15 культовых сюрреалистических фильмов, которые стоит посмотреть, пока ты еще жив

В наше время, когда новые фильмы все больше и больше становятся похожими друга на друга, шаблонными и однообразными, культовые картины остаются светом в конце туннеля. Причудливые, таинственные и не соблюдающие традиции — все они чрезвычайно разнообразны. Впрочем, есть у них и кое-что общее — поклонники, которые видят ценность именно в том, что эти произведения слишком необычные для массового зрителя.

Список сюрреалистических фильмов можно вести до бесконечности и, кажется, нет никакого смысла в том, чтобы пытаться описать их все. Но из их огромного количества все-таки можно выделить самые странные и самые достойные зрительской любви картины.

Дом / Hausu, 1977

Дом / Hausu, 1977 Вот что произошло, когда японская киностудия наняла режиссера-экспериментатора для того, чтобы он снял «японский ответ «Челюстям». Из этой сумасшедшей идеи получился довольно странный фильм, в основу которого режиссер Нобухико Обаяси положил ночные кошмары своей 11-летней дочери.

Повествование начинается довольно обыденно: семеро подружек отправляются в гости с ночевкой к тетушке одной из них. Однако любой зритель скоро поймет, что это единственная банальная вещь в данной картине. Уже по визуальному стилю становится ясно, что у фильма в запасе есть несколько сюрпризов, приятных зрителю и очень неприятных для маленьких героинь. Причем злобный игрушечный кот, загадочная тетка и хищное пианино — самые безобидные из этих сюрпризов.

Представление / Performance, 1970

Представление / Performance, 1970 Николас Роуг — это один из представителей британской «новой волны», создававший свои фильмы при помощи психоделических расцветок и инновационных методов монтажа. Точно так же он снял и свой дебютный фильм «Представление», на первый взгляд кажущийся обычным криминальным триллером. Но это лишь до того момента, пока в кадре не появляется Мик Джаггер.

Главный герой, гангстер Чес, случайно убивает своего мафиозного босса и теперь ищет убежища в доме друга, бывшего рок-певца, который практикует свободную любовь, экспериментирует с наркотиками всех видов и любит носить женскую одежду. Постепенно в образ жизни приятеля втягивается и Чес. «Представление» — очень яркий продукт эпохи хиппи, демонстрирующий шокированному зрителю несимулированный секс и употребление наркотиков, но все это наполнено такой долей интеллекта и остроумия, что не проникнуться разудалой атмосферой просто невозможно.

Крот / El topo, 1970

Крот / El topo, 1970 Самая известная работа Алехандро Ходоровски из всех его психоделических опусов — это «Святая гора». Однако его предыдущая картина, «Крот», намного более сюрреалистична и захватывающа. Сам Ходоровски и его родной сын предстают перед нами в образах стрелка по прозвищу Крот и его вечно голого ребенка, странствующих по пустыне в поисках четверых бандитов, слывущих величайшими стрелками в мире. Если Крот победит, то величайшим стрелком в мире по праву станет называться он сам.

Каждый из героев воплощает в себе символ определенной религии, и на протяжении всего действия Ходоровски сталкивает эти религиозные течения в символическом поединке, победителей в котором, впрочем, не остается. Картина постоянно изменяется от едкого сарказма до глубокой духовности, и далеко не каждый сможет оценить маниакальную гениальность человека, связавшего эти два явления в одном произведении.

Одержимая / Possession, 1981

Одержимая / Possession, 1981 Многие критики склонны называть творения Анджея Жулавски «хоррором с морскими мотивами», но это не совсем так. Фильм действительно держит в напряжении, и несколько раз даже заставляет подпрыгнуть на стуле от испуга, однако прежде всего это философская и провокационная психологическая драма, описывающая распад личности молодой женщины и его последствия для ее близких к ней людей.

Изабель Аджани и еще никому тогда не известный Сэм Нил сыграли семейную пару, чьи отношения постепенно сходят на нет. Мужу невдомек, что пока он находится на работе, супруга предается любовным утехам с отвратительным моллюскоподобным чудовищем, которое постоянно требует пищи в виде мужского мяса. Посредством такой отталкивающей символики Жулавски умудрился передать все стадии психоза одинокой жены, а игру Аджани до сих пор называют «подлинной арией истерики».

Печальная Белладонна / Kanashimi no Beradonna, 1973

Печальная Белладонна / Kanashimi no Beradonna, 1973 До недавнего времени эта картина считалась почти потерянной для кинематографа, однако бережная реставрация и перевыпуск сделали ее доступной каждому киноману в мире. Фильм японского режиссера полностью анимирован вручную и исполнен в причудливой акварельно-карандашной технике. Белладонну называют «оккультной психосексуальной одиссеей», но она нарисована слишком хитро, чтобы назвать ее эротической и в то же время слишком провокационно, чтобы отпустить зрителя от экрана.

Сюжет — знакомая фаустовская сказка: став жертвой насилия со стороны жителей деревни, красивая крестьянка продает свою душу дьяволу, чтобы жестоко отомстить обидчикам.

Дикая планета / La planète sauvage, 1973

Дикая планета / La planète sauvage, 1973 «Дикая планета» — один из многих сюрреалистических мультфильмов, выпущенных в 70-е годы. Его можно назвать сплошной большой галлюцинацией, но достоинство этого произведения не в визуальном ряде или странных спецэффектах. Под психоделическую джазовую музыку перед нами разворачивается самый настоящий политический эпос, события и мелкие детали которого не могут оставить в равнодушии.

Где-то в космосе затерялась планета под названием Игам. Ее основные обитатели — драги, гигантские голубые существа с красными глазами, обладающие сверхвысоким уровнем развития. Живут на Игаме и люди. Но исключительно в качестве домашних животных. В один прекрасный день начинается революция…

Другие ипостаси / Altered States, 1980

Другие ипостаси / Altered States, 1980 Режиссер Кен Рассел не славится сдержанностью или утонченностью, а «Другие ипостаси» — самая выбивающая из колеи его работа, смело использующая против вас дезориентирующие визуальные эффекты и захватывающее звуковое оформление. Настоящей изюминкой фильма режиссер сделал череду галлюцинаций главного героя, но и любителей изощренных сценариев может порадовать суть сюжета: ученый, ставящий опасный эксперимент, заходит слишком далеко.

Ученый-естествоиспытатель верит в то, что измененные состояния сознания — реальны. Для подтверждения своей гипотезы он совмещает два радикальных метода исследований — галюциногенные препараты и сенсорную депривацию. Однако опыты заводят его пугающе далеко.

Маргаритки / Sedmikrasky, 1966

Маргаритки / Sedmikrasky, 1966 Самый забавный фильм, относящийся к чешской новой волне, «Маргаритки» объединяют в себе авангардизм и доступность для понимания. В центре сюжета — две девушки с одинаковым именем Мария, по какому-то непонятному наитию вдруг решившие стать плохими. С этим решением они предаются шалостям, нарушающим все правила, принятые обществом: ходят на свидания с пожилыми мужчинами, пожирают еду, предназначенную для чужого банкета, и качаются на люстрах.

Весь этот хаос, впрочем, довольно-таки организован посредством духа феминизма, который в те годы был чрезвычайно спорным явлением. Неудивительно, что фильм Хитиловой почти сразу же запретили, как «демонстрирующий бессмыслицу». Нынешние критики, пересмотрев эту картину, пришли к выводу, что она «намного опередила свое время».

Голова-ластик / Eraserhead, 1977

Голова-ластик / Eraserhead, 1977 Невозможно составить какой-либо список фильмов, вызывающих ощущение утерянной реальности, и не включить туда раннюю работу Дэвида Линча, мастера нагонять жуть и сбивать с толку. «Голова-ластик», хоть и загадочен насквозь и донельзя непонятен, все же имеет и осмысленную фабулу. Линч задумывал его как оду страхам и комплексам отцовства, роящихся в голове главного героя.

Молодой человек узнает, что его давняя подруга родила от него ребенка с очень странной внешностью: деформированная голова и нелепое тельце придают этому, так сказать, существу сходство больше с инопланетным детенышем, чем с обычным мальчиком. Образ этого маленького чудовища становится движущей силой фильма, побуждая героя на пугающие поступки.

После работы / After Hours, 1985

После работы / After Hours, 1985 В грозном послужном списке Мартина Скорсезе есть лишь пара-тройка комедийных фильмов, но даже настолько легко прикоснувшись к жанру, он смог создать одну из самых странных и оригинальных комедий 80-х. Молодой человек, простой программист по имени Пол, знакомится с девушкой. Кажется, он понравился своей новой знакомой, и она оставляет ему свои адрес и номер телефона. Однако, отправляясь к девице в гости, Пол не ожидал, какой насыщенной на удивительные события окажется эта ночь.

События в картине представляют собой нагромождение нелепых ситуаций: то Пол оказывается в ловушке вместе с навязчивым поклонником, то его обвиняют в краже пресс-папье из квартиры художника, то он теряется в суете на вечеринке панков. Невероятная и, безусловно, намеренно бессвязная подача абсурдных эпизодов может прийтись некоторым не по вкусу. Но кое-кто, однозначно, оценит этот малоизвестный момент из карьеры Скорсезе.

Алиса / Neco z Alenky, 1987

Алиса / Neco z Alenky, 1987 Картины чешского режиссера Яна Шванкмайера всегда немного тревожны и нелинейны, и все же ни одна его работа не воплощает чувство смутного беспокойства так, как это удается его первой полнометражной картине под названием «Алиса». «Алиса» до сих пор считается сущим кошмаром для людей, которые имели неосторожность посмотреть ее перед сном, и опровергнуть это не так-то просто.

Шванкмайер отсек всю невинность и сладость оригинальной истории, чтобы выставить напоказ ее пугающие стороны. Но темные тона картины скрашены тщательно проработанными деталями и своеобразной анимацией. Его высокохудожественное видение очень часто обзывают жутким детским фильмом, в то время как на самом деле это просто сказка для взрослых.

В прошлом году в Мариенбаде / L’année dernière à Marienbad, 1961

В прошлом году в Мариенбаде / L’année dernière à Marienbad, 1961 Французский режиссер Роб-Грийе привнес в свой фильм одновременно черты и модерна, и романтизма. Сам он открыто говорил, что его творение не несет смысла и предназначено для того, чтобы заставить зрителей тщательнее всматриваться в саму природу фактов или выдумок.

Сказочное повествование постепенно заставляет нас сопереживать мужчине, который убеждает молодую красавицу в том, что год назад они уже встречались, и между ними существуют определенные чувства. Особа его интереса же, в свою очередь, не поддерживает его фантазий и категорически отказывается его узнавать. И вот они оба скрываются за финальными титрами, а зритель остается в недоумении — кто же все-таки прав? Что же это вообще было? А был красивый философский диалог, сталкивающий между собою реальность и мечты. Уникальная картина бередит умы публики до сих пор.

Видеодром / Videodrome, 1982

Видеодром / Videodrome, 1982 В начале 80-х Кроненберг уже показал себя как любитель гротеска, но ему хотелось достичь новых высот, и результатом его внутренней одержимости стал «Видеодром». Директор маленького телеканала отчаянно ищет новые провокационные идеи для своей работы и однажды ночью случайно натыкается на новый, жуткий канал, по которому непрерывно транслируются пытки и убийства. Очень скоро он обнаруживает самого себя одержимым этой странной программой и понимает, что стал объектом заговора.

Немногие фильмы могут одновременно очаровать и вызвать отвращение и, похоже, что «Видеодром» — один из них. Мрачное повествование, ужасающие спецэффекты и размышления об опасности высоких технологий — Кроненберг собрал все это в свой самый сложный и бескомпромиссный фильм.

Черная луна / Black Moon, 1975

Черная луна / Black Moon, 1975 Луи Маль — одна из самых таинственных и важных фигур французского кино. Большинство его работ основаны на реалиях современной жизни, щедро сдобренных сюрреалистическими поворотами. Спасаясь от войны, разразившейся между мужчинами и женщинами по всей Европе, главная героиня ищет убежища. Следуя за дамой, скачущей на вороном коне, она прибегает в дом, где свиньи сидят за столами, кошка играет на пианино…

Дико абсурдное развитие сюжета берет, по словам самого Маля, свое начало из «Алисы в стране чудес». Но было бы глупым считать, что режиссер не привнес в действие ничего личного. Напротив, картина глубоко интимна и, прикасаясь к фантазиям чужого человека, зритель даже испытывает некое подобие смущения и желания скорее уйти и не мешать.

3 женщины / 3 Women, 1977

3 женщины / 3 Women, 1977 Культовый режиссер Олтмен почерпнул сюжет фильма из своего сна, который он понял не до конца, но, тем не менее, записал. Снимать он намеревался без сценария, и продюсеры согласились финансировать фильм исключительно с оглядкой на репутацию Олтмена.

Молодая наивная девушка затевает тесную дружбу с прожигательницей жизни, кажется, уже повидавшей на этом свете все. В свою компанию они постепенно втягивают еще одну женщину, которой жизнь уже порядком наскучила. Сложные жизненные перипетии героинь, происходящие с их характерами метаморфозы, запутанный клубок непростых взаимоотношений очень волнуют и задевают за живое.

Надо видеть: любимые фильмы Мишеля Гондри

01. «Аталанта» (Жан Виго, 1934)

Трейлер фильма «Аталанта» (1934)
«Аталанта» Жана Виго — фильм, который я обнаружил, когда только начал увлекаться кино. Это лента 1930-х годов, снятая на очень скромные деньги режиссером, который к тому моменту был тяжело болен. Но в этом фильме заключена чистая поэзия. В центре сюжета — простая история любви и путешествие на корабле по каналу. В кадре — Мишель Симон, играющий удивительного героя. Кино несколько сюрреалистичное и невыносимо трогательное. Один из самых волшебных фильмов, что я когда-либо видел.

02. «День сурка» (Харольд Рэмис, 1993)

Сцена из фильма «День сурка» (1993)
Мне нравится «День сурка», потому что эта картина построена на интересном концепте. Причем идея фильма применима к нашей повседневной жизни, это своего рода метафора «реки жизни»: много раз повторяющиеся действия, из которых складываются однообразные дни. Понятно, что сюжет фильма фантастический и он невозможен в реальной жизни, но ассоциировать себя с этой историей очень просто. Замечательный концепт, на который нанизывается и смысл, и юмор. И, конечно же, Билл Мюррей — гений.

03. «Кес» (Кен Лоуч, 1969)

Трейлер фильма «Кес» (1969)
«Кес» Кена Лоуча — это история 12-летнего мальчика из бедной английской семьи без определенного будущего. Он находит пустельгу, разновидность соколиных, и пытается ее приручить. Мальчик отправляется в библиотеку и ворует оттуда книгу о том, как приручать птиц. Однажды в школе, где ребенку скучно, на уроке учитель просит учеников рассказать какую-нибудь историю о себе. И если рассказы других оказываются ничем не примечательными, то история мальчика о пустельге увлекает всех. Учитель начинает посещать ученика, и так раскрывается простая мысль — как важно дать возможность человеку говорить о том, что он любит. Прекрасная история. Мне очень нравятся фильмы Кена Лоуча, потому что в Европе такого кино не существует. Большинство французских картин посвящено буржуазии.

04. «Золотая лихорадка» (Чарли Чаплин, 1925)

Сцена из фильма «Золотая лихорадка» (1925)
Я люблю всего Чаплина, но выделю «Золотую лихорадку». Удивительно, как он создает напряженные, драматичные ситуации, и выделяет в них самые уморительные моменты. А какая у него потрясающая хореография. Думаю, Чаплин во многом определил ход моего режиссерского мышления. Я не имею в виду, что я второй Чарли Чаплин, но думаю, что он очень сильно на меня повлиял. Я смотрел все его фильмы в молодости, и он определенно сформировал мое видение.

05. «Новые времена» (Чарли Чаплин, 1936)

Сцена из фильма «Новые времена» (1936)
Еще назову у Чаплина «Новые времена». Особенно мне нравится сцена, в которой рабочего на фабрике засасывает в машину. В этой сцене сконцентрировано мое видение всяких механизмов и одновременно магии.

06. «Мои маленькие влюбленные» (Жан Эсташ, 1974)

Сцена из фильма «Мои маленькие влюбленные» (1974)
Не скажу, что «Мои маленькие влюбленные» были источником вдохновения, когда я снимал «Микроб и Бензин», но в голове я этот фильм постоянно держал. Это история 12-летнего ребенка, которого воспитывала бабушка, а потом взяла мать, которая ребенка не любит. При этом мальчик учится в школе, где пытается найти подружку. Фильм снят очень просто. Когда я смотрю эту картину, то ощущаю себя на месте юного героя. Жан Эсташ был одним из величайших режиссеров Франции, хотя сделал всего три или четыре фильма. Эту картину у него я много раз пересматривал и, наверное, это был мой самый первый любимый фильм.

07. «Дневник сельского священника» (Робер Брессон, 1951)

Сцена из фильма «Дневник сельского священника» (1951)
Нельзя не выбрать какой-то фильм Робера Брессона, и пусть это будет «Дневник сельского священника». В картине аскетичный, сухой визуальный ряд, но при этом богатая эмоциональная наполненность главного персонажа.

08. «Сын в отца» (Хирокадзу Корээда, 2013)

Трейлер фильма «Сын в отца» (2013)
А эту картину я увидел недавно. Японский фильм о двух детях, которых перепутали при рождении, а теперь герои пытаются исправить эту ситуацию. Но исправить сложно, ведь судьба одного ребенка, очевидно, будет хуже судьбы другого. В итоге оказывается, что детям лучше подходят те семьи, где они росли.

09. «Люблю тебя, люблю» (Ален Рене, 1968)

Сцена из фильма «Люблю тебя, люблю» (1968)
«Люблю тебя, люблю» — это такой научно-фантастический эксперимент. По сюжету парень отправляется в прошлое, чтобы иначе пережить один час, но, разумеется, все идет не по плану, так что герой обречен возвращаться к одному и тому же моменту без надежды вырваться из замкнутого круга. Сюрреалистичная картина.

10. «Призрак свободы» (Луис Бунюэль, 1974)

Сцена из фильма «Призрак свободы» (1974)
В этом фильме каждая сцена имеет элемент следующей сцены, так что вы как будто идете по нити. Каждый раз, когда я натыкаюсь на эту картину, не могу остановиться и не досмотреть ее до конца. Помню даже, как-то раз был в видеосалоне, и у них там крутился «Призрак свободы». Я так и простоял два часа, смотря этот фильм. Я просто не мог остановиться.

Гондри режиссер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *