Абстракционизм | 9 известных художников и их шедевры

В противоположность изобразительному искусству, которое стремится представлять изображение визуальной реальности; абстрактное искусство не несет в себе ничего узнаваемого в мире природы. Хотя известно, что абстракция в искусстве существует во многих культурах с древних времен, абстрактное искусство как движение зародилось в начале 20- го века, и его наиболее выдающимся лидером был русский художник Василий Кандинский. Его картина без названия, теперь известная как Первая Абстрактная Акварель, является одним из первых произведений искусства, которые отбрасывают все ссылки на известные формы, таким образом, выходя из ограничений, налагаемых репрезентативными традициями западноевропейской живописи. Абстрактное искусство продолжало доминировать в мире искусства в 20-м веке, внося некоторые из самых известных произведений искусства той эпохи. Мы собрали 10 самых известных абстрактных картин, включая шедевры, такие как Черный квадрат Малевича; Композиция Кандинского VII; Синие поляки Поллока; и Миро Блю II. Мы исключили несколько известных работ, которые считаются частично абстрактными, такие как крупные планы цветов О’Киффи и искаженные портреты Кунинга.

Бриджит Райли

Дата рождения: 24 апреля 1931 года, Лондон

Национальность: англичанка

Бриджит Райли

Оп-арт, короткая форма для оптического искусства, является жанром в абстрактном искусстве, в котором художник создает оптическую иллюзию посредством точного манипулирования узорами, формами и цветами. Бриджит Райли, одна из ведущих британских художников с 1960-х годов, является, пожалуй, самым известным оп-арт художником после Виктора Вазарели. На этой картине изображена шахматная доска, которая искажается и ускоряется по мере приближения к середине, создавая иллюзию глубины и ощущение движения. «Движение в квадратах» — самая известная работа Бриджит Райли и, возможно, самая известная картина в оп-арте.

Шедевр: Движение в квадратах

Год: 1961

Жанр : оп арт

Движение в квадратах (1961) — Бриджит Райли

Герхард Рихтер

Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден

Национальность: немец

Герхард Рихтер

Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена, заплаченная за картину любого ныне живущего европейского художника.

Шедевр: Серия абстрактных изображений

Год: 1986

Абстрактное изображение (1986) — Герхард Рихтер

Марк Ротко

Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)

Национальность: американец

Марк Ротко

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены, заплаченной за современное произведение искусства на публичных торгах.

Шедевр: Оранжевое, красное, желтое

Год: 1961

Жанр : Цветовое поле живописи

Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко

Хуан Миро

Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка

Национальность: каталонец

Хуан Миро

Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.

Шедевр: Голубой II

Год: 1961

Голубой II (1961) — Хуан Миро

Хелен Франкенталер

Продолжительность жизни: 12 декабря 1928, Нью-Йорк — 27 декабря 2011, Дэриен

Национальность: американка

Хелен Франкенталер

Лирическая абстракция была термином, придуманным для определения искусства, которое сигнализировало о возвращении к самовыражению, в отличие от геометрической абстракции и минимализма. Хелен Франкенталер — одна из самых известных женщин-абстракционистов и выдающийся образец лирической абстракции. Горы и море, ее первая профессионально выставленная работа, также является ее самой известной живописью и ярким примером лирической абстракции. Это была первая работа, которую она создала, используя свою знаменитую технику смачивания, в которой она вылила разбавленную скипидаром краску на холст, создавая яркие цветовые оттенки, которые, кажется, сливаются с холстом.

Шедевр: Горы и море

Год: 1952

Жанр : Лирическая абстракция

Горы и море (1952) — Хелен Франкенталер

Пит Мондриан

Продолжительность жизни: 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк

Национальность: нидерландец

Пит Модриан

Геометрическая абстракция — это форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан ввел термин неопластизм для своих абстрактных геометрических картин, в которых он использовал только прямую линию, три основных цвета и нейтральные оттенки черного, белого и серого . Последняя полная картина Мондриана, Broadway Boogie Woogie , вдохновлена ​​городской сеткой Манхэттена и бродвейской музыкой буги-вуги , которую Мондриан любил. Картина считается вершиной представления Мондриана, используя его живописный словарь линий, квадратов и основных цветов. Это знаменует собой кульминацию его стилистического новаторства и являетсяодна из самых влиятельных работ в школе абстрактной геометрической живописи .

Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги

Год: 1942–43

Жанр : Геометрическая абстракция

Бродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан

Джексон Поллок

Продолжительность жизни: 28 января 1912 — 11 августа 1956

Национальность: американец

Джексон Поллак

Капельная роспись — это форма абстрактного искусства, в которой краска капает или выливается на холст, а не наносится аккуратно. Джексон Поллок — самый известный практик капельной живописи, поскольку он был назван журналом TIME «Джек-капельница». Его самая знаменитая работа — картина «Синие столбы» были приобретены Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1,3 миллиона долларов, тогдашний мировой рекорд для современной американской живописи. Газеты в Австралии подвергли критике покупку с заголовками вроде «1,3 миллиона долларов за слякоть». Был политический скандал, который привел к большому общественному обсуждению, сделавшему картину популярной. Сегодня Синие столбы являются одной из главных картин в коллекции Национальной галереи Австралии, и ее приобретение считается мастерским.

Шедевр: Синие столбы

Год: 1952

Жанр : капельная живопись

Синие столбы, 1952 — Джексон Поллок

Василий Кандинский

Продолжительность жизни: 4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция

Национальность: русский

Василий Кандинский

Василий Кандинский считается многими «Отцом абстрактного искусства». Он написал некоторые из самых ранних работ в жанре, в том числе известным как «Первая абстрактная акварель». 1910-1914 годы считаются пиком карьеры Кандинского, и эта картина считается вершиной его художественных достижений в этот период. Он сделал больше исследований для этой композиции, чем для любой другой, хотя нарисовал окончательный вариант всего за три дня. Считается, что в композиции VII упоминаются апокалиптические темы «Потоп», «Страшный суд», «Воскресение» и «Рай». Вихревой ураган цветов и форм считался Кандинским самым сложным произведением, которое он когда-либо писал, и это одно из самых известных произведений абстрактного искусства, когда-либо созданных.

Год: 1913

Шедевр: Композиция VII

Композиция VII (1913) — Василий Кандинский

Казимир Малевич

Продолжительность жизни: 11 февраля 1879, Киев — 15 мая 1935, Ленинград

Национальность: русский

Казимир Малевич

Казимир Малевич был основателем художественного движения, известного как супрематизм, который сосредоточился на основных геометрических формах, таких как круги, квадраты, линии и прямоугольники, а также на использовании ограниченного диапазона цветов. Таким образом, он является пионером геометрического абстрактного искусства. Черный квадрат называют «нулевой точкой живописи», ссылаясь на историческое значение картины. Работа «монументальна не тем, что Малевич поместил в живописное пространство, а тем, что он извлек: телесный опыт, фундаментальная тема западного искусства со времен Ренессанса». Черный квадрат считается знаковым произведением абстрактного искусства, и это одна из самых известных картин двадцатого века.

Шедевр: Черный квадрат

Абстракционизм: перевёрнутая картина как предтеча нового стиля

Updated: 19.03.2020

Абстракционизм — стиль живописи и искусстве в целом, отвергающий реалистичное воспроизведение окружающего мира. Его последователи изображают простые и сложные формы, играют с цветом, используют линии, плоскости и другие объекты, комбинируя их так, чтобы создать у зрителя определённые эмоции. Этим их подход отличается от того, что применяют мастера, придерживающиеся классицизма и многих других стилей. При первом взгляде на картину, написанную абстракционистом, может показаться, что на ней — хаотичное нагромождение линий, фигур и пятен. При более внимательном изучении становится ясно, что художник создал целостную композицию, призванную вызывать у зрителя определённые мысли или настроение.

Абстракционизм как направление живописи появился в 1910 году, когда русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский написал свою первую абстрактную акварель. Сам Василий Васильевич впоследствии рассказывал о том, что он просто перевернул одну из картин Клода Моне. Ему показалось, что в такой ориентации она выглядит намного лучше, чем в обычной, и именно это побудило его использовать абстракции в своём творчестве.

Абстракционизм после его создания Кандинским начал активно развиваться. Последователями художника в этом направлении стали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, которые сформулировали философию стиля и разработали одно из его ответвлений — лучизм, или районизм. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены, который появился в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в искусстве в частности, так и в жизни в целом. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Ещё одной причиной появления стиля стало расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма, которое шло в 10-х годах прошлого века. В ходе этого процесса в живописи появились новаторские решения, подразумевавшие отказ от реалистичности и ставшие в основу абстракционизма.

Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи. Отныне художник мог полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в произведениях эмоции, мысли и ощущения. Заметим, что абстракционизм получил признание далеко не сразу — некоторое время он оставался в андерграунде и подвергался критике и осуждению. Со временем ситуация изменилась, и абстрактная живопись получила признание и заняла достойное место в ряду многочисленных стилей.

Основные направления абстракционизма

Абстракционизм по мере развития расслоился на несколько направлений, в каждом из которых работали свои представители. Появились такие виды стиля, как:

  • геометрический. В работах художников, исполненных в этом стиле, преобладают чёткие формы и линии, многие из них создают иллюзию глубины;
  • цветовой. Мастера, придерживающиеся этого направления, активно работают с цветами и их сочетаниями — именно через них они передают эмоции, которые хотят создать у зрителей;
  • минималистичный. Суть этого направления живописи — в полном отсутствии отсылок к реальным объектам и предельно сдержанном использовании цветов, форм и линий;
  • экспрессивный. Художники, творящие в этом направлении, стремятся привнести в свои произведения динамику, движение, посредством которых передают эмоции и ощущения. Оттенки, линии и формы при этом отходят на второй план.

Самые известные представители абстракционизма

За время существования абстракционизма в разных странах мира получили известность многие художники, придерживающиеся этого стиля. В их числе:

  • Василий Кандинский;
  • Казимир Малевич;
  • Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan);
  • Михаил Ларионов;
  • Наталья Гончарова;
  • Барнетт Ньюманн (Barnett Newman);
  • Франтишек Купка (František Kupka);
  • Александр Архипенко;
  • Иван Марчук;
  • Юрий Злотников;
  • Робер Делоне (Robert Delaunay);
  • Павел Филонов.

Проходят годы и десятилетия, а абстракционизм, остаётся актуальным, активно развивается и проникает во многие области искусства — архитектуру, моду и другие. Заинтересованы? Вы можете приобрести произведения искусства, выдержанные в абстрактном стиле, в онлайн-каталогах сайта Very Important Lot.

140107 15-05-2012

Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

Абстракционизм (от латинского abstractus — удаленный, отвлеченный) весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы. Для абстракционизма характерно использование исключительно формальных элементов для отображения реальности, где имитация или точное отображение действительности не было самоцелью.

Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

В абстракционизме можно выделить два четких направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений.

Кубизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто условных форм геометричной формы, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Районизм (Лучизм) — направление в абстрактном искусстве 1910-х г.г., основанное на cмещении световых спектров и светопередачи. Характерна идея возникновения форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета».

Неопластицизм — обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра.

Орфизм — направление во французской живописи 1910-х годов. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью «закономерностей» взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1910-х гг. Малевичем. Выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Сочетание разноцветных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Ташизм — течение в западноевропейском абстракционизме 1950—60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Абстракции в интерьере. Как понять и что выбрать

Абстрактные картины довольно часто используют для оформления дома: они хорошо вписываются почти в любой интерьер, можно поиграть с размером, легко подобрать нужный цвет. И да, лучше хорошей абстракции может быть только большая хорошая абстракция.

Но со временем картина не вызывает больше эмоций, становится незаметной, словно растворяется в окружающей обстановке, не смотря на свой яркий цвет и даже большой размер. Что-то пошло не так…

При подборе картины для интерьера многое зависит от ваших целей и задач: вы хотите дополнить дом ярким пятном, идеально вписывающимся по цвету и форме, или хотите еще большего — и цвета, и формы, и смыслов, и идей. Хотите, чтобы картина отзывалась, не надоедала, чтобы взгляд каждый раз останавливался на ней, блуждал по переплетению линий и форм, открывал что-то новое? Тогда к выбору придется подойти более обдуманно.

Вот несколько мыслей на тему, как подобрать хорошую абстракцию:

Намеренность. Иногда, глядя на абстракцию можно подумать, что это непроизвольное сочетание форм и цветов. Но в хорошей работе, как говорил Джексон Поллок, один из столпов абстрактного экспрессионизма, нет ничего случайного. За лихостью линий должна быть идея, смысл, а это значит, что детали картины не случайны. Внимательному зрителю открывается их бессознательно-знаковый смысл. Композиция, все изобразительные средства подчинены замыслу художника.

Джексон Поллок. No. 5, 1948

Цвет. Василий Кандинский, признанный родоначальник абстрактного искусства, долго изучал воздействие цвета.

В своей работе «О духовном в искусстве» он среди прочего пишет такие замечания: «Глаз больше и сильнее привлекается светлыми красками, а еще сильнее и больше более светлыми и теплыми тонами: киноварь притягивает и манит нас, как огонь, на который человек всегда готов жадно смотреть. От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу».

Итак, подбирать придется не просто цвет близкий к «палитре» помещения, а созвучный вам, и чем более он созвучен, тем конкретнее становятся для вас его характеристики, тем отчетливее отзвук в сознании.

Для тех, кто готов развить еще немного восприятие цвета, стоит посмотреть на дополнительные цвета в цветовом круге. Его легко найти в интернете. Это даст идею о происхождении некоторых цветов, о дополнительных цветах, об их взаимном влиянии друг на друга. Тогда банальное копирование основных цветов интерьера может смениться их грамотным использованием, подчеркиванием отдельных элементов, акцентированием, не говоря уже о глубине картины и созвучии тем и идей.

Также важно, что цвет имеет влияние на психику человека. Цвет символичен, восприятие его всегда субъективно, отношение к нему неоднозначно. Художник создает некую цветовую реальность, которая имеет вполне конкретное воздействие. Доверяйте себе в выборе картины, так как оказывать свое художественно-эстетическое воздействие каждый день она будет именно на вас.

Василий Кандинский. Желтый-красный-синий. 1925

Форма. Каждая фигура имеет собственное значение, особое «звучание». Окрашенная в определенный цвет, она становится более или менее выразительной, так же как и цвет усиливается или тускнеет.

Композиция. Она будет выражением идей и смыслов автора, она будет говорить языком формы и цвета, так как грамотная сочетаемость цветов и детально выверенное расположение линий и точек на полотне позволяют достичь визуальной гармонии даже без изображения приятных для глаза объектов. Правильная расстановка акцентов в построении композиции делает картину более выразительной. Воздействие становится сильнее. Важно, чтобы одна единственная «точка» на картине не перетягивала все внимание на себя, в этом случае можно пропустить другие столь же значимые моменты.

И да, это значит, что перед выбором конкретной абстрактной картины в нее надо вдуматься и вчувствоваться.

Пауль Клее. Десерт.

«Фишка» автора. Не секрет, что именно по знаковым отличительным чертам мы узнаем великих художников. А значит, для понимания необходимо немного углубиться в предмет. Попробуйте 10-15 минут перед сном или в другое свободное время в течение пары недель просматривать картины признанных мэтров абстракции. Начните с Кандинского, далее поисковики часто сами предлагают какие-то еще варианты. Здесь только одно условие — просто смотрите, не пытайтесь сразу воспринять смыслы и тонкости, они откроются со временем, не рубите с плеча — «я ничего не понимаю». Вот еще несколько имен, которые, как говорится, «на слуху»: Пауль Клее, Марк Ротко, Аршил Горки, Виллем де Куллинг, Ричард Дибенкорн, Барнетт Ньюмен, Фрэнк Стелла, Хелен Франкенталлер, Ли Краснер, Кеннет Нолан, Герхард Рихер и еще много талантливых художников. Даже такая небольшая «насмотренность» серьезно расширит ваши границы восприятия. И тогда выбранная абстрактная работа станет не только неустаревающим артефактом вашего дома, но и ярким выражением ваших собственных взглядов и идей!

P.S. В качестве иллюстраций мною приведены как работы признанных мастеров, так и несколько картин современных художников стоимостью ниже 500 евро.

Герхард Рихтер. Станция (577-2)

Кристель Хааг. Чистые эмоции.

Лиам Хенесси. Каскад.

Финтан Уэлан. Без названия.

Вадим Бо. Вечерняя прогулка вдоль Невы.

Хелен Франкенталер.

Возникновение и распространение абстракционизма

С 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователи и называют первых Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И все же годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
«Abstractio» означает «отвлечение». В применении к живописи этот термин позволяет передать особенности художественного сознания, направленного в поисках гармонии от частного к всеобщему. Не случайно в первые десятилетия абстрактное искусство нуждалось в теории символизма, в обращении к мистическим идеям, однако позже художников все сильнее увлекали проблемы, связанные с биофизическими открытия-ми, с попытками воплотить понятия времени и пространства, бесконечности природных форм, скрытых за внешними покровами. Один из первых абстракционистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света (цветовую пыль)».

В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов (А. Экстер и Л. Попо-ву, А. Родченко и В. Степанову, Г.Стенберга и М. Матюшина, Н. Суетина и И. Чашника). Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, современной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспективного развития.
Нет необходимости вновь повторять уже хорошо известное. Внутренние противоречия авангардного движения, усиленные жестким прессингом идеологического официоза, в начале 1930-х годов заставили его деятелей искать иные творческие пути. «Антинародное идеалистическое» абстрактное искусство отныне не имело права на существование. И казалось, оно исчезло не только из музейных залов, из книг и монографий, но из памяти.
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 году — Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время второй Мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира. В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были со-здатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко, Б. Ньюман, А. Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Ин-формационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы.


Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они, скорее, чувствовали, догадывались, интуитивно находи ли ответы на волновавшие их проблемы и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьезно относились к собственной профессиональной репутации.
Возвращение абстрактного искусства в культурное пространство России не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитацией художественных явлений Запада. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Происходил «процесс реперсонализации искусства. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира» (А. Боровский). Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как «крайне формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности», а произведения созданные абстракционистами, как «бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий».

Кандинский говорил, что «сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Во второй половине 50-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Никола Шёффера. Александр Кальдер, после «мобилей», имевших успех, создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма — оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные

Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский). Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко.

У истоков абстракционизма – В. Кандинский, П. Пикассо

Василий Кандинский

Василий Кандинский был первым художником в России, который осознанно и последовательно отказался от предметных изображений в живописи. Он стал родоначальником так называемой беспредметной живописи, предпочитая абстракцию.

Как и многие художники этой поры, он отправился за границу, чтобы получить художественное образование – в Мюнхен, в популярную школу А. Ашбе. Как это было принято, он писал натуральные этюды, усиленно занимался анатомией и получил знания в области композиции. В мюнхенской школе придавали большое значение работе с формами и линиями, что было усвоено и Василием Кандинским. Свое образование он продолжает там же, в Германии, поступив в класс Ф. Штука, прославленного рисовальщика Мюнхенской академии художеств. Будучи по натуре энергичным, активным, Кандинский притягивал к себе многих художников. В 1901 году он организовал объединение «Фаланга». Только в течение четырех лет этим объединением было представлено 12 выставок живописи тех художников, которые в объединение входили.

В нижней части картины размытые оттенки воды: голубые, синие, зеленоватые; неясные очертания твердых масс (скалы, камни), погруженных в воду. Справа поднимаются гигантские волны. Слева на скалах висит корабль, потерпевший крушение. Выше – женский торс – символ культуры и разума на паруснике цивилизации, гонимом ураганом истории. Задний парус сорвало, накрыло торс, и он стал похож на Нику. Передний парус напрягся, и он вот-вот лопнет, а парусник между тем несет на скалы. Острия разрушительных сил направлены на торс, ранят его и по нему расплываются кровавые пятна. Черные облака. Маска трагедии. Человеческий плод справа говорит о рождении новой культуры (какой она будет?), но великая старая культура обречена.

В начале XX века очень популярны стали в искусстве лубок, фольклорные мотивы, сказки, былины. Кандинский тоже черпает из этой кладовой – он пишет свои яркие работы «Русский всадник», «Русская красавица в пейзаже», «Русская деревня на реке с ладьями». Художника интересует не историческая конкретика, а возможность выявления на холсте «таинственного», воплощение сказочного предания. Кандинский был увлеченным собирателем русского лубка, эстетика которого в эти годы, безусловно, повлияла на его работы.

Начало творческой деятельности художника как абстракциониста относится к 1910 – 1911 годам. Он использовал в своих композициях ритмизованные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными, иногда прямыми, линиями. («Импровизация №7», 1910; «Смутное», 1917).

В. В. Кандинский. Смутное. 1917 г.

Дальнейшее движение Кандинского связано с устремлениями к импровизации и композиции – именно так будут называться его живописные работы. К созданию своих абстрактных работ художник двигался опытным путем, но и достаточно продуманно. Он все время балансировал на грани реального и воображаемого. Сам процесс написания картин он рассматривал как многоступенчатый эксперимент в создании пространственных реальностей. Композиционная расчетливость, выверенность в построении форм, четкая структура в расположении цветовых пятен – все это будет характерно для его «Композиций». Теоретическое обоснование своим поискам он дает в книге «О духовном искусстве», вышедшей в 1911 году. Его книга была воспринята весьма бурно в авангардной модернистской среде. Она действительно стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма в живописи. Стоит сказать, что о «духовности», «мистичности» в эти годы не размышлял только ленивый. Крайний индивидуализм в искусстве распространялся с необыкновенной силой и скоростью. Кандинский тоже в своей книге объявил о том, что творческий процесс является «самовыражением и саморазвитием духа». В этой абстрактной формуле все же было достаточно определенное мироощущение: если речь идет о «самовыражении», то, естественно, в центре творческого мира помещается «я» художника, но качество этого «я» очень редко обсуждалось. О «саморазвитии духа» говорить еще сложнее – о каком духе идет речь? Для человека традиции представления о Духе связаны с Богом как источником творящим. Естественно, что Кандинский говорил о другом «саморазвитии духа». Он полагал, что художник обязан слышать некий «внутренний звук», что зовет художника за пределы нашего реального мира. Книга «О духовном в искусстве», в сущности, вобрала в себя все, что было популярно в определенной среде русской интеллигенции начала XX века. Но их «духовность» была связана с теософией, то есть с еретическим с точки зрения духовной традиции течением мысли. Да, эти художники были разочарованы позитивизмом и делают выбор в пользу не материального, но духовного. Но духовное ищется среди языческих ритуалов, интереса к черной магии, теософии. Сама природа отвергается во имя того, что за ней, ее формами, стоит «настоящий» мир и что наш мир имеет очень мало с той, невидимой духовностью, что стоит за природой. Отсюда – культ интуиции, поиски «истинного озарения», поиск нерационального познания. Не случайно в это же время так много говорится о синтезе искусств – ищет «внутренний звук» явлений Кандинский, ищет «экстаза» в синтетической музыке А. Скрябин, о музыке природы» рассуждает художник и врач Н. Кульбин. Но эта сконцентрированность на «внутренних видениях» не может ли стать соблазном, не может ли питаться некой болезненной утонченностью и даже нездоровьем? Увы, примеров тому в начале века XX тоже много. Кандинский, например, говорил, что «видел» абстрактную картину, когда лежал, будучи тяжело болен тифом; Кульбин утверждал, что вызывает у себя определенные психические ощущения, когда втыкает в кожу затупленную иглу. То есть аномальные явления, диссонанс, говоря языком музыки, оказывались благотворны для творчества. А потому, надо очень аккуратно относиться ко всем заявлениям художников о «духовности», так как природа «духовности», как мы показали, может быть очень разной. Вообще в начале XX века оккультный рынок двух столиц был весьма обширен. Спиритические интересы, теософские журналы, внимание к восточной медицине, йоге, вегетарианству вызывали интерес в кругах интеллигенции. Дело доходило до смешного: питие чая без сахара или ношение туфель на высоком каблуке расценивались как обязательные элементы духовного «покаяния». Художников же в оккультизме привлекал взгляд на самих себя как на ясновидцев. Идея художника как ясновидца касалась и Кандинского.

В 1911 году Кандинский организовал объединение под названием «Синий всадник». Цель этого объединения была масштабна – разрушить границы между отделившимися друг от друга видами искусства, то есть собрав воедино новые идеи в живописи, музыке, театре. Подобные стремления были характерны и для художников Европы, в частности, в Берлине существовало общество «Штурм», в издательстве которого Кандинский опубликовал свой теоретический тракт «Живопись как чистое искусство». Редакция газеты с одновременным названием («Штурм») устроила для Кандинского персональную выставку, на которой были показаны работы художника, написанные в 1902 – 1912 годы. В России же Кандинский был связан с художниками Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, К. Малевичем, участвуя в устройстве выставок авангарда – «Бубновый валет» (1910 г., 1912 г., Москва), «Салон Издебского» (Москва, Одесса) и ряд других. Только в 1915 году Василий Кандинский вернулся в Россию и поселился в Москве (его прежние заезды на родину были эпизодичны и кратковременны). В Москве же в 1917 году, по его словам, «увидел революцию из своих собственных окон». Как и многие художники, проявляющие к революции лояльность, Кандинский участвует в это время в работе коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, а также занимается преподавательской, музейной и общественной работой. В частности, он становится одним из инициативных организаторов Музея живописной культуры Петрограда (1919), Института художественной культуры в Москве.

В 1921 году от имени и по поручению новой власти в России Кандинский отправляется в Германию для установления связей с лицами и учреждениями культурно-значимыми. Он остается в Баухаузе (так называется высшая школа строительства в Германии) преподавать. Художник много экспериментирует, занимается теоретической работой, ищет возможности создания «синтетического искусства». В это же время (1920 – 1930-е годы) он становится известен в Европе. Его называют лидером, теоретиком нового искусства абстракции. В 1926 году он издает теоретическую работу «Точка и линия на плоскости», которая сначала публикуется в Германии, а потом переводится на многие языки мира. Выставки Кандинского следуют одна за другой – почти ежегодно он выставляется в Европе и США. В 1933 году, после прихода в Германии к власти Гитлера, высшая школа, в которой преподавал Василий Кандинский, была закрыта. И художник перемещается во Францию и поселяется в небольшом местечке Нёйи-сюр-Сен, рядом с Парижем. Этот дом и стал для него постоянным жилищем, где он проживет до самой смерти. Живя достаточно замкнуто, мало общаясь и с русской эмиграцией, и с французскими художниками, он, тем не менее, не отказывал в приеме тем, кто желал его навестить. Естественно, что Кандинский не отказывался и от участия в выставках – в 1936 году его картины выставлены в Лондоне на вернисаже «Абстрактное и конкретное», в том же году – в Нью-Йорке на выставке под названием «Кубизм и абстрактное искусство». В фашистской Германии была устроена выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены работы авангардистов, все они потом были уничтожены. В том числе и картины Василия Кандинского.

Живя во Франции, Василий Кандинский продолжал много работать. За одиннадцать лет он создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей. Работы Кандинского оставались все теми же выверенными и механистичными композициями. Он не знал больше ни развития, ни поисков, создав однажды свой цветной и геометрический мир абстрактного искусства. Жизнь завершена. Когда-то они, ниспровергатели, говорили, что им тесно и душно в рамках старого искусства, что им надоели условные формы нравственности и жизни. Теперь, найдя свои условные формы, они стали знамениты. Но им на смену приходили другие поколения, которым их формы тоже были тесны, условны и невыносимы.

П. Пикассо

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Художники абстракционисты и их картины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *