и радоваться мелочам. Мечтая о лучшей доле, героиня одновременно гордится тем, что имеет. Эта простая философия помогает ей преодолевать трудности и никому не завидовать.

В своей фирменной манере Феллини дополняет драму юмористическими зарисовками, что делает ленту ещё более правдоподобной. Беззащитность Кабирии перед жестокостью окружающих заставляет зрителей сопереживать героине ещё сильнее: героиня Джульетты Мазины получилась трогательной и даже немного смешной благодаря детской наивности, непосредственности и слепой вере в лучшее.

Кабирия — верующая и испытывает неподдельные эмоции на церковном празднике. К слову, образ Кабирии как кающейся блудницы перекликается с образом христианской святой Марии Магдалины (тем более что настоящее имя героини — Мария).

Эмоционально насыщенную историю дополняет визуальный ряд, интересный разнообразными локациями: это и почти не застроенные окраины Рима, и центральные районы, и даже пасторальные пейзажи пригорода.

«Сладкая жизнь» (La dolce vita)

Одним из абсолютных шедевров Феллини считается фильм «Сладкая жизнь», в котором главную роль исполнил Марчелло Мастроянни. Героя Мастроянни тоже зовут Марчелло, он пользуется успехом у женщин и не стеснён в средствах, однако по профессии он не актёр, а журналист.

Герой упивается богемной жизнью и близостью к знаменитостям — актёрам, писателям, танцовщикам. Но светская жизнь, которая поначалу радует глаз зрителя, начинает казаться вульгарной — стоит только осознать, что за деликатесами, роскошными нарядами и изысканными манерами скрывается пустота.

Так, Марчелло обходителен с женщинами (в частности, с американской актрисой Сильвией, которую сыграла шведка Анита Экберг). Однако, добившись взаимности, он тут же теряет к своим пассиям всякий интерес. При этом у героя есть давняя подруга, за время их отношений потерявшая всякое самоуважение и страдающая от постоянных измен партнёра.

Герою Мастроянни в целом присуще потребительское отношение к окружающим. Аналогичным мироощущением обладает его коллега-репортёр Папараццо (именно после «Сладкой жизни» это имя стало нарицательным).

Поведение Марчелло приводит к закономерному результату: он переживает творческий кризис. Феллини не впадает в морализаторство и завершает фильм не слишком трагической нотой, однако ненавязчиво подталкивает зрителей к определённому выводу: вряд ли его героя ждёт счастливое будущее.

«8½» (Otto e mezzo)

Не менее важной (если не самой главной) для карьеры Феллини стала лента «8½». Номерное название этого фильма объясняется очень просто: перед ним режиссёр снял шесть полных метров, два коротких, которые посчитал как один, а также картину «Огни варьете» на пару с Альберто Латтуада (то есть сам — половину).

В основу ленты положены два компонента. Прежде всего Феллини сделал фильм очень личным, автобиографическим, отобразив собственное состояние на момент съёмок. Известно, что однажды мэтр забыл, что запланировал на новый съёмочный день, и тут же решил отобразить подобную ситуацию на экране.

Кроме того, лента связана с предыдущими работами образом протагониста — этапы эволюции одной и той же личности показаны на примере Моральдо («Маменькины сынки», 1953), Марчелло («Сладкая жизнь») и, наконец, Гвидо.

Главный герой, кинорежиссёр Гвидо Ансельми, переживает творческий кризис. После оглушительного успеха предыдущего фильма (в случае самого Феллини — «Сладкой жизни») он считает себя обязанным выдать нечто столь же гениальное. Однако вдохновение обходит героя стороной, поскольку рядом нет подходящей музы — несмотря на наличие жены и толпы любовниц.

Муки творчества Феллини выразил в форме потока сознания, которую ранее освоил другой киноклассик — Бергман.

Фильм «8½», как и другие ленты Феллини, послужил причиной обширной дискуссии в среде кинематографистов, критиков и киноманов. В числе прочего экспертов поразил образ главного героя.

По мнению писателя Пио Бальделли, в «8½» Феллини открывает себя публике, предстаёт перед ней сказочным персонажем и «по-детски себя жалеет».

«Он хочет сказать: всё на свете очень сложно, вы должны перетасовать карты, чтобы понять мои противоречия. Я одновременно и искренен, и обманываю; и притворяюсь, и рассказываю сказки; я путаник, и у меня ясный ум; я импотент и в то же время король и волшебник в женском царстве; калиф и преданный раб, близорукий и дальнозоркий, даже более того — человек, обладающий чуть ли не апокалиптическим провидением; я благочестив и кощунствен; лукаво потешаюсь, но до смерти напуган жизнью. Одним словом, теперь, на вершине своей славы, я объявляю о своём крахе…» — писал Бальделли.

Новеллист, журналист Альберто Моравиа сравнивал героя ленты с Леопольдом Блюмом из «Улисса» Джойса и называл его «эротоманом, садистом, мазохистом, маньяком, человеком, боящимся жизни, тоскующим по материнской груди, шутом, мистификатором и обманщиком».

Кажется, сам Феллини этими характеристиками мог бы быть доволен: ведь он, по его собственному признанию, задумывал выпустить фильм, в котором о человеке рассказывалось бы в «различных измерениях». Впрочем, в первую очередь режиссёр пытался сделать ленту, которая бы стала «проявлением веры в человека, в человеческую солидарность, свидетельством уверенности в том, что человек может, если хочет, победить душевную подавленность, отчаяние, безмолвие и даже смерть».

«Амаркорд» (Amarcord)

В 53-летнем возрасте Феллини перенёс на экран некоторые воспоминания о детстве, проведённом в Римини. Лента содержит элементы биографии режиссёра, но важно помнить: сценарий писал в первую очередь Тонино Гуэрра, а Феллини отвечал за кинематографическое воплощение.

В переводе с местного диалекта «амаркорд» означает «вспоминаю». Некоторым поклонникам творчества классика также импонирует версия, согласно которой в названии зашифрованы слова «горькая нить любви», что свидетельствует о ностальгии по первому чувству.

Главные темы ленты — первая любовь и половое созревание, причём выражение они находят в довольно смелых физиологических подробностях. Также часть экранного времени посвящена отношениям с родителями, ассоциации себя с семьёй (и одновременно осознанию собственной индивидуальности).

Кроме того, считается, что в ленте содержится высказывание антифашистской позиции режиссёра. Хотя фильмы Феллини, как правило, не политизированы, в данном случае дух эпохи 1930-х не удалось бы показать в полном объёме вне политического контекста.

«Амаркорд», как и ряд других картин Феллини, был удостоен «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.

Знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина — жена и муза Федерико Феллини (21 фото)


Актриса Джульетта Мазина и ее муж, режиссер Федерико Феллини
22 февраля исполняется 96 лет со дня рождения знаменитой итальянской киноактрисы, жены режиссера Федерико Феллини Джульетты Мазины. Их свадьба с Феллини состоялась через 2 недели после знакомства, они провели вместе 50 лет. Он ушел из жизни в день их золотой свадьбы, а ее не стало через полгода. Говорили, что гением Федерико Феллини сделала эта маленькая хрупкая женщина, которой его фильмы заменили детей.

Жена, партнер, соавтор и муза Феллини

Знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина
Актерского образования у Джулии не было, хотя в юности она участвовала в самодеятельных постановках, играла в студенческом театре во время учебы в Римском университете. Ее пригласили участвовать в радиопостановках, где она читала забавные скетчи. Их автором оказался никому на тот момент не известный Федерико Феллини. В те времена он и сам не знал, чем хочет заниматься в дальнейшем: в Риме юноша сменил с десяток профессий. Вскоре они познакомились с Джулией и уже через две недели поженились.

Кадр из фильма *Огни варьете*, 1950

Актриса Джульетта Мазина и ее муж, режиссер Федерико Феллини
Федерико Феллини был великолепным рассказчиком и фантазером. Джулия подыгрывала ему, когда он принимался описывать страны, в которых никогда не был. Она понимала, что иллюзорный мир, им созданный, разрушать нельзя. Позже Феллини говорил: «Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой. … Она была такой маленькой и нуждалась в моей заботе. … До этого времени никто не зависел от меня так сильно. Я влюбился в собственное отражение в ее глазах. Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда».

Гениальный режиссер и его бессменная муза

Жена, партнер, соавтор и муза Феллини
Своего первого ребенка Джулия потеряла, когда упала со стремянки. Врачи убеждали: ничего страшного, ведь она молода и здорова. В 24 года Джулия родила сына, но он прожил всего две недели. Вместе с сыном она потеряла и надежду стать матерью: она больше не могла иметь детей. Позже Феллини говорил, что его фильмы стали для них общими детьми, ведь Джульетта Мазина (на этом сценическом имени настоял муж) не любила играть в картинах других режиссеров. «Мои фильмы – это наши дети, – говорил Федерико Феллини, – разве они не рождаются в муках? И разве их творец не любит их, как детей?».


Федерико Феллини и Джульетта Мазина
Актриса Джульетта Мазина и ее муж, режиссер Федерико Феллини
Все свои силы Джульетта посвятила мужу и его карьере. Она умела вести переговоры и заводить знакомства с нужными людьми, искала инвесторов и, что самое главное, всегда верила в гениальность мужа. Джульетта подружилась с кинорежиссером Роберто Росселини, и вскоре он пригласил Феллини к себе ассистентом. А спустя 3 года Росселини снял фильм по его сценарию. Так началась карьера знаменитого режиссера, чьи работы стали оскароносными и заслужили мировое признание.
Джульетта Мазина в фильме *Дорога*, 1954
Джульетта Мазина в фильме *Дорога*, 1954
Несмотря на творческие успехи, их семья никогда не жила в достатке. Феллини был расточителен и, если бы не жена, наверняка окончил бы свои дни в нищете. Джульетта говорила, что в их семье она – финансист. И это была далеко не единственная ее роль. Она стала для мужа партнером, музой, советчицей и соавтором.
Джульетта Мазина в фильме *Ночи Кабирии*, 1957
Знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина
Джульетта Мазина в фильме *Ночи Кабирии*, 1957
Джульетта Мазина могла бы сделать более успешную кинокарьеру, но отказывалась от большинства предложений, так как предпочитала работать с мужем. Она сыграла в общей сложности в 24 фильмах, но ее знали только по нескольким ролям, сыгранным у Феллини. Она воплотила на экране чаплиновскую тему «маленького человека» в женском образе, за что получила прозвище «Чаплин в юбке».
Гениальный режиссер и его бессменная муза
Джульетта Мазина в фильме *Ночи Кабирии*, 1957
Федерико Феллини не хранил жене верность и не скрывал этого: «Женщины думают, что когда вы спите с кем-то помимо жены, то отдаете той, другой, не только свою плоть, но и душу. Но мужчины знают, что это не так. Однако как объяснить жене, что некую часть вас кто-то просто одолжил на ночь?» – недоумевал он. Несмотря на слухи о его многочисленных романах, Феллини признавался: «Ни один человек не значил для меня так много, как она. Она стала звездой всей моей жизни».
Гениальный режиссер и его бессменная муза
Джульетта Мазина в фильме *Джульетта и духи*, 1964
На следующий день после золотой свадьбы у Феллини случился сердечный приступ. К сожалению, врачам не удалось его спасти. На тот момент Джульетта Мазина была тяжело больна, но долгое время скрывала от мужа свой смертельный диагноз. По прогнозам врачей, она должна была прожить еще около 2-х лет, но жить без мужа не смогла – через полгода ее не стало. Ее похоронили с фотографией мужа в руках, как она хотела.
Актриса Джульетта Мазина и ее муж, режиссер Федерико Феллини
Жена, партнер, соавтор и муза Феллини
Знаменитая итальянская актриса Джульетта Мазина

Маруан Феллайни

Дебютировал в рамках «ливерпульского дерби», в котором «Эвертон» сумел добиться важной победы 3-2. Спустя три недели сумел забить свой дебютный гол в ворота «Ньюкасла». По итогам сезона 2008/09 был признан лучшим игроком «ирисок», забив 9 голов в 35 матчах. Во многом благодаря стараниям Феллайни ливерпульская команда была близка к завоеванию трофея Кубка Англии, однако уступила в финале лондонскому «Челси».

Два следующих сезона сложились для Маруана не самым лучшим образом – из-за нескольких серьезных травм бельгиец был вынужден пропустить большую часть сезона 2010/11, а также сыграть лишь во втором отрезке сезона 2011/12. Летом 2012 года «ириски» подписали с полузащитником новый пятилетний контракт. В этом сезоне он наконец-то избежал тяжелых травм и вновь сумел стать лидером «синих», отличившись 12 голами в 39 играх.

Революция на «Гудисоне» и переезд на «Олд Траффорд»

Завершив сезон 2012/13 на шестом месте, «ириски» спокойно готовились к новому футбольному году, однако, как известно, в это время карьеру завершил великий шотландский специалист сэр Алекс Фергюсон, который вскоре пригласил своего соотечественника Дэвида Мойеса на «Олд Траффорд». Дэвид решил взять с собой Феллайни, да и сам бельгиец открыто заявлял, что хочет переехать в топ-клуб. После долгих переговоров был подписан пятилетний контракт с «красными дьяволами». Маруан был куплен за 27.5 млн. фунтов, сходу став в один ряд с самыми дорогими приобретениями манчестерского клуба.

Однако шумиха, поднятая вокруг перехода Феллайни, оказалась намного изящней, чем игра бельгийца в «Манчестер Юнайтед». 14 сентября он дебютировал в матче против «Кристал Пэлас». В новой команде Маруан никак не мог найти своего места на поле. Дэвид Мойес пытался его перевести в центр полузащиты, после чего вернул в опорную зону, однако это ничего не изменило. В итоге, в декабре Маруан получил травму, выбыв из строя на два месяца. По итогам сезона Маруан был признан многими специалистами самым провальным трансфером АПЛ 2013/14. В начале следующего сезона получил травму лодыжки и пропустил около полутора месяцев. После восстановления провел в чемпионате Англии 27 матчей, в которых отличился 6 голами. По ходу сезона-2015/16 из-за различных травм снова пропустил около двух месяцев, в результате отыграв в Премьер-лиге всего 18 матчей. По итогам этого сезона вместе с манчестерским клубом стал обладателем Кубка Англии. На старте следующего завоевал с «Манчестер Юнайтед» Суперкубок Англии, обыграв в поединке за трофей «Лестер Сити» со счетом 1:2.

Международная карьера Маруана Феллайни

Футболист мог играть в состав сборной Марокко и Бельгии. Выбрав «красных дьяволов», Маруан поочередно сыграл во всех ее юношеских и молодежных командах, пока в 2007 не дебютировал в составе основной сборной. Поехал в составе Бельгии на Олимпийские игры в Пекин, где «красные дьяволы» сумели занять четвертое место. Первый гол забил в ворота португальской дружины в рамках отборочного цикла ЧЕ-2008.

Попал в заявку сборной Бельгии на Чемпионат Мира – 2014, однако не сумел отличиться результативными действиями, отыграв при этом абсолютно все поединки, включая четвертьфинал против Аргентины. Летом 2016 года вместе с бельгийской командой дошел до 1/4 финала на чемпионате Европы по Франции.

Достижения Маруана Феллайни

«Стандард»

  • Чемпион Бельгии: 2008
  • Бронза чемпионата Бельгии: 2007
  • Финалист Кубка Бельгии: 2007
  • Обладатель Суперкубка Бельгии: 2008

«Эвертон»

  • Финалист Кубка Англии: 2009

«Манчестер Юнайтед»

  • Обладатель Кубка Англии: 2015/16
  • Обладатель Суперкубка Англии: 2016

Личные

  • Лучший футболист африканского происхождения в Бельгии: 2008
  • Лучший игрок «Эвертона»: 2009
  • Игрок месяца АПЛ: ноябрь 2012

Феллини

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *