Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
Термин «поп-арт» впервые появился в прессе в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя (англ. Lawrence Alloway), в 1966 году Эллоуэй открыто признавался: «Тогда я не вкладывал в это понятие тот смысл, который оно содержит сегодня. Я использовал это слово наравне с термином „поп-культура“, чтобы охарактеризовать продукты средств массовой информации, а не произведения искусства, для которых были использованы элементы этой „народной культуры“. В любом случае понятие вошло в употребление где-то между зимой 1954/55 годов и 1957 годом».
Первые «попартовские» работы создали три художника, учившиеся в лондонском Королевском художественном колледже — Питер Блейк, Джо Тилсон и Ричард Смит. Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)
Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.
Поп-арт породил следующие направления в искусстве: оп-арт, кинетическое искусство, ситуативное искусство (англ. situation art).
Международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Клас Олденбург, Энди Уорхол, Хокни Дэвид.
Поп-арт неоднократно подвергался критике со стороны деятелей искусств и художественных критиков. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум по поп-арту. В ходе развернувшейся дискуссии влиятельный критик-консерватор Хилтон Крамер (англ. Hilton Kramer) из газеты «The New York Times» высказал мнение, что по своей сути поп-арт «ничем не отличается от искусства рекламы». По словам Крамера, оба этих явления преследуют цель «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности». Критик настаивал на необходимости решительного противодействия поп-арту.
Присутствовавший на симпозиуме поэт, критик и лауреат Пулитцеровской премии Стэнли Кьюниц также неодобрительно отозвался о поп-арте, упрекая представителей этого художественного направления в стремлении угодить господствующему социальному классу: по словам поэта, они выражают «дух конформизма и буржуазии». Кроме того, Куниц высказал мысль, что поп-артовские «знаки, слоганы и приёмы происходят прямо из цитадели буржуазного общества, из бастиона, где формируются образы и потребности масс».
Марио Амайя (англ.)

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Топ–5 самых дорогих деятелей искусства современности

5. Дэмьен Хёрст

Сыну механика и художницы-любителя, как говорится, на роду было написано быть бунтарем и провокатором. С самого детства его регулярно забирали в полицию то за одну, то за другую выходку. Юношей он попал в колледж Голдсмит, учащиеся которого в учебных, разумеется, целях раз в неделю посещали местный морг — такая вот была у колледжа фишка. Наверное, поэтому в творчестве британца так много отсылок к смерти и прочей таинственной жути. Его произведения — это не только живопись, но и скульптура, инсталляции и дизайнерские решения для разнообразных заведений. Кстати, помните обложку альбома I’m With You группы Red Hot Chili Peppers? Вот она тоже дело рук и фантазии Дэмьена Хёрста.

Самая дорогая работа художника — это даже не картина. Это огромное плоское полотно, имитирующее длинную полку с таблетками. Разноцветные снотворные пилюли, разбросанные в, казалось бы, строгом порядке по прямым горизонтальным линиям, — это так называемая «Весенняя колыбельная», обошедшаяся покупателю в рекордные на то время 19,3 млн долларов США.

Еще одна известная работа британца — скульптура «За любовь Господа». Она представляет собой человеческий череп в натуральную величину, инкрустированный 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат. Да, кстати, и зубы на черепе настоящие.

© Photo : Damien Hirst Дэмьен Хёрст, «Весенняя колыбельная», 2002 год

4. Люсьен Фрейд

А вы знали, что внук того самого скандально известного психоаналитика жил с нами на одном историческом отрезке (он умер, оказывается, совсем недавно, в 2011 году) и зарабатывал огромные деньги? Он вовсе не пошел по стопам своего знаменитого дедушки, а стал известным художником — за его работы миллиардеры всего мира готовы выложить очень крупные суммы. Так, например, в 2008 году картина Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит» была куплена Романом Абрамовичем за 33,6 млн долларов США.

Вокруг этого полотна можно было бы насочинять сколько угодно баек из серии «Художник и его таинственная натурщица», если бы натурщицей не была знаменитая представительница лондонской богемы Сью Тилли.

Сью рассказывала, что как-то раз выпила так много лишнего, что буквально рухнула без сил на диван. Тогда-то Люсьену и пришла идея нарисовать ее. Картина «Социальный смотритель спит», кстати, не единственное полотно с позирующей Тилли. Фрейд рисовал ее как минимум еще четыре раза. Девушка, между прочим, потом сама стала художницей. Правда, значительно менее успешной, чем Фрейд.

© Photo : /Fotodom Сью Тилли на фоне картины «Социальный смотритель спит», для которой она позировала

3. Герхард Рихтер

10 февраля 2015 года на лондонском аукционе Sotheby’s анонимный покупатель заплатил 46,7 млн долларов США за «Абстрактную картину» немецкого живописца Герхарда Рихтера. Это событие тут же сделало автора картины самым дорогим из ныне живущих художников планеты. По словам самого Рихтера, за всем происходящим он наблюдал с ужасом. Стоимость его картин продолжает расти, и каждый раз его первая реакция — страх. Художник считает, что в тех огромных суммах, которые богатые любители прекрасного готовы отдать за его творчество, есть что-то поистине страшное. По его мнению, люди, которые платят такие деньги за искусство, безнадежно глупы, потому что цены на произведения искусства со временем будут неизменно падать, да и весь современный рынок в принципе сегодня «безнадежно раздут». Заодно Рихтер посетовал, что художники от этих аукционов не получают почти ничего, кроме небольших комиссионных, а все остальные деньги уходят в карман к продавцу. И вообще, искусство все больше и больше становится бизнесом. Все, в конце концов, сводится к цене.

Сразу после продажи картины Рихтер выразил также тревогу и недовольство по поводу того, что большинство молодых художников работают на то, чтобы понравиться тому или иному аукционному дому. В стремлении заработать как можно больше денег, стать известным и хорошо продаваться они упускают всё то важное, что делает художника художником. Они не могут творчески развиваться и расти. Герхард Рихтер страдает от отсутствия личного контакта с покупателями своих картин и очень раздосадован тем, что предметы искусства расцениваются теперь лишь как удачная инвестиция, и не более.

© Photo : Sotheby’s «Абстрактная картина» Герхарда Рихтера, 1986 год

2. Дэвид Хокни

Настоящий британец. Его можно поставить в один ряд с Джорджем Бестом и героем Макгрегора из фильма «На игле». Чтобы понять Хокни, достаточно услышать его самый любимый анекдот:

«Мужчина приходит к доктору и спрашивает, что ему нужно сделать, чтобы прожить как можно дольше. Врач после нескольких вопросов об образе жизни делает заключение: «Вам нужно бросить пить, курить, отказаться от жирной пищи и от секса». Мужчина в ужасе спрашивает: «И тогда я буду жить дольше?» Доктор отвечает: «Нет. Но вам определенно будет казаться, что это так».

Прожив почти всю свою сознательную жизнь в Калифорнии, Хокни никогда ни в чем себе не отказывал: свободная любовь, тусовки, всевозможные вещества, делающие жизнь ярче и веселее… С алкоголем, например, Хокни завязал совсем недавно и плавно перешел на… медицинскую марихуану.

Картину «Портрет художника» автор писал в 1971 году. Тогда он случайно наткнулся в мастерской на два лежащих на полу снимка. На одном был изображен плывущий мужчина, а на другом — персонаж с опущенной вниз головой. Дэвид вдохновился увиденным и принялся за картину. Он начал писать ее дома у режиссера Тони Ричардсона, чтобы рисовать с натуры — бассейн Ричардсона как раз для этого подходил.

В результате эту картину продали на аукционе за 90,3 млн долларов США. Некоторое время она была самой дорогой из всех работ ныне живущих художников.

© Photo : Christie’s Картина Дэвида Хокни «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1972 год

1. Джефф Кунс

Путь Джеффа Кунса — живой пример того, как из деятеля искусства можно превратиться в главу успешной компании имени себя и стать самым дорогим из ныне живущих художников планеты. В штате корпорации Jeff Koons LLC, чья штаб-квартира находится в Нью-Йорке, работают более 130 сотрудников, которые трудятся, воплощая идеи великого и неподражаемого Кунса в жизнь.

© AFP 2020 / STEPHANE DE SAKUTIN

В основе творчества американца инсталляции, выполненные из металла и напоминающие фигурки из воздушных шаров. Самая известная и самая дорогая его работа — скульптура «Кролик», созданная в 1987 году. Она ушла с молотка за рекордные 91,1 млн долларов США. Визуально «Кролик», как и почти все работы художника, стилизован под фольгированный шарик. Сделан он из нержавеющего металла, а внизу красуется личная подпись самого Кунса.

Объемные пейзажи Юстины Копаня

Обладательница невероятного навыка польская художница Юстина Копаня (Justyna Kopania) в своих экспрессивных размашистых работах смогла сохранить прозрачность тумана, легкость паруса, плавное покачивание корабля на волнах.

Ее картины поражают своей глубиной, объемом, насыщенностью, а текстура такова, что от них невозможно оторвать взгляд.

Теплая простота Валентина Губарева

Художник-примитивист из Минска Валентин Губарев не гонится за славой и просто делает то, что любит. Его творчество безумно популярно за рубежом, но почти незнакомо его соотечественникам. В середине 90-х годов в его бытовые зарисовки влюбились французы и заключили с художником контракт на 16 лет. Картины, которые, казалось бы, должны быть понятны только нам, носителям «скромного обаяния неразвитого социализма», понравились европейской публике, и начались выставки в Швейцарии, Германии, Великобритании и других странах.

Чувственный реализм Сергея Маршенникова

Сергею Маршенникову 41 год. Он живет в Санкт-Петербурге и творит в лучших традициях классической русской школы реалистичной портретной живописи. Героинями его полотен становятся нежные и беззащитные в своей полуобнаженности женщины. На многих самых известных картинах изображена муза и жена художника — Наталья.

Близорукий мир Филипа Барлоу

В современную эпоху картинок высокого разрешения и расцвета гиперреализма творчество Филипа Барлоу (Philip Barlow) сразу привлекает внимание. Однако от зрителя требуется определенное усилие для того, чтобы заставить себя смотреть на размытые силуэты и яркие пятна на полотнах автора. Наверное, так видят мир без очков и контактных линз люди, страдающие близорукостью.

Солнечные зайчики Лорана Парселье

Живопись Лорана Парселье (Laurent Parcelier) — это удивительный мир, в котором нет ни грусти, ни уныния. У него вы не встретите хмурых и дождливых картин. На его полотнах много света, воздуха и ярких красок, которые художник наносит характерными узнаваемыми мазками. Это создает ощущение, будто картины сотканы из тысячи солнечных зайчиков.

Динамика города в работах Джереми Манна

Маслом на деревянных панелях американский художник Джереми Манн (Jeremy Mann) пишет динамичные портреты современного мегаполиса. «Абстрактные формы, линии, контраст светлых и темных пятен — все создает картину, которая вызывает то чувство, которое человек испытывает в толпе и суматохе города, но также может выразить и спокойствие, которое обретается при созерцании тихой красоты», — говорит художник.

Иллюзорный мир Нила Саймона

На картинах британского художника Нила Саймона (Neil Simone) все не так, как кажется на первый взгляд. «Для меня мир вокруг — это череда хрупких и постоянно меняющихся форм, теней и границ», — говорит Саймон. И на его картинах все действительно иллюзорно и взаимосвязано. Границы смываются, а сюжеты перетекают друг в друга.

Любовная драма Жозефа Лорассо

Итальянец по происхождению современный американский художник Жозеф Лорассо (Joseph Lorusso) переносит на холст сюжеты, подсмотренные им в повседневной жизни обычных людей. Объятия и поцелуи, страстные порывы, минутки нежности и желания наполняют его эмоциональные картины.

Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Дмитрий Лёвин — признанный мастер русского пейзажа, зарекомендовавший себя как талантливый представитель русской реалистической школы. Важнейший источник его искусства — привязанность к природе, которую он нежно и страстно любит и частью которой себя ощущает.

Яркий восток Валерия Блохина

На Востоке все иначе: другие краски, другой воздух, другие жизненные ценности и реальность сказочнее вымысла — так считает современный художник Валерий Блохин. В живописи Валерий больше всего любит цвет. Его работа — это всегда эксперимент: он идет не от фигуры, как большинство художников, а от цветового пятна. У Блохина своя особая техника: сначала он наносит на полотно абстрактные пятна, а затем дорисовывает реальность.

Экспрессивная романтика Алексея Чернигина

На большинстве картин Алексея Чернигина маслом на холсте запечатлены красота, романтика и мгновения истинных чувств. Свой талант и тягу к искусству Алексей Чернигин унаследовал от отца — известного российского художника Александра Чернигина. Ежегодно они устраивают совместную выставку в своем родном Нижнем Новгороде.

17 современных художников, которые покорили нас в этом году

Среди множества современных художников, не перестающих удивлять своим талантом и фантазией, мы стараемся выбрать для вас настоящие произведения искусства.

Солнечное лето в полотнах «Моне XXI века»
Говард Беренс (Howard Behrens) — американский художник-живописец, которого заслуженно именуют Моне XXI века. И он чуть ли не единственный в своем роде, кто создает шедевры с помощью необычной техники «ножом по палитре», используя нож вместо кисти.

Каникулы в деревне от Роберта Дункана
Американский художник Роберт Дункан начал рисовать в 11 лет. Проводя каникулы на ранчо у дедушки с бабушкой в Вайоминге, он наблюдал за простым деревенским укладом жизни. Именно там Роберт и полюбил деревенскую жизнь и широкие открытые пространства.

Буйство красок Леонида Афремова
Художественный стиль Леонида Афремова впечатляет своей взрывной цветовой гаммой и необычной техникой исполнения. Цветовая палитра его картин выдает в художнике закоренелого оптимиста, всем сердцем влюбленного в окружающий мир.

Картины, от которых становится тепло и уютно на душе
Тепло детских воспоминаний — вот что ощущаешь, когда смотришь на работы современной грузинской художницы Нино Чакветадзе. Сама иллюстратор говорит: «Все мы вышли из детства, и этот факт заставляет меня снова и снова рисовать то, что пережила сама, что оставило след в моей душе».

Акварельные города Майи Вронской
Записки путешественника могут быть разными: фотографии, заметки, туристические открытки. А вот молодая польская художница Майя Вронская (Maja Wronska) из своих путешествий привозит акварельные зарисовки. Каждому городу, где ей случилось побывать, она рисует «портрет», изображая акварелью не только то, что можно увидеть глазами, но и чувства, эмоции, впечатления от увиденного и пережитого.

Экспрессивная романтика Алексея Чернигина
На большинстве картин Алексея Чернигина маслом на холсте запечатлены красота, романтика и мгновения истинных чувств. Свой талант и тягу к искусству Алексей унаследовал от отца — известного российского художника Александра Чернигина. Ежегодно они устраивают совместную выставку в своем родном Нижнем Новгороде.

Художник, который обманул наши глаза
Стиль, в котором рисует всемирно известный художник из Канады Роб Гонсалвес (Rob Gonsalves), некоторые называют сюрреализмом, но название «магический реализм» подходит ему куда лучше. Картины Гонсалвеса — это всегда волшебное объединение миров, незаметные метаморфозы, перетекание объектов из одной ипостаси в другую. Художник как бы намекает нам — все в мире взаимосвязано.

Волнующие картины Лоры Зомби
Картины Лоры Зомби — это соприкосновение наивного, доброго мира с жесткой реальностью. Впечатление от работ усиливается множественными подтеками краски и чернил, нечеткими контурами и линиями.

Пленительные картины испанского художника
Современный испанский художник Висенте Ромеро (Vicente Romero) потрясающе передает атмосферу легкости и игру света на своих полотнах. При взгляде на них кажется, будто вот-вот почувствуешь дуновение свежего ветра — как из открытого окна.

Дышащие акварели Сергея Крубатова
Сергей Курбатов — самобытный художник-акварелист. Особенность его техники заключается в том, что краска наносится на бумагу, предварительно смоченную водой. Уже написанный рисунок продолжает «жить» до полного высыхания.

Картины, на которых прошлое встречается с будущим
Художник Якуб Розальски (Jakub Rozalski) на своих полотнах создает атмосферу сказочного и захватывающего сна. Это настоящее путешествие в мир, где переплетаются прошлое, будущее и фантазия.

Яркие краски Ричарда Макнейла
Работы британского художника Ричарда Макнейла (Richard Macneil) — словно экскурсии по красивейшим городам мира. От них сложно оторвать взгляд: сочные цвета придают динамичности и погружают в атмосферу бурлящей городской жизни.

Акварели с ноткой питерской романтики
Саша Харитонова (Зеленая Лампочка) — молодая художница из Москвы, которая создает потрясающие атмосферные акварели. Ее герои искренни, их неподдельные эмоции, чувства и все тепло отношений мгновенно подкупают зрителей. Саша очень любит Санкт-Петербург, поэтому ее рисунки пронизаны романтикой этого чудесного города.

Уютные улочки Евгения Лушпина
Евгений Лушпин по праву считается одним из лучших российских художников современности. Для своих работ в качестве основы Евгений берет привычные городские пейзажи, придавая им некоторой иррациональности. В результате зритель погружается в реальный, но в то же время выдуманный мир, который вот-вот окажется под властью сумерек.

Чувственная красота глазами Даниэль Ричард
Работы канадской художницы Даниэль Ричард (Danielle Richard) запоминаются особенным светом: от них будто веет летними вечерами, прохладным ветерком на пристани и солнечным теплом. Поэтому каждая из ее выставок встречается публикой с теплотой и энтузиазмом.

Гиперреалистичные акварели английского художника
Художник Джо Фрэнсис Доуден (Joe Francis Dowden) рисует гиперреалистичные акварели. И считает, что это под силу каждому. Секрет мастерства художника прост: он давно выбросил учебники по акварели и стал гулять по настоящему лесу, подмечая и наблюдая за каждой деталью будущего пейзажа.

Картины, которым позавидует сам Ван Гог
Художница Айрис Скотт (Iris Scott) рисует совершенно восхитительные картины, но делает это не с помощью кисти, как товарищи по цеху, а пальцами. Пейзажи, девушки, похожие на нимф, город в лучах вечернего солнца, собаки в водяных брызгах — всё это состоит из десятков тысяч мазков-прикосновений художницы. Так она и работает, чередуя короткие мазки с длинными, смешивая краску на руках, а затем непосредственно на полотне.

Художники поп арта и их картины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *