Каждый человек в своей жизни стремится к спокойствию и гармонии. Иногда так хочется сбежать подальше от городской суеты, погрузившись в себя и свои мысли, и ощутив всю красоту окружающего мира. Многим достичь умиротворенного состояния помогают медитация и йога. Эта подборка откроет зрителю всю красоту познания себя и обретения просветления. Герои этих фильмов ищут свой путь, а найдя, пытаются пройти до конца. Представляем вам список из 10 самых лучших фильмов про йогу и медитацию.

Йога (2009)

У девушки происходит серьезный конфликт на работе, в результате чего ее увольняют. С личной жизнью тоже не все в порядке, ведь она разругалась со своим парнем. Чтобы немного отдохнуть от этой суматохи и расслабится, она решает взять свою подругу и отправится на занятия йогой, которые будут длиться неделю. Они собираются и приезжают в назначенное место. Их группа состоит из нескольких совершенно разных девушек. Инструктор На-ни утверждает жесткие правила в группе, которые не под каким предлогом нельзя нарушать.

Тайна монастыря (1996)

Пол Марко – наркоторговец, который влип в серьезные неприятности. Он вместе с напарником ограбил серьезных мафиози, умыкнув у них огромную партию наркотиков. На ох поиски отправили двух коррумпированных полицейских. Они находят преступников, убивают одного из них, подставив умирающего Пола. Его успевают спасти монахи из монастыря. Они забирают мужчину к себе. Марко быстро идет на поправку. Его обучают медитации и боевым искусствам. Вскоре он становится необычайно силен, не только физически, но и духовно.

Дзэн-нуар (2004)

В одном дзэнском монастыре произошла трагическая и таинственная смерть монаха. Чтобы расследовать это дело детектив приезжает в монастырь. Он начинает разбираться в обстоятельствах смерти погибшего. Вскоре улики и факты выведут скептически настроенного детектива на очень странный след. Его взору откроется цепочка загадочных событий. Их объяснение заставит мужчину усомниться в собственных убеждениях. Ему придется сильно переоценить свои ценности и кардинально перестроить мышление.

Непокорный цветок (2016)

Раджниш Мохан был одним из индийских проповедников. И до нашего времени он почитается во всем мире, будучи великим духовным лидером.

В молодости Раджниш пытался добиться просветления. Уже в двадцатилетнем возрасте он вовсю рассуждал о природе бытия. Путь его был тернист и нелегок. Однажды он трагически потерял своего деда и сестру. Это событие стало для него сильным ударом, погрузив несчастного юношу в депрессию. Но после стольких испытаний и страданий он стал только сильнее, вернувшись на свой истинный путь.

Учение Миларепы (2006)

Он был выдающимся учителем буддизма. Его многие знали как знаменитого йога-практика. Миларепа написал множество баллад и песен, которые до сих пор пользуются огромной популярностью в тибетских монастырях и храмах. Именно он основал школу кагью, назвав ее своим именем. У Миларепы было множество последователей, жаждущих просвещения. Он провел в медитациях около двадцати лет, достигнув состояния ваджрахары. Это было настоящим чудом, ведь в предыдущих перерождениях у него не было огромных заслуг.

Фонтан (2006)

Жена врача Томаса Крео больна раком. С каждым днем ее состояние сильно ухудшается, а вскоре она оказывается прикована к больничной койке. Она не боится смерти и готова ее принять. Она дарит Томасу свою книгу, которую ему следует дописать. В ней рассказывается о жестоком инквизиторе, жаждущем поработить Испанию. Жена выступает в роли королевы, а ее муж – в роли конкистадора. Он должен спасти королеву и свою страну от захватчиков, разыскав таинственное Дерево жизни. Любимая Томаса умирает, он пытается выполнить ее предсмертную просьбу.

Дзен (2009)

Доген был неопытным послушником из Японии. Он отправился в Китай, чтобы найти учителя, который поможет ему открыть истину. Вскоре он встретил одного монаха и стал его учеником. Учитель говорил, что лишь медитация Дзэн может привести к просветлению. Вскоре Доген возвращается на родину. Теперь он просветлен, и твердо намерен распространять Дзэн-Буддизм в Японии. Он рисковал потерять все, вплоть до своей жизни, но благодаря его усилиям люди до сих пор пользуются его учениями.

На пути к истине (1972)

Молодой брамин искал просветления и смысл жизни. Он занимался медитациями и другими практиками, но не добился желаемого результата. На смену воодушевлению пришли разочарование и неудовлетворенность. Но тяжелая работа, проделанная им, не было совсем напрасна, ведь он почувствовал укрепление своего духа. Однажды он обращается к Будде и говорит, что дальше их пути разойдутся. Он пытается вернуться к мирской жизни, но это не помогает ему. Он по-прежнему не может найти покоя. После всех неудач он решает следовать в другую сторону. Постигая серединный путь, он перестает к чему-либо стремиться, живя в настоящем времени.

Самсара (2001)

Монах провел немало времени в полном отречении от мира, занимаясь медитацией. Вскоре он возвращается в свой монастырь. За проделанный путь ему был присужден высокий титул. Казалось бы, он достиг немалых высот в познании буддизма и получил награду, но это не устраивает его. Ему надоело следовать указаниям писаний, и он решает начать жить в обществе. Благодаря своей верной жене он многое узнает. В конце концов, она поведает ему самую важную тайну – смысл любви к драхме.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003)

В полной изоляции от внешнего мира на маленьком острове живет два монаха. Все свое время они проводят в медитациях, чтобы возвысить свой дух над телом. Старый монах учит еще совсем юного парня, ему только предстоит всему научиться. Он придет на смену своему наставнику. Но неожиданно в их размеренную и спокойную жизнь врывается нечто новое. Вечная гармония и покой моментально покидают эти места, когда на острове случайно появляется таинственная женщина. Ее присутствие сильно повлияет на чувства юного монаха.

20 эстетически совершенных фильмов

Есть фильмы настолько красивые, что утверждение, что их снимали люди, вызывает сомнение. Они совершенны и отвлекают нас от прозы будней, они вдохновляют нас.

В этой подборке только дьявольски красивые фильмы, пройти мимо которых практически невозможно.

Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive

Кадр: Faliro House Productions

Когда смотришь это кино, забываешь понимать о чем оно. Потому что оно чертовски прекрасно. Потому что здесь важна атмосфера, а не подробности похождений двух древних вампиров-эстетов, обедающих кровью и влюбленно глядящих друг другу в глаза. Потому что этот фильм течет, как река, и выбора — плыть или не плыть — ни у его героев, ни у его зрителей нет.

Любовное настроение / Faa yeung nin wa

Кадр: Paradis Films

Потрясающе красивый фильм о двух одиноких людях, которые живут в гонконгской коммуналке и постепенно сближаются. Их супругов никогда нет дома, а окружающий мир пропитан особенным настроением, сопротивляться которому просто невозможно. Легкая, струящаяся музыка, магия цвета, простота и выразительность иероглифа, гипнотические повторы плавных движений — все это завораживает и увлекает в глубину того чувства, которому никогда не суждено сбыться…

Амаркорд / Amarcord

Кадр: PECF

Один из самых пленительных фильмов Федерико Феллини. Структура картины напоминает сновидения и грезы — это тонкое кружево, сотканное из лиричных, смешных и непристойных сцен, порожденных воспоминаниями и фантазией великого режиссера. Маленький итальянский городок, маленький мальчик Титта, маленькие люди, вещи, события сплетаются в колоритную и обаятельную картину, написанную рукой подлинного гения.

Ускользающая красота / Stealing Beauty

Кадр: Stealing Beauty

Прекрасная юная американка приезжает в Италию, чтобы найти своего отца, раскрыть тайну смерти матери и встретить свою первую любовь. Фильм по всем параметрам подпадает под определение эстетского кино — мастерская режиссерская работа Бернардо Бертолуччи, непревзойденная Лив Тайлер в главной роли, живописные пейзажи Тосканы, пронзительные и чистые чувства делают его одним из самых красивых и трогательных фильмов в истории итальянского кино.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom

Кадр: Cineclick Asia

Глубокая медитативная картина о времени, судьбе, человеческой жизни и огромной непонятности прекрасного и таинственного мира. Действие разворачивается вдали от цивилизации — в обители старого монаха. Его ученик — маленький мальчик, которому уготована тяжелая и полная испытаний жизнь. Но ни учитель, ни сам ученик не могут остановить тяжелую поступь рока, как невозможно остановить само время.

Последняя сказка Риты

Кадр: Запределье

Еще нестарая женщина Маргарита Готье (Ольга Кузина) заболевает какой-то ужасной болезнью и попадает на лечение к своей подруге Надежде Михайловне (Татьяне Друбич). Тут же им встречается Рената Литвинова в образе прекрасной и харизматичной Смерти, которая жаждет забрать Маргариту в мир иной. Три обворожительные женщины вступают в отношения по поводу жизни, смерти и настоящей женской дружбы. Естественно, все это забавное и серьезное действо пропитано огромным морем доброго, ласкового литвиновского безумия.

Амели / Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain

Кадр: France 3 Cinéma

Нет никакого сомнения, что этот фильм смотрели все, но не включить его в список самых прекрасных фильмов всех времен и народов просто невозможно. Французский режиссер Жан-Пьер Жене создал настолько яркую, привлекательную, вкусную и сочную историю любви, что без нее современная эстетика просто немыслима. «Амели» — это совершенное сочетание красок, ритма, музыки и вдохновения с зашкаливающей концентрацией обаятельных чудаков на метр квадратный пленки. «Амели» — это «красота», только написанная другими буквами.

Эйфория

Кадр: 2Plan2

Главный герой этого фильма — бескрайняя донская степь. По ее просторам носятся Павел, влюбленный в Веру, ревнивый муж Веры, жаждущий убить Павла, а еще — собаки, коровы и прочая неприхотливая живность. Животные или молчат, или мычат. Люди преимущественно не находят слов. Молчаливая стихия сквозит из всех щелей, наполняя мир щемящей любовью и безумием. Имя этому состоянию — эйфория.

Настройщик

Кадр: Пигмалион Продакшн

Настройщик Андрюша влюблен в шикарную блондинку. Она отвечает взаимностью, но проблема в том, что молодой человек безобразно беден. Выход один — предаться пороку и обеспечить любимой девушке должный уровень существования. Все это выполнено в неповторимой стилистике Киры Муратовой, где в блестящей игре поверхностных эффектов временами открываются невиданные экзистенциальные бездны, а слова, монотонно повторяемые странными персонажами, вдруг возвращают себе давно утраченный смысл.

Фотоувеличение / Blowup

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer

Молодой успешный фотограф Томас встречает в парке интересную пару и делает несколько снимков. Женщина замечает это и требует отдать ей пленку. Заинтригованный Томас обманывает девушку и оставляет снимки себе. После проявки и фотоувеличения оказывается, что он стал невольным свидетелем криминальной драмы… Действие разворачивается на фоне богемной лондонской жизни, которую Микеланджело Антониони показывает с особым вкусом и изяществом.

Мертвец / Dead Man

Кадр: Pandora Filmproduktion

Культовый фильм Джима Джармуша, соединяющий в себе философскую притчу, роуд-муви, вестерн и мистическую балладу. Молодой бухгалтер Уильям Блейк (Джонни Депп) путешествует по Дикому Западу вместе со странным индейцем по имени Никто. Они оставляют позади грязный промышленный город и направляются к древнему духовному центру индейцев. Путешествие оказывается также и внутренним — меланхоличные пейзажи, почти дзенские диалоги и черно-белая лаконичность заставляют каждого зрителя проделать его вместе с героями этого удивительного и ни на что не похожего кино.

2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey

Кадр: Metro-Goldwyn-Mayer

Фильм Стэнли Кубрика рассказывает о загадочных черных объектах, которые периодически входят в контакт с людьми и влияют на земную эволюцию. Ученые выяснили, что объекты посылают свои сигналы на Юпитер. Было решено отправить туда экспедицию, но никто даже не подозревал о тех чудесах, которые откроются астронавтам… «Одиссея» — самый знаменитый и уважаемый научно-фантастический фильм во всей истории кинематографа. Он сделан с огромным вкусом, а его стилистика давно канонизирована дизайном и модой.

Цвет граната

Кадр: Арменфильм

Это не фильм, а настоящая визуальная поэма, фантастическая образная кинокартина, кропотливо выписанная режиссером Сергеем Параджановым. Сюжет как таковой в фильме отсутствует. Все действие представляет собой череду образов, навеянных творчеством армянского поэта Саят-Нова. Чтобы воплотить на экране его поэтическую вселенную, режиссер создал новый удивительный киноязык, благодаря которому фильм вошел в золотой фонд мирового кинематографа.

Трон в крови / Kumonosu-jô

Кадр: Toho Company

Удивительно сильное кино по мотивам шекспировского «Макбета». Выразительные образы, эмоциональная напряженность и мистическая глубина происходящего запечатлены в лучших традициях гения Акиры Куросавы. В центре повествования — самурай, которому ведьма предрекла победу над его господином. Подстрекаемый коварной женой, Васидзу Такэтоки решается на предательство и убийство ради исполнения предсказания. Но муки совести портят наслаждение, а судьба готовит ему новые испытания.

Сонная Лощина / Sleepy Hollow

Кадр: Paramount Pictures

Готический ужастик от гения фантастики и гротеска Тима Бёртона, мастера снимать вычурные нескучные фильмы со сказочными сюжетами и небывалыми персонажами. Фильм стилистически выдержан, обворожителен и затягивает в один момент. Это история о нью-йоркском констебле, который расследует серию мистических убийств. Поговаривают, что их совершил Всадник без головы…

Братство волка / Le Pacte des loups

Кадр: Jim Henson’s Creature Shop

Красивый исторический боевик, действие которого происходит во времена Великой французской революции. В провинциальном городке Жеводан появляется ужасное чудовище, которое жестоко убивает случайных путников. Раскрыть тайну Зверя и уничтожить хищника хотят многие, но это задание не для слабонервных.

Герой / Ying xiong

Кадр: China Film Co-Production Corporation

Красный — ложь, голубой — заблуждение, белый — истина. Три цвета, три философских притчи, три шедевральных блокбастера в одном фильме китайского режиссера Чжан Имоу. Безымянный герой прибывает к замку императора и рассказывает ему о трех победах над врагами престола. Весь фильм — это ожившая живопись на тему древней китайской легенды, столь же красивая, сколь и мудрая.

Запрещенный прием / Sucker Punch

Кадр: Warner Bros. Pictures

История очаровательной и не вполне нормальной Куколки — это триллер, боевик и фэнтези в одном флаконе. Ее мать умерла, а отчим хочет сделать падчерице лоботомию. Психбольница, в которой очутилась Куколка, кажется ей то публичным домом, то феодальной Японией, то окопами Первой мировой. Здесь есть практически все элементы мэшапа — солдаты-зомби, самураи, орки, рыцари, термоядерные бомбы и магические предметы. Но ценен фильм отнюдь не этим, а своей поразительной мрачной живописностью и тем безупречным вкусом, с которым сработан каждый его кадр.

Антихрист / Antichrist

Кадр: arte France Cinéma

Жуткий фильм, наполненный религиозным и психоаналитическим символизмом, адское порождение безудержного гения Ларса фон Триера. Мрачная эстетика картины погружает зрителя в сложный мир семейной пары, только что потерявшей ребенка.

Аватар / Avatar

Кадр: 20th Century Fox Film Corporation

На удивление внятный, осмысленный голливудский блокбастер, снятый легендарным Джеймсом Кэмероном. Действие фильма разворачивается на далекой планете Пандора, населенной прекрасными синими существами. Они живут в завидной гармонии с природой, но однажды на планету прибывают американцы, и волшебный мир оказывается на грани уничтожения. К счастью, земляне могут проникнуть в мир коренного населения при помощи аватаров — своеобразных биокостюмов, в которые можно внедрить человеческое сознание. Всех спасает любовь и, конечно же, совершенно неземная красота.

20 медленных фильмов XXI века, которые вознаграждают терпение

«Медленное» может быть понятием растяжимым, если относится к кино. Те, кто приучены смотреть голливудские блокбастеры, без сомнения назовут медленными даже фильмы Александра Пэйна или Клинта Иствуда. Не будет сюрпризом и то, что даже те, кто знакомы с американским независимым кино, назовут медленными европейские артхаусные фильмы режиссеров вроде Михаэля Ханеке или братьев Дарденн.

Верьте или нет, но есть фильмы, которые даже медленнее, чем типичные европейские артхаусные фильмы. Они относятся к поджанру артхауса, который кто-то называет «медленным кино», а кто-то – «современным созерцательным кино». Его присутствие на международных кинофестивалях стало особенно заметно в последние 20 или около того лет.

Очевидные потомки артхаусных гигантов вроде Микеланджело Антониони, Робера Брессона, Андрея Тарковского и Белы Тарра, но часто заходящие еще дальше, эти фильмы обычно не делают упор на сюжет и в визуальной составляющей склоняются к длинным планам и статичным кадрам, что для большинства зрителей может показаться просто бессмысленным.

Но не у каждого фильма обязан быть сильный и хорошо сконструированный нарратив, и не все они должны иметь быстрый ритм. Просто мы настолько привыкли к повсеместно используемой трехактной нарративной структуре, что иногда забываем, что фильмы – в первую очередь, не «заснятое на пленку театральное действо». Фильмы могут быть просто сенсорным опытом.

Соединение формы и содержания – вот что важно, и некоторые вещи требуют времени на их исследование и выражение. Не стоит сразу нарекать медленный фильм плохим: в сущности, есть плохие медленные фильмы, а есть хорошие медленные фильмы. Поэтому иногда терпение может быть вознаграждено особенным образом, как доказывают эти 20 медленных (а иногда и очень медленных) фильмов. Нужно лишь набраться храбрости и дать им шанс.

20. Венди и Люси / Wendy and Lucy (Келли Райхардт, 2008, США)

Из всех медленных фильмов в данном списке этот, возможно, самый легкий для погружения в темные искусства медленного кино. В нем не только играет настоящая кинозвезда Мишель Уильямс – в роли Венди, бродяги на пути на Аляску, которая застряла где-то на Тихоокеанском Северо-Западе после поломки машины, – но и он рассказывает узнаваемую и важную историю о том, как трудно сводить концы с концами в суровом современном экономическом климате.

Хотя он наполнен множеством терпеливых длинных планов, разрывающий сердце фильм Келли Райхардт обладает таким напряжением, что оно делает его почти триллером и даже скрытой мелодрамой.

19. Смерть господина Лазареску / Moartea domnului Lazarescu (Кристи Пую, 2005, Румыния)

Немногие причислят этот фильм к движению медленного кино, что является явным доказательством того, почему он стоит просмотра. Фильм, который запустил то, что сейчас известно как Румынская Новая Волна, после получения приза «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2005 году. Стоит лишь взглянуть на следующий фильм Пую, «Аврора», чтобы осознать, что у него гораздо больше общего с бандой медленного кино, чем с другим видным представителем Румынской Новой Волны, Кристианом Мунджиу.

«Смерть господина Лазареску» вообще-то ничем не отличается в плане эстетики от «Авроры»: они оба наполнены длинными планами, и в них практически ничего не происходит. Единственная разница в том, что история 63-летнего мужчины, страдающего от боли в груди, которого перемещают из одной больницы в другую, – черная комедия, хотя и трогательно гуманистичная, в которой есть множество эмоциональных и нарративных моментов, несмотря на то что «ничего не происходит».

18. Однажды в Анатолии / Bir Zamanlar Anadolu’da (Нури Бильге Джейлан, 2011, Турция)

Возможно, турецкий маэстро Нури Бильге Джейлан и выиграл свою долгожданную «Золотую пальмовую ветвь» за «Зимнюю спячку» в прошлом году , но именно с «Однажды в Анатолии» он авторитетно заявил о себе как о современном мастере после многих лет выстраивания репутации одной из артхаусных сил, с которой нужно считаться.

Действие происходит одной длинной ночью где-то среди холмов Анатолии. Группа людей из комиссара полиции, прокурора, доктора и подозреваемого в убийстве проводит ночь в разъездах по округе в поисках тела. Вокруг – темнота, освещенная лишь светом фар их машин.

Ускользающий от понимания детектив, неуловимый не только в плане содержания (а фильм наслаждается тем, как медленно и по крупицам раскрывает тайну убийства), но также и формы, которая изумительно подкрепляет и поддерживает сюжет. Все самое важное происходит на границе экрана или за его пределами, а сам фильм окутывает почти полная темнота. Все это ведет к тому типу приносящей удовольствие фрустрации, которую редко встретишь в кино.

17. Полицейский, имя прилагательное / Politist, adjectiv (Корнелиу Порумбойю, 2009, Румыния)

Еще один яркий момент Румынской Новой Волны, этот второй фильм Корнелиу Порумбойю рассказывает историю полицейского, борющегося со своей совестью, когда ему поручают следить за студентом, предположительно торгующим марихуаной. Фильм точно подвергнет испытанию терпение зрителя из-за кажущихся бесконечными сцен, в которых полицейский не будет делать ничего, кроме слежки за парнем, пока тот занимается своими повседневными делами.

В промежутках – внешне бессмысленные сцены домашней жизни полицейского, с помощью которых зритель знакомится с его семьей, узнает поближе ее членов, их привычки, то, как они думают и понимают вещи. Все обретает смысл, когда наступает развязка, в которой приходят в голову все эти сцены наблюдения и вынесения суждений о том, что видят полицейский и зрители, вместе с крохотными различиями в интерпретациях. Сама концовка – кульминационная 20-минутная сцена, снятая, кажется, будто бы одним длинным планом.

Это мастерский образец невозмутимого комического кинематографа, в котором Порумбойю нужны только 3 человека, доска, словарь и бесстрастное обсуждения определений таких слов, как «совесть», «моральный закон», «государственный закон», «полиция» и некоторых других, чтобы показать абсурдность и поверхностность правовых интерпретаций, приводящих к уморительным и разочаровывающим выводам. Режиссер использует постепенное нагнетание комического и в конце доводит его до предела, и кульминация точно стоит того, чтобы ее ждать.

16. Человек с тележкой / Man Push Cart (Рамин Бахрани, 2005, США)

Имя американского режиссера Рамина Бахрани обычно ассоциируется с движением нового американского неореализма, которое расцвело во второй половине 2000-х гг. Целая группа американских независимых фильмов вроде дебюта Це Чуна, «Дети изобретения», и «На вынос» Шона Бейкера и Цоу Ши-Чина стала глотком свежего воздуха среди засилья стандартных драм об отношениях с «Санденса», которые перенасытили инди-сцену Америки и погрузили ее в скуку.

Что особенно выделяет «Человека с тележкой» среди медленных фильмов и других представителей американского неореализма того времени, так это то терпение, с которым он просто следует за своим протагонистом Ахмадом, пакистанским иммигрантом, пока тот тащит за собой тяжелую тележку с кофе и пончиками на продажу в Нью-Йорке (и продает пиратские DVD по ночам, чтобы пополнить свой доход).

Фильм избегает любых простых психологических объяснений, и Ахмад остается загадкой на протяжении всего повествования. Есть только намеки на его прошлое, в котором он был кем-то вроде рок-звезды в Пакистане, поскольку фильм (и Ахмад) упрямо придерживается поставленной задачи, которая состоит в том, чтобы попытаться начать новую жизнь в Америке, стране надежд и мечтаний. Далекая от того, чтобы упиваться изображением бедности, это простая и скромная картина о скромном и простом человеке.

15. Манакамана / Manakamana (Стефани Спрей и Пачо Велес, 2013, Непал)

Частично этнографическое, частично структуралистское исследование, этот 118-минутный документальный фильм состоит всего из 11 кадров, каждый продолжительностью примерно 10 минут, снятых статичной камерой на штативе. В центре – пассажиры фуникулера, спускающиеся с горы после посещения храма Манакамана в Непале и поднимающегося, чтобы посетить его. Зрители могут буквально наблюдать, как в одном из кадров тает мороженое, пока две женщины пытаются съесть его, пока оно не растаяло.

То, что может показаться чрезвычайно трудными зрелищем, на самом деле может удивить зрителя тем, насколько оно загадочно и динамично. Фильм работает на противоречиях: камера одновременно статична (потому что на штативе) и движется (потому что движется фуникулер, и зритель может наблюдать за тем, что за его пределами); это портретный (пассажиры) и одновременно пейзажный фильм (ошеломляющий задний план).

14. Четырежды / Le quattro volte (Микеланджело Фраммартино, 2010, Италия)

Если есть хоть один фильм, который может заставить неподготовленного зрителя рвать волосы на голове от отчаяния, это точно «Четырежды». Уникальный и сложный в том, что, несмотря на то, что это звуковой фильм, он практически бессловесный (и нет даже ни единого субтитра, хотя это итальянский фильм!) и бессюжетный. Фильм просто показывает судьбу старого пастуха коз, затем козленка, потом огромного дерева, где умер козленок, и, наконец, останков этого старого дерева, которое сначала срубили для городского праздника, а затем использовали для получения угля.

Короче говоря, представьте неторопливый «сюжет» классического инди-фильма Ричарда Линклейтера «Халявщик», но без диалогов и, по большей части, вообще без людей – вы на полпути. Фактически, фильм вдохновлен идеей Пифагора о «четырехкратном переселении» душ, отсюда и символическая передача «эстафетной палочки» от умирающего к живому, и перевод названия фильма.

Поначалу все это обескураживает, но чего смог добиться режиссер Фраммартино, так это не только аскетичного фильма-наблюдения в духе «Наудачу, Бальтазар» Робера Брессона, но и аскетичной комедии-наблюдения в духе «Времени развлечений» Жака Тати. В фильме есть даже потрясающий комический эпизод, снятый одним длинным планом и включающий в себя собаку, пасхальное шествие, фургон и неисправные тормоза фургона, и это настолько, до колик смешно, что Тати бы точно гордился.

13. Где-то / Somewhere (София Коппола, 2010, США)

Достаточно громких американских режиссеров пробовали себя в поле американизированной версии медленного кино. Например, Гас Ван Сент с «Джерри» и «Последними днями» или Винсент Галло с «Бурым кроликом». Но никто и близко не подобрался к той расслабленной легкости, которой пропитан «Где-то» Софии Копполы, выигравший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Рассказ о звездном киноактере, который проводит лето со своей 11-летней дочерью, – идеальная история для фильма, являющегося ярким примером идеального совпадения формы и содержания. Каждый, казалось бы, «медленный» момент вполне оправдан: мы как будто сами проводим время с двумя героями в течение этого лета, а не наблюдаем за ними на экране.

12. Патти Хилл / Putty Hill (Мэттью Портефилд, 2010, США)

Между медленным кино и тем, что иногда называют «промежуточным», есть частичное совпадение, но, по сути, это просто легкий способ описать фильмы, которые находятся на границе игрового и документального. Например, когда реальные участники событий воссоздают историю, которая произошла с ними (с подобным отлично справляются иранские фильмы вроде «Крупного плана» и «Яблока»); когда реальные люди играют самих себя в вымышленном повествовании; также это может быть сочетание двух этих приемов или создание вымышленных нарративов с помощью документальных элементов.

С «Патти Хилл» режиссер Мэтт Портефилд создал замечательный фильм, одновременно и медленный, и «промежуточный»: он искусно использует документальные приемы, чтобы рассказать вымышленную историю о мертвом ребенке и влиянии его смерти на сообщество рабочего класса с окраины Балтимора.

Кадры с актерами, не только обращающимися непосредственно к камере, но и отвечающими на вопросы интервьюера за кадром (предположительно, самого Портефилда), сочетаются с вымышленными драматическими элементами, чтобы еще дальше продвинуть нарратив, и в результате мы имеем трогательный и эмоциональный портрет места и сообщества, который не только поразительно подлинен, но и важен как эстетический прорыв в американском инди-кино в стиле «сделай сам».

11. Нана / Nana (Валери Массадян, 2011, Франция)

Возможно, самый малоизвестный пункт в этом списке, этот 68-минутный фильм состоит примерно из 76 кадров, снятых статичной камерой на штативе, из которых в 6 кадрах есть прием панаромирования. Уже только это указывает на то, сколь медленен этот фильм.

Добавьте к этому то, что 80% времени фильм проводит в компании 4-летней Наны, заглавной героини. Поначалу мы наблюдаем за ежедневной рутиной ее и ее матери: как они собирают дрова, принимают ванну, едят и читают сказки на ночь. Затем – все то же самое, но уже без матери, которая исчезает загадочным образом, оставив Нану одну в коттедже рядом с лесом. Просто невероятно, насколько интересно смотреть этот фильм.

В фильме, который можно охарактеризовать как словарное определение для термина «неопределенность», Келина Лекомт абсолютно завораживает тем, насколько естественно ее исполнение роли Наны, и ее игра сама по себе – достаточная награда за то, чтобы выдержать испытание, которое предлагает этот фильм.

10. Норте, конец истории / Norte, hangganan ng kasaysayan (Лав Диас, 2013, Филиппины)

Фанаты филиппинского режиссера Лава Диаса точно назовут этот фильм лайт-версией Диаса, так как идет он «всего» 4 часа и 10 минут, в отличие от «Эволюции филиппинской семьи» (11 часов) или «Смерти в стране чар» (9 часов). Но в отличие от остальных его киномарафонов, относительная краткость этого фильма (и, вероятно, больший его бюджет) привела к более высокому качеству производства.

Он все еще держит план намного дольше, чем большинство режиссеров, но вместо постоянных статичных кадров позволяет себе роскошь прекрасно поставленных трекингов и даже съемок с помощью крана, насыщая фильм еще большим количеством смыслов в результате расширения доступного арсенала киноприемов. Возможно, это фильм Лава Диаса для тех, кто не любит фильмы Лава Диаса, но, черт возьми, он почти идеален.

9. Соседние звуки / O Som ao Redor (Клебер Мендонса Фильо, 2012, Бразилия)

При упоминании бразильского кино сразу возникают мысли об энергичных «Городе бога» и «Элитном отряде» или «новое кино» Глаубера Роши. Но эта восхитительная дебютная работа кинокритика Клебера Мендосы Фильо воплощает совершенно другой и даже новый подход, когда вплетает комментарии по поводу классового разделения в Бразилии в кажущуюся простой историю о районе с жителями среднего класса, которые формируют что-то вроде соседского дозора после серии мелких преступлений в округе.

Фильм не то чтобы медленный в смысле использования бесконечных длинных планов, поскольку Мендонса демонстрирует впечатляющий арсенал киноприемов: от различных типов кадров и монтажа в коротких сценах до всех видов трекинга и зума. Фильм можно причислить к медленным из-за упрямой стратегии постоянного сдерживания и архитектурного подхода к тому, что обычно ассоциируется с пейзажной съемкой.

Раскрыть сюжет чуть больше – значит испортить удовольствия от фильма. Достаточно сказать, что то, что изначально кажется фильмом из разряда «срез жизни», дополненным необходимым тайным наблюдением за разными жителями района, медленно трансформируется в угрожающий и загадочный триллер с твистом/разгадкой, которые будут мучить зрителей своей политической и социальной значимостью.

8. Музейные часы / Museum Hours (Джем Коэн, 2012, США)

Думать об этом фильме как о некой медленной версии «Перед рассветом», вероятно, несправедливо по отношению к тому чуду, которое режиссер Джем Коэн умудрился создать в «Музейных часах». Да, он включает в себя двоих людей, которые знакомятся друг с другом во время прогулки по великолепной Вене, но эта история о пожилом музейном охраннике, который заводит дружбу с туристкой из Канады того же возраста, – только половина волшебства.

На деле, здесь нет абсолютно никакой романтики, так как это один из тех немногих фильмов о подлинно платонической дружбе, которая развивается между мужчиной и женщиной. Его настоящая магия заключается в том, что если мы действительно откроем глаза и посмотрим вокруг, то увидим искусство повсюду, и фильм способствует этому, постоянно сопоставляя сцены с картины Питера Брейгеля Старшего с повседневными сценами обычной жизни, выбранными, конечно, самим режиссером. Это фильм, который действительно учит зрителя «видеть».

7. К морю / Alamar (Педро Гонзалез-Рубио, 2009, Мексика)

Когда дело касается мерцающей красоты визуального ряда, очень немногие фильмы могут сравниться с этой солнечной докудрамой, снятой около Банко Чинчорро, кораллового рифа в Карибском море. Она рассказывает очень простую историю о Хорхе, у которого есть всего несколько недель до того, как его пятилетний сын Натан уедет жить в Рим со своей матерью.

Когда происходит это расставание, фильм становится заманчиво открытым для интерпретаций. О чем действительно рассказывает фильм, так это о том связующем опыте, который испытывают отец и сын, когда Хорхе решает отвезти Натана в свою рыбацкую коммуну, где они проводят две славные недели с дедушкой Натана, не делая ничего, кроме наслаждения природой и простой рыбацкой жизнью. Они занимаются подводным плаванием, ловят рыбу, наблюдают за крокодилами, играют с птицами, спят в гамаках и питаются тем, что им удается поймать за день.

Является ли это простое существование предпочтительнее другой, более современной жизни, ожидающей Натана в Риме, зритель должен решить сам. Но это может подождать, а пока просто наслаждайтесь невероятной красотой солнца и моря и прекрасной идиллией, которой и является этот фильм.

6. Безмолвный свет / Luz Silenciosa / Stellet Licht (Карлос Рейгадас, 2009, Мексика)

Прямой потомок, если не ловкий пересказ, шедевра Карла Теодора Дрейера «Слово», третий фильм Карлоса Рейгадаса более чем способен сравниться с религиозным и духовным весом классики Дрейера.

Если «Слово» обладает большим количеством красивых и в то же время испытывающих терпение сцен, которые очень медленно приближают зрителя к ошеломляющей кульминации, «Безмолвный свет» идет еще дальше со множеством прекрасно поставленных и, в основном, статичных широкоформатных кадров. И еще более удивительна открывающая сцена, в которой зрители наблюдают за восходом солнца практически в реальном времени.

То, что в теории может показаться настоящим вызовом в качестве вводной сцены, в конечном итоге имеет решающее значение для того, чтобы задать открыто экстатический подход к религии и духовности. Фильм рассказывает о семье, живущей в общине меннонитов где-то на севере Мексики, и особенно о главе семейства, Йохане, который влюбляется в другую женщину.

Медленное раскрытие динамики семьи на фоне религиозных догм общины ошеломляюще окупается в концовке, которая напрямую заимствована из «Слова» и до сих пор не теряет своей эмоциональной силы.

5. Наш любимый месяц август / Aquele Querido Mês de Agosto (Мигел Гомиш, 2008, Португалия)

Еще один замечательный пример «промежуточного» кино, «Наш любимый месяц август», возможно, является самым приятным фильмом во всем перечне «промежуточных» фильмов. Не принимая во внимание пролог (продюсер фильма разрушает цепочку костяшек домино, а затем появляется сам режиссер, которого продюсер ругает за прокрастинацию), на протяжении примерно одного часа фильм кажется всего лишь обычным документальным фильмом о летних празднествах в горном регионе Португалии.

Зрители наблюдают за танцами и слушают музыку, в основном, каверы популярных песен, исполняемых местной любительской группой, и постепенно на первый план выходят несколько героев. Внезапно проявляется совершенно другой фильм, и любовная история между двумя кузенами-подростками берет верх, – очевидно, это уже точно не документальный фильм.

Это настолько хитрое и незаметное раздвоение нарратива, что даже великий Апитчатпон Вирасетакул может чувствовать угрозу. Именно в этих бесконечных играх, в которые фильм играет со своими зрителями, и заключается его невероятная прелесть.

4. Синдромы и столетие / Sang sattawat (Апитчатпон Вирасетакул, 2006, Таиланд)

Созданный по заказу фестиваля в Вене, посвященного 250-летию Моцарта, это самый радостный из фильмов Вирасетакула. И неудивительно, поскольку его целью, как написал в тексте для фестиваля режиссер, было создать проект, который «исследует нашу память и то, как наше чувство счастья вызывается самыми, казалось бы, незначительными вещами».

Для этого первая часть фильма повествует о периоде ухаживания родителей режиссера. Действие происходит в сельской больнице, и все выглядит так, как будто это прошлое. Ситуация усложняется, как только начинается вторая часть фильма, в которой рассказывается о романе уже других персонажей, только теперь действие происходит в городской больнице, а выглядит все так, как будто это настоящее или будущее.

Подвох в том, что вторая часть кажется отражением первой. В некоторых случаях дословно повторяются целые сцены или диалоги. Это одни и те же истории, но происходящие в разные временные эпохи? Или герои второй части – это реинкарнация героев из первой? Какой бы ни была зрительская интерпретация, когда смотришь фильм (и фактически сдаешься ему), несомненно одно: его бесконечные отголоски, вариации, повторения, размышления и воспоминания, безусловно, вызывают в душе счастье.

3. Птичья песня / El cant dels ocells (Альберт Серра, 2008, Испания)

Альберт Серра почти рок-звезда среди фанатов медленного кино; он смело вступает на путь, на который немногие осмеливаются вступить, со своими адаптациями классических историй в сочетании с эстетикой медленного кино.

«Птичья песнь» становится апофеозом такого подхода, так как эта история трех волхвов, путешествующих, чтобы найти новорожденного младенца Иисуса, наполнена всем, что делает этого режиссера особенным: дерзким чувством юмора, почти извращенным стремлением выдерживать длинные планы, что зачастую выглядит просто провокацией (но они необходимы, чтобы передать усилия, предпринимаемые тремя волхвами в их поисках), и безошибочным талантом в изображении возвышенного и божественного (особенно в тот момент, когда трое волхвов наконец-то добираются до места назначения и падают ниц, когда видят младенца Иисуса).

Удивительно древний в своей религиозности, но совершенно современный по форме и исполнению, этот фильм – одно из величайших достижений медленного кино.

2. Свобода / La libertad (Лисандро Алонсо, 2001, Аргентина)

Попросту говоря, это 70-минутный фильм не показывает ничего, кроме 24 часов из жизни дровосека по имени Мисаэль. Он начинается ночью, и мы видим, как герой ужинает, и заканчивается следующей ночью, когда он готовит ужин, снова состоящий из жареного броненосца.

Между этими двумя событиями зрители будут наблюдать, как Мисаэль справляет нужду в кустах, рубит дрова, звонит матери по таксофону и просто делает то, что, предположительно, делает каждый день.

И все же этот опыт описания обычных вещей и наблюдения за ними на экране совершенно не похож ни на какой другой, поскольку режиссер Лисандро Алонсо (а это его дебютный фильм) абсолютно естественно и мастерски показывает именно то, что нужно, и держит кадр ровно столько, сколько нужно, чтобы зритель не только заинтересовался, но и вовлекся в жизнь этого скромного дровосека. Когда 70 минут подходят к концу, провести их в компании Мисаэля кажется привилегией.

1. Юность в движении / Juventude Em Marcha (Педру Кошта, 2006, Португалия)

Без сомнения, лучший пример доведения терпения зрителя до абсолютного предела и одновременно вознаграждения смельчака абсолютной красотой, этот шедевр португальца Педру Кошты – просто один из величайших фильмов в истории, и точка.

Длительностью 150 минут, фильм снят в формате DV, в основном, в естественном освещении (и с творческим использованием найденных на месте зеркал в качестве рефлекторов), камерой на штативе, без единого ее движения, а в главных ролях –непрофессионалы, которые на самом деле являются обитателями трущоб Фонтенеза. Не похоже, что пободная комбинация может быть хоть сколь-нибудь волшебной.

Но сочетание харизмы главного героя по имени Вентура, устной поэзии, в которую складывается постоянное зачитывание им текста письма, которое он хочет отправить своей жене, домой в Кабо-Верде, и поэзии визуальной, состоящей из удивительно виртуозной композиции кадра и игр со светом и тенью, загипнотизирует любого, кто посмотрит этот фильм.

Привет! Приближаются праздники, и многие из вас, устав от зимы, наверняка будут проводить время на природе. И это просто прекрасно и замечательно! Но кто-то в свободное время захочет посмотреть какое-нибудь кино. И, чтобы просмотр не прошел для вас впустую, а имел пользу для вашего духовного развития, я подготовил для вас ТОП-7 своих любимых художественных фильмов о духовных поисках, просветлении и самореализации.

Я сделаю обзор каждого фильма. Но, так как это будут фильмы духовной, эзотерической тематики, я постараюсь больше делать акцент именно на том, какую духовную работу они провоцируют, а не на художественных особенностях данных картин. Хотя, должен сказать, что именно в последнем отношении все нижеприведенные фильмы являются выдающимися.

Конечно, все, что вы прочитаете далее — это только мое субъективное мнение. Это выражение само по себе нонсенс, потому что наши мнения всегда субъективны. Но, тем не менее, я это пишу затем, чтобы предупредить, что ваши впечатления смогут сильно отличаться от моих. Не привязывайтесь к моим словам. Может, вы увидите в этих фильмах то, чего не увидел я, и мне будет очень интересно узнать ваши впечатления в комментариях.

Итак, начну по порядку, двигаясь к своему самому любимому фильму из этой тематики. Напоминаю, все фильмы не документальные, а художественные, несмотря на то, что некоторые из них описывают жизнь реальных людей.

7 Место – Мирный воин

Рассматриваемая традиция: философия Mindfulness/Наследие восточных практик

Цитата: «Где ты, Дэн? – Здесь. – Какое время? – Сейчас. Кто ты? – Этот момент».

Фильм рассказывает о талантливом, самонадеянном и успешном гимнасте, которому все дается легко. У него есть блестящие перспективы спортивной карьеры, девушки, машины и деньги. Но он попадает в аварию и получает серьезную травму. Все его надежды и перспективы в один миг рушатся. Травма не позволяет ему вернуться в спорт.
Но он встречает загадочного учителя, который переворачивает все его представления не только о спорте, но и о жизни.

Философия фильма — это «здесь и сейчас». Нет, это вовсе не значит забыть обо всем и не думать о завтрашнем дне. Это не синоним фразы «после меня хоть потоп». Все наши страхи, тревоги, сомнения – это только плод мыслей о будущем или мыслей о прошлом. Если мы концентрируемся на моменте «здесь и сейчас», то все эти страхи рассеиваются как облака в жаркую погоду. Этот подход обнаружил свою эффективность в избавлении от тревоги, депрессии и просто в плане повышения качества жизни. А в этом фильме показывается применение этого принципа в отношении спортивных успехов.

Конечно, в этом подходе нет ничего революционного. Последнее время он получил известность благодаря западным писателям, например, Экхарту Толле. Но все это просто наследие древних как мир философских учений и практик, в том числе восточных. В современном мире люди с настороженностью относятся к религии и эзотерике. И они охотнее слушают современного белого европейца, чем лысого монаха или длинноволосого йога из Гималаев. Хотя все эти люди могут рассказать им одно и то же. И в этом нет ничего плохого. Это даже хорошо, что древние техники медитации пробивают себе дорогу на запад через светских популяризаторов. Разным людям требуется по-разному объяснять значение древних истин, только тогда эти истины расцветут в их сердцах. Об этом я еще расскажу в обзоре следующего фильма.

Фильм Мирный воин говорит о том, как важно быть здесь и сейчас, отринуть свои ожидания о том, каким должно быть будущее, отказаться от своей гордой заносчивости, привычных представлений и смело, с открытым ко всему сердцем двигаться в потоке реальности.

6 Место – Последнее искушение Христа

Рассматриваемая традиция: Христианство

Цитата: «Если бы я был огнем, я бы жег. Если бы я был дровосеком, я бы рубил. Но я — сердце, потому я люблю. И это все, что я могу делать».

Прекрасная картина Мартина Скорсезе, который получил много критики со стороны христианских организаций, так как сюжет, который лежит в основе фильма, не соответствует каноническому жизнеописанию Иисуса Христа. Но, на мой взгляд, смысл этого фильма, также как и других подобных произведений искусства — это не сеять крамолу, не расшатывать авторитет Священного Писания, а продемонстрировать сокровенную суть христианского учения, которая лежит по ту строну догмы и традиций.

Есть такое выражение «Нужно смотреть не на палец, который показывает на Луну, а на саму Луну». По-моему, оно исторически относилось к учению Будды и было адресовано тем людям, которые слишком сильно привязываются к словам, к концептуальным и традиционным аспектам учения и при этом забывали то, о чем, собственно, было это учение.

Многие христианские (и не только) богословские споры, на мой взгляд, сводились к обсуждению того, каким был этот палец: длинным или коротким, гладким или морщинистым. Ладно бы это ограничивалось безобидными религиозными диспутами. Но нет! Из-за того, что одни люди были убеждены, что палец был изогнутый, их, бывало, пытали и убивали те, кто считал, что палец был прямой. А уж тех, кто думал, что пальцев было несколько или, что они вовсе не принадлежали одному определенному человеку, с теми поступали самым жестоким образом. Мало того, что это породило много недопонимания и жестокости среди людей, самое главное, что в пылу всех этих споров они забывали смотреть на Луну, на которую указывал этот палец, будь он хоть трижды изогнутый!

И фильм «Последнее Искушение Христа», представляя свою версию Библейских событий, расходится с догмой церкви (палец), тем самым напоминая нам о самой сокровенной сущности христианства (Луна), которую картина оставляет незатронутой. Каким бы ни был Христос, что бы ни привело его на крест, важно, что он открыл миру замечательное учение, суть которого есть Любовь и ничего кроме Любви!

Конечно, церковные инстанции настаивают на том, что все, что написано в той версии Писания, которая дошла до наших дней, есть чистая правда, не подлежащая сомнению. Но в фильме делается предположение о том, что определенные слова были сказаны для определенных людей только для того, чтобы пробудить в них веру, наставить их на истинный путь. Но это не значит, что они были полностью правдивыми.

Конечно, наличие таких «уловок» идет вразрез с христианской традицией. Но, если мы посмотрим на восточные религии, то там с этим все намного проще. В санскрите даже есть специальный термин «упайя», что переводится как «искусное средство». Например, Будда для того, чтобы привести людей к избавлению от страдания, мог говорить им совершенно разные вещи, в зависимости от типа этих людей. Кто-то мог встать на праведный путь, только услышав об удивительных чудесах святых. А кому-то необходимо было получить безупречное логическое, философское обоснование положений веры. И это вовсе не значит, что чудеса действительно происходили. Просто рассказы о них открывают врата праведности для многих людей, до которых по-другому не достучаться. Это и есть «искусное средство».

Некоторые последователи буддизма так прямо и говорят: «Буддизм – это ложь». И это не является крамолой. Потому что само учение – это просто набор слов и концепций, а личный религиозный опыт каждого человека является его сокровенным сокровищем, неподвластным языку и умозрительным идеям.

Может и нашей христианской традиции есть чему поучиться у такого подхода? В общем, постарайтесь воспринимать фильм «Последнее Искушение Христа» не как наглый вызов догме и привычным представлениям, а как возможность вновь вспомнить о любви, сострадании, доброте, которые являются главными ценностями христианского учения, безотносительно того, как разворачивались события, предшествовавшие рождению этого учения. Спросите себя, если бы Христос не воскрес, если бы он не был сыном Божьим, разве эти ценности тогда обесценились? Быть может, наоборот, они бы приобрели ценность для многих атеистов и агностиков, которые отвергают учение со всеми его ценностями только из-за того, что оно содержит обязательный аспект веры в сверхъестественное? Как вы считаете?

Я не говорю, что мы должны убрать концепцию Бога из христианства. Я говорю просто о более терпимом отношении к тем, кто имеет свое мнение о библейских событиях. Может, разные пути приведут разных людей к одному Богу?

И если какие-то сцены фильма задевают струны вашей души и вы ощущаете, что ваши чувства оскорблены, загляните внутрь себя. И спросите себя, откуда идет эта обида? Идет ли она от Любви или она является симптомом гордыни, чувства собственной правоты и гипертрофированного сознания своего «Я» со всеми его взглядами и убеждениями?

5 Место – Человек с Земли

Рассматриваемые традиции: христианство/буддизм

Цитата: «Я воспитан на Торе, моя жена на Коране, мой старший сын атеист, младший саентолог, а дочь изучает индуизм. У меня в гостиной могут разворачиваться священные войны! Но мы следуем правилу, живи и дай жить другим».

Очень интересный и интригующий фильм, построенный практически на одних диалогах. При всем при этом он держит зрителя в напряжении до самого конца. Фильм можно назвать фантастическим. И взгляд на христианство, который мы можем увидеть в фильме, тоже достаточно фантастический. Наверное, в силу такого уж очень оторванного от реальности описания христианской доктрины фильм не стал таким скандальным, как картина Скорсезе, которую я рассмотрел выше. Тем не менее, «Человек с Земли» содержит ряд очень интересных идей о сущности христианства о его преломлении в истории человечества.

Целью хорошей, качественной фантастики, будь это проза или кинематограф, не является просто изображение совершенно небывалых и фантастических обстоятельств. Изображения будущего, невиданных возможностей техники и человека фантастический жанр использует как средство для того, чтобы обратиться к проблемам настоящего.

4 Место – Самсара (2001)

Рассматриваемая традиция: буддизм

Цитата: «Скажи мне, что более важно? Удовлетворять тысячу желаний или победить только одно»?
(В скобках указан год, так как есть два известных фильма с таким названием.)

Очень красивый фильм о монахе из Ладакха, который мечется между «греховной» мирской жизнью и праведным монастырским существованием. (Ладакх – горный регион в Индии, в котором распространен буддизм).

На мой взгляд, фильм демонстрирует то, как потакание одному пороку рождает пороки другие. Если человек не может держать в узде свою похоть, то часто ему приходится и лгать, чтобы скрыть действия, порожденные этим пороком. Негативные результаты действий накапливаются как снежный ком, и человек в итоге полностью капитулирует перед своими желаниями, становясь их узником. И может, намного легче победить одно желание, чем всю жизнь удовлетворять тысячу желаний и никогда не доходить до полного удовлетворения?

Фильм очень хороший и я всем его рекомендую. Воздержусь от своих интерпретаций концовки, так как я не уверен, что понял ее. Было бы замечательно, если бы вы поделились своим мнением в комментариях относительно того, что произошло в конце этого фильма. Что именно понял Таши?

3 Место – Дзен (Zen) (2009)

Рассматриваемая традиция: дзен-буддизм/Духовный путь вне учений

Цитата: «Глаза по горизонтали, нос по вертикали…»

Прекрасный, очень красивый японский фильм о жизни патриарха дзен Догена.

Картина очень хорошо раскрывает особенности учения дзен, главная из которых заключается в том, что никакого учения, собственно, нет. Все, что мы знаем о дзен из книг и слов — ложь. Основная духовная идея фильма, которая мне очень близка, заключается в следующем:

«Глаза (располагаются) по горизонтали, нос (располагается) по вертикали».

К этому, собственно, больше нечего добавить. Смотрите кино, очень рекомендую.

2 Место – Сиддхартха

Рассматриваемая традиция: Буддизм/Духовный путь вне учений

Цитаты (некоторые из них взяты из книги): «Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно».

«По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно».

Будда: «Ты умен, мой друг, и умно умеешь говорить! Остерегайся, однако, чрезмерного умствования».

«Со скрытой улыбкой, тихо, спокойно, напоминая здоровое дитя, шел вперед Будда, нося свое одеяние и ставя ногу так же, как все его монахи, по точно предписанным правилам. Но лицо его и походка, его тихо опущенный взор, его тихо свисающая рука и даже каждый палец на этой тихо опущенной руке дышали миром, дышали совершенством. В них не чувствовалось никаких исканий, никакой подражательности, от них веяло кроткой, неувядаемой безмятежностью, неугасаемым светом, ненарушимым миром».
«Не в мнениях дело, каковы бы они ни были – прекрасны или безобразны, умны или нелепы, каждый волен соглашаться с ними или отвергать их. Но учение, которое ты слышал от меня, не мнение, и не в том его цепь, чтобы объяснить мир для людей любознательных. Его цель иная – искупление, избавление от страданий. Бот чему учит Гаутама – и ничему иному».

Прекрасная экранизация одноименного произведения писателя Германа Гессе. Одна из немногих экранизаций, которые очень приятно и интересно смотреть даже после прочтения книги. Фильм рассказывает о духовном пути юноши, затем мужчины, позже старца, Сиддхартхи. Его искания напоминают путь его тезки Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды.

Подобно ему, Сиддхартха пытается принимать учения индийских мудрецов, практиковать предложенные ими методы избавления от страдания и смерти, чтобы, в конце концов, отвергнуть эти учения. Он постится и голодает, но не находит в этом спасения. Он пытается уничтожить свое Эго, отрицая окружающий мир, как покров Майи, иллюзии. Но и это не приносит вожделенного покоя. Наш вымышленный Сиддхартха отказывается стать учеником даже Сиддхартхи-Будды, понимая, что учение Гаутамы – это всего лишь набор слов и концепций, тогда как опыт просветления Будды принципиально невыразим. Сам он, Сиддхартха, должен стремиться к этому опыту, а не искать «идеального» учения. Он ищет свой собственный путь, более того, сам становится путем, проводником учения вне учений для самого себя.

Фильм очень красивый. Прекрасная операторская работа. Картина очень лаконично, но при этом емко передает главную идею книги Гессе: «не существует совершенного учения, все учения ложные, так как не могут передать тот сокровенный опыт, который лежал в их основе. Человек должен сам искать истину в своем сердце. Истина покоится перед ним, она окутывает его и проникает в него. Истина и путь неотделимы от реального мира, они и есть этот мир. И к этому миру больше нечего добавить. То, что есть, то есть. То чего нет, того нет. Глаза по вертикали, а нос по горизонтали. Вот и все. А слова – это просто слова».

Эта истина также не является оригинальной: о ней говорил и Будда, и мистики суфии, и индийские йоги… Но, тем не менее, люди по прежнему пытаются отыскать совершенное, единственно верное учение, которое даст ответы на их вопросы.

«Сиддхартха», фильм и книга, выражают и мое личное отношение к буддизму. Для меня Будда (также как Иисус) является скорее примером развития выдающихся способностей, феноменального сострадания, неземной любви, чем автором стройного и логичного учения о страдании и избавлении от страдания. Это живой пример того, чем может стать абсолютно каждый человек. Будда, а не его учение (как и многие другие пророки и святые древности) и есть истина и есть путь. Это больше вдохновение, мотивация, свидетельство небывалых возможностей человека, чем свод правил и предписаний, выраженных в учении буддизма. Будда – это луна, а его учение – это палец. Один из многих.

1 Место – Я – Бог (Naan Kadavul)

Рассматриваемая традиция: Индуизм/Радикальный шиваизм (Агхора)

Цитаты: «Смерть – это наказание, которое я воздаю тем, кто не заслуживает жизни! Смерть – это благо, которое я ниспосылаю тем, кто не способен жить!»

Мне всегда было интересно, почему индийские фильмы наполнены такими яркими красками, гиперболизированными эмоциями, наивными и радостными персонажами, веселыми песнями и танцами. После того, как я пожил в Индии, я ближе приблизился к этому пониманию. Если погулять по улицам Дели или Варанаси, то можно увидеть, что индийская реальность достаточно сурова для многих индийцев. На улицах можно лицезреть множество безобразных калек, грязных нищих, трупы и человеческие кости.

Эта та сторона реальности, которая скрыта от западного человека завесой социальной чистоты, общественных ритуалов и норм. Для европейца смерть, болезни, нищета и человеческое страдание – это как будто иная реальность. А для многих индийцев – это и есть реальная жизнь. И индиец находит отдохновение от этой жизни в радостных и безмятежных индийских картинах. Мы можем смеяться над наивностью этих фильмов на Западе, но нужно понимать, что это зеркальное отражение не очень радостных социальных реалий.

Индийский, точнее, тамильский фильм «Naan Kadaval» («Я – Бог») является представителем совершенно иного течения в индийском кино. Несмотря на то, что песни и танцы там присутствуют, он отражает суровую и мрачную сторону индийской реальности такой, какая она есть. Я не могу назвать этот фильм очень жестоким, но, тем не менее, если у вас очень чувствительная психика и вы с большим трудом переносите картины человеческого страдания, вид несчастных калек, то просто готовьтесь получить не самые приятные эмоции. Я не говорю «не смотреть», мне кажется, просмотр такого кино может быть полезен. Фильм произвел неизгладимое впечатление на меня, более сильное, чем все остальные картины в этом списке, поэтому я поместил его на первое место.

В основе сюжета лежит история об отце, который давным-давно оставил своего сына в священном Варанаси. Он возвращается в этот город, чтобы повидать уже взрослого сына. Но, к его ужасу, сын стал Агхори. Агхора – это течение радикального шиваизма, ответвление индуизма. Наверное, религия индуизма ассоциируется у многих с жизнерадостными кришнаитами, с развеселыми танцами, с благочестивыми запретами, в том числе, запретом на употребление в пищу мяса. На самом деле – это очень многогранное течение.

Вегетарианство? Агхори не то, что употребляют мясо, они едят сырую человеческую плоть. Благочестие и воздержание? Агхори принимают наркотики в целях духовного роста. А чтобы воздерживаться от секса, они во время обряда посвящения ломают себе половые органы. Веселые танцы? Агхори медитируют на кладбище, сидя верхом на мертвых телах. (Не беспокойтесь, этих сцен в фильме нет).

Но это не черные маги, не злобные жрецы. Они стремятся к свету через тьму и берут на себя очень большую часть человеческих страданий, выполняя свою роль во имя Бога. Об этом, на мой взгляд, фильм «Я — БОГ».

Он рассказывает о том, что разные люди выполняют разную работу Бога. Не всем предначертано судьбой сеять любовь в сердцах людей, кто-то должен выполнять «грязную работу» Бога. И чтобы ее делать, такой человек обязан вселять страх в окружающих, порвать все привязанности, иначе он не сможет выполнять свою миссию.

Когда я начал смотреть этот фильм, я не понимал действий главного героя. Он не походил на обычного, любящего святого. Он жестоко говорил со своими родными, медитировал в каких-то развалинах. Но под конец фильма приходит понимание, что у Бога был свой замысел для него. Он должен был выполнять свою работу. И только он мог ее выполнить, а не какой-нибудь мирный и добрый странствующий монах…

Для тех, кто решит посмотреть, вопрос на засыпку: что случилось с телом торговца нищими из Кералы? Почему тело не смогли найти? Пишите в комментариях=)

Мой рейтинг кончился не на самом позитивном фильме. Но это список фильмов для духовного развития. Последнее иногда подразумевает крушение воздушных замков, в которых многие из нас живут, дабы отгородиться от человеческого страдания. Осознание мимолетности человеческой жизни, понимание страданий, как мы знаем из истории, может стать основой для великих духовных перемен.

Я искренне желаю вам получить пользу из просмотра этих фильмов. Многих из вас они заставят задуматься. А кому-то помогут начать менять свою жизнь.

Фильмы о медитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *