Жюри 71-ого Каннского кинофестиваля возглавила Кейт Бланшетт. Со своими обязанностями справилась без нареканий. Предлагаем обратить внимание на этот список новых фильмов, которые, без сомнения, вошли в число лучших кинопремьер фестиваля.

Судный день / Yomeddine

Режиссёр Абу Бакр Шоки согрел сердца зрителей, как никто другой. Египетский фильм «Судный день» – добрейшая и на редкость духоподъёмная история, не типичная для Каннского фестиваля. Повествует она о человеке по имени Бешай, который живёт в колонии для людей, страдающих проказой. Он излечился, но остался с отвратительными шрамами и искалеченными руками. Нищий Бешай хочет найти своих родственников, оставивших его в лепрозории в детстве. Он отправляется в далёкое путешествие на телеге со своим осликом и мальчиком-сиротой по имени Обама, а на пути их ждёт множество разных людей.

Дом, который построил Джек / The House that Jack Built

Фестиваль не мог обойтись без спорного кино, и на этот раз на набережной Круазет отличился Ларс фон Триер, ставший персоной нон грата в Каннах в 2011 году из-за опрометчивых высказываний о нацистах и Адольфе Гитлере. В этом году датский кинорежиссёр вернулся с психологическим триллером о серийном убийце. Поклонники фильмов ужасов обязательно оценят его экстремальные образы. Главного героя сыграл Мэтт Диллон, также в съёмках участвовали Ума Турман и Райли Кио.

Фильм показали на Каннском кинофестивале вне конкурсной программы. Реакция зрителей и критиков оказалась крайне неоднозначной: около ста человек покинули зал во время показа, а те, что остались, в конце аплодировали стоя.

Чёрный клановец / BlacKkKlansman

Комедийная драма Спайка Ли завоевала Гран-при, вторую по значимости награду кинофестиваля. «Чёрный клановец» – один из его лучших фильмов за долгое время, снятый по одноимённой книге Рона Сталворта. Несмотря на сатиричное звучание, история основана на реальных событиях. В 1970-х годах афроамериканский детектив с напарником-евреем внедрился в организацию Ку-клукс-клан в городе Колорадо-Спрингс, чтобы регулярно ломать планы ККК. Поднимая очень серьёзные темы, Ли вводит много комедийного в сюжет и прицельно громит «альтернативных правых».

Пепел – самый чистый белый / Jiang hu er nv

Цзя Чжанке – один из самых интересных современных кинематографистов Китая. Его новая картина участвовала в основной программе, хотя в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» уступила «Магазинным воришкам» японского режиссёра Хирокадзу Корээда. Повествование фильма «Пепел – самый чистый белый» начинается с 2001 года и длится более десяти лет. Это гангстерская эпопея и в то же время меланхоличная сага о двух влюблённых, их разбивающихся надеждах и амбициях.

Дождь – это песня в деревне мертвецов / Chuva é cantoria na aldeia dos mortos

Документальный фильм Жоао Салавиза и Рене Надера Мессоры, получивший приз жюри в программе «Особый взгляд», совершенно уникален в своём роде. 15-летний житель джунглей Амазонки готовится стать шаманом, но всё, о чём он может думать, это побег в соседний город из замкнутого мира своей деревни.

Высококонтрастная 16-миллиметровая зернистая плёнка придаёт фильму импрессионистский колорит, словно Моне отправился в Бразилию, написал тропические леса и его картины вдруг ожили.

Экстаз / Climax

Пожалуй, впервые за свою карьеру Гаспар Ноэ удостоился восторженных отзывов благодаря «Экстазу». Это история, основанная на реальных событиях 1990-х годов, о танцевальной труппе, готовящейся к американскому туру. Артисты решают устроить вечеринку, чтобы расслабиться после упорной подготовки, но все идёт наперекосяк, когда кто-то добавляет ЛСД в миску сангрии.

Фильм сняли за 15 дней в основном с непрофессиональными актёрами, но возглавила актёрский состав София Бутелла. «Экстаз» показали в программе «Двухнедельник режиссёров» и отдали ему премию Международной конфедерации художественного кино.

Холодная война / Zimna wojna

Павел Павликовский получил приз за лучшую режиссуру, представив фильм «Холодная война». Создавая эту изысканную жемчужину мирового кино, польский и британский кинорежиссёр отчасти вдохновился историей своих родителей. Зула (Иоанна Кулиг) и Виктор (Томаш Кот) встречаются в музыкальной академии в Польше, где она – студентка, а он – преподаватель. Они любят друг друга, но события вынуждают их держаться на расстоянии в течение длительного времени.

Птицы летом / Pájaros de verano

Сиро Герра поразил зрителей в 2015 году, представив в Каннах фильм «Объятия змея». «Птицы летом» он снял совместно с женой Кристиной Гальего. Работа не вошла в основной конкурс и была показана в программе «Двухнедельник режиссёров».

Криминальная драма разворачивается в полузасушливом прибрежном районе Гуахира, на северной оконечности Колумбии. Повествование сосредоточено на торговле наркотиками до появления Пабло Эскобара в 1980-х годах и показывает, как наркоторговцы уничтожали коренные племена и их образ жизни.

Айка / The Little One (Ayka)

Приз за лучшую женскую роль в Каннах получила Самал Еслямова, исполнившая главную роль в фильме режиссёра Сергея Дворцевого «Айка». Казахская актриса сыграла мигрантку, которая нелегально работает в Москве и под тяжестью обстоятельств оставляет в больнице новорожденного сына. Портрет молодой женщины, тонущей в безжалостном мире, показан со всей глубиной и сложностями характера.

Ранее Сергей Дворцевой получал Главный приз в конкурсной программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 2008 году с фильмом «Тюльпан».

Дикая груша / Ahlat Agaci

Мастер размеренного кино Нури Бильге Джейлан, чьи работы по глубине сопоставимы с литературным произведением, уже блистал в Каннах. В 2014 году он завоевал главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», за камерную драму «Зимняя спячка», снятую по мотивам рассказа А. П. Чехова «Жена». В этом году турецкий кинорежиссёр привёз на конкурс кинокартину «Дикая груша» длительностью 3 часа и 8 минут. Выдержка зрителя вознаградится удивительно мощной концовкой. Это история о молодом человеке, который возвращается в родную деревню и всё с большим цинизмом и раздражением относится к жизни и к своему отцу. «Дикая груша» – по-настоящему монументальное и жизненное кино.

12 фильмов Каннского фестиваля — 2018, которые нельзя пропустить ни одному киноману

1. Экстаз

Самый эффектный фильм фестиваля в основной конкурс не попал и за «Пальмовую ветвь» побороться не смог. Зато все зрители, посмотревшие кино Гаспара Ноэ, заявляют, что испытали настоящий экстаз.

Основанный на реальных событиях фильм целиком посвящён вечеринке одной группы танцоров, на которой в сангрию кто-то подсыпал ЛСД. В арсенале режиссёрских приёмов есть длинные планы, кислотные титры на весь экран, ультранасилие и музыкально снятый промискуитет. В одной из ролей — французская танцовщица, звезда фильмов «Kingsman: Секретная служба» и «Взрывная блондинка» София Бутелла.

Когда выйдет

Пока не известно, фильм куплен для российского проката.

Что смотреть из похожего

Предыдущие фильмы Ноэ: галлюциногенный «Вход в пустоту» и шокирующую «Необратимость».

2. Граница

The Upcoming

Победителем секции «Особый взгляд» на фестивале стала шведская хоррор-сказка на тему любви, толерантности и самоидентификации по роману автора «Впусти меня».

По сюжету таможенница в порту Стокгольма, обладающая абсолютным нюхом, рыком и уродливым лицом, знакомится с внешне похожим на неё контрабандистом и вскоре узнаёт, что она тролль. Фильм превращается в необычную жанровую солянку, которая сочетает в себе нордический реализм, комедию и скандинавский фольклор.

Пока не известно, фильм куплен для российского проката.

Современную шведскую классику: «Впусти меня» или «Охотников на троллей».

3. Пылающий

Этот фильм поставил рекорд по части положительных оценок. Никогда ещё за новейшую историю фестиваля у критиков не было такого единодушия насчёт лучшей картины. Однако «Золотая пальмовая ветвь» корейскому режиссёру Ли Чхан-дону не досталась.

В фокусе ленты, поставленной по рассказу Харуки Мураками, оказывается сразу несколько элементов: любовный треугольник, золотая молодёжь, исчезновение девушки, амбиции начинающего писателя и пылающие парники. До конца понять, о чём картина, так и не получится, равно как и оторваться от экрана.

5 июля.

Предыдущие фильмы Ли Чхан-дона, например «Поэзию», а также «Исчезновение» Джорджа Слёйзера.

4. Счастливый Лазарь

Courtesy of Cannes Film Festival

Это всего третья лента 36-летней Аличе Рорвакер, но у режиссёра уже сложилась впечатляющая фестивальная карьера. С предыдущим фильмом «Чудеса» девушка взяла Гран-при Каннского кинофестиваля. Тогда как в этом году ей прочили главную награду, но достался только «Приз за сценарий».

Хотя сюжет в её новом фильме и не главное. Известно, что кино в вольной форме пересказывает библейскую историю о воскресшем Лазаре. Что остаётся загадкой и что хочется поскорее лицезреть самому — это то, при помощи каких художественных средств итальянке вновь удалось покорить фестивальную публику своим гуманизмом.

Hеизвестно. Предыдущую картину Рорвакер «Чудеса» пришлось ждать четыре года.

«Чудеса», классические ленты Феллини и Эрманно Ольми.

5. Капернаум

Зейну всего 12 лет, но он уже вынужден обеспечивать семью: у его родителей нет денег, чтобы оформить ему даже сертификат о рождении. Однажды на улицах Бейрута Зейн пырнёт кого-то ножом и попадёт за это в тюрьму. После чего подаст на родителей в суд за то, что те родили его на свет.

После премьеры в Каннах многие журналисты называли фильм откровенно манипулятивным и душещипательным, пока другие писали о выдающейся работе ливанского режиссёра Надин Лабаки с детьми. В одном критики сошлись единогласно: 13-летний Зейн аль Раффеа, сыгравший главную роль, — самое удивительное открытие этого фестиваля.

Неизвестно.

Про детей и нищету снято множество фильмов (от чаплиновского «Малыша» до «Миллионера из трущоб»), но ближе всего к истории Лабаки будет «Город Бога».

6. Образ и речь

Если вы смотрели предыдущую работу Жана-Люка Годара «Прощай, речь», не удивляйтесь тому, что выдающийся классик приготовил на этот раз. В «Образе и речи» одинаково сосуществуют нарезки из фильмов Майкла Бэя, ролики с YouTube, закадровое бормотание о геополитике и арабском мире и бесконечный поток самых разных аудиовизуальных образов.

В каком-то смысле подход Годара, получившего за свой эксперимент «Специальную пальмовую ветвь», можно назвать киноинсталляцией. На основе фильма действительно собираются запустить передвижную музейную выставку. Будем надеяться, что лента дойдёт до наших кинотеатров быстрее.

Неизвестно.

Поздние фильмы Годара «Прощай, речь», «Фильм-социализм», а также эксперименты с кино Гая Мэддина («Запретная комната», «Замочная скважина»).

7. Холодная война

Courtesy of Protagonist Pictures

За «Иду» поляк Павел Павликовский получил в своё время премию «Оскар», обойдя в голосовании Андрея Звягинцева. А за показанную в конкурсе Канн «Холодную войну» — всего лишь приз в категории «Лучший режиссёр». Хотя, судя по отзывам, мог бы уехать и с «Золотой пальмовой ветвью», будь жюри чуть более благосклонным.

Как и в «Иде», Павликовский продолжает исследовать исторические травмы польского народа через призму глубоко личных историй. Вот и в центре «Холодной войны», казалось бы, сюжет о растянувшихся во времени отношениях певицы Зулы и пианиста Виктора на фоне немого противостояния коммунизма и Запада. На деле это трогательное и невероятно красивое послание родителям режиссёра, чью жизнь повторяют экранные судьбы героев.

Неизвестно.

«Иду» Павла Павликовского.

8. Под Силвер-Лэйк

Четыре года назад режиссёр Дэвид Роберт Митчелл впечатлил каннскую публику лентой «Оно», которая оказалась высказыванием о ВИЧ, засунутым в оболочку хоррора. В этот раз он привёз в Канны ещё более необычную игрушку — запутанную и завуалированную историю о заговоре поп-культуры с приветом Дэвиду Линчу.

Главный герой, сыгранный Эндрю Гарфилдом, бродит по Лос-Анджелесу в поисках таинственной блондинки, с которой он переспал накануне. Разумеется, поиски приведут парня к ошеломляющим открытиям, а фильм — к лаврам культового кино поколения хипстеров.

Этим летом.

Картины «Донни Дарко» и «Сказки юга» другого культового американца Ричарда Келли.

9. Чёрный клановец

Комедия Спайка Ли в Каннах стала настоящей отдушиной среди типично серьёзной конкурсной программы. Возможно, поэтому и получила Гран-при фестиваля.

Картина рассказывает о том, как в 1979 году чернокожий полицейский провёл успешную операцию по ликвидации ку-клукс-клана, предварительно завербовавшись туда по телефону. В ролях стражей порядка — любимец публики Адам Драйвер и сын Дензела Вашингтона Джон Дэвид. В образе карикатурного предводителя клана — смазливый Тофер Грейс. В эпизоде — активист и легенда афрокарибской музыки Гарри Белафонте.

Впрочем, было бы странно, если бы лента Спайка Ли совсем обошлась без политической повестки. Ждите колкостей в адрес Трампа и напоминаний о том, что вопрос расизма в Америке по-прежнему не решён.

4 октября.

Главные фильмы Спайка Ли: от «Делай как надо» до «Чирака».

10. Девочка

Courtesy of Cannes Film Festival

Одной из сенсаций Канн-2018 стала эта бельгийская картина. По сюжету пятнадцатилетняя Лара переезжает вместе с отцом и братом в новый город, чтобы учиться в балетной академии. Она не жалеет себя, стирает пальцы в кровь и репетирует до умопомрачения. Вот только следование мечте даётся ей труднее остальных, потому что Лара родилась в теле мальчика.

Дебютанты Лукас Донт и Виктор Полстер получили одни из самых хвалебных отзывов на фестивале и все награды в категории «Для начинающих». Успех фильма демонстрирует, что трансгендерность постепенно перестаёт быть табу в кино.

Неизвестно.

«Чёрный лебедь» и фильмы Ксавье Долана, в первую очередь «И всё же Лоранс».

11. Человек, который убил Дон Кихота

Чем Каннский кинофестиваль этого года запомнится точно, так это премьерой долгожданного фильма Терри Гиллиама.

О судьбе многострадального проекта бывшего монтипайтоновца не слышал только ленивый. Лента находилась в производственном хаосе 20 лет, съёмки первой версии были уничтожены ураганом и судебными исками, а среди исполнителей на разных этапах числились Шон Коннери и Джонни Депп.

В итоге лента была снята при помощи Адама Драйвера и Джонатана Прайса, а премьера в Каннах откладывалась до последнего момента. После такого трудного пути к сердцу зрителя не посмотреть эту картину кажется решительно невозможным.

Осенью этого года.

«Воображариум доктора Парнаса» и «Братьев Гримм» Терри Гиллиама.

12. Дом, который построил Джек

Мы давно подозревали, что ни один фильм Ларса фон Триера не может обойтись без скандала. Премьера новой ленты датского провокатора только подтвердила эту аксиому.

В день показа журналисты наперебой писали, что из зала вышло больше ста человек. Многие жаловались, что в фильме издеваются над женщинами и детьми (список обиженных на этом не заканчивался). Одним из главных слухов стал вброс о том, что отрезанная по сюжету лапка утёнка была настоящей.

Сам Триер, как обычно, в ответ только ухмыльнулся. Тогда как досидевшие до конца критики провели необходимые параллели и пришли к выводу: история о маньяке Джеке, который возвёл убийство в ранг искусства, — это не только триеровский парафраз «Ада» Данте, но и едкая критика самого себя. Слабонервным явно лучше пройти мимо.

Каннский фестиваль 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *