Почему так популярен клип This Is America от Childish Gambino. Злая сатира Дональда Гловера и основа мемов

Рэпер Childish Gambino выпустил новый клип This Is America, наполненный социальным подтекстом, и он мгновенно стал хитом. Помимо запоминающегося видеоряда и нестандартных танцевальных движений, в клипе много комментариев о современном американском обществе и отсылок к громким событиям последних лет. Childish Gambino прошёлся по всему, что волнует американцев в 2018 году — от расизма и свободного распространения оружия до психического здоровья и одержимости соцсетями.

Актёр и комедийный сценарист Дональд Гловер, известный на музыкальной сцене как Childish Gambino, 4 мая представил в программе Saturday Night Live свой новый клип This Is America. На момент написания этого материала он набрал 32 миллиона просмотров на YouTube и стал одним из самых обсуждаемых музыкальных событий. Но больше всего внимание привлёк сатирический смысл ролика: Гловер ярко показал проблемы, терзающие американское общество, уделив особое внимание месту в нём темнокожих людей.

Клип снял режиссёр Хиро Мюраи, который до этого поставил сериал «Атланта» по сценарию Гловера. Видео начинается с беззаботной мелодии, под которую Чайлдиш Гамбино исполняет танец с этническими элементами, а затем внезапно убивает сидящего на стуле темнокожего мужчину выстрелом в голову из пистолета, и музыка сменяется на агрессивный рэп.

И пока Гловер идёт на зрителя, продолжая танцевать с неестественными движениями, почти как у инопланетян из группы Baba Yega, фоновые персонажи иллюстрируют одно из главных противоречий, связанных с правом на свободное ношение оружия. На эти и многие другие особенности обратила внимание пользовательница твиттера LK в своём треде о значении This Is America.

LK

Оригинал

К оружию относятся с большим уважением, чем к человеческой жизни: пистолет аккуратно уносят, завернув в тряпочку, а труп грубо утаскивают за руки, и о нём тут же забывают.Оригинал

Во втором куплете жертвой рэпера становится церковных хор, состоящий из темнокожих молодых людей. Гамбино расстреливает десять человек из автомата буквально за долю секунды, не прекращая весело танцевать.

Оригинал Сцена с хором отсылает к массовой стрельбе в церкви города Чарльстон, которую устроил Дилан Руф в 2015 году. Стрелок (в данном случае Дональд) беспрепятственно уходит.Оригинал

Как и после первого убийства, за этим следует сцена танца в компании радостной молодёжи, пока на их фоне творится хаос (после второго куплета паника позади масштабнее). На фоне неизвестный спрыгивает с моста и погибает, но никто не обращает на это внимания — как и в целом американцы, не заботящиеся о психическом здоровье себя и окружающих. Это одновременно комментарий о том, как общество после любых ужасных событий легко переключается на обсуждение новостей поп-культуры, и критика рэперов, которые использует образ «опасных вооружённых мачо».

Оригинал Начинается танец, отвлекающий от беспорядков на заднем плане. Мир радостно принимает культуру темнокожих (движения из танца Blocboy JB), но игнорирует расовую несправедливость, с которой они сталкиваются.Оригинал

В этой же сцене Гамбино мельком затрагивает тему того, как любые трагедии мгновенно попадают в соцсети, часто в виде прямых трансляций: несколько детей снимают всё происходящее на свои телефоны.

Оригинал Мы видим детей, которые снимают всё на телефоны, что отсылает к случаям использования прямых трансляций при полицейских расстрелах как способа задокументировать и распространить правду. Гамбино при этом читает строчки «Это мобила — вот так инструмент».Оригинал

Контраст между мрачной реальностью и тем, на что все предпочитают обращать внимание, достигает по-настоящему библейских масштабов: намёки на апокалипсис (связанные при этом с полицией, которую неоднократно обвиняли в стрельбе по темнокожим подозреваемым, не представлявшим угрозу) перекрываются отсылками к песне рэпера Уиз Халифа.

Оригинал Белая лошадь на заднем плане — это отсылка к Смерти, одному из Всадников Апокалипсиса из Книги Откровений, но нас слишком отвлекают танцоры, повторяющие «hunnid bands, hunnid bands, hunnid bands».Оригинал

Ближе к концу песни Гловер танцует на крыше машины под строчки о том, что на темнокожих исполнителях наживаются белые бизнесмены, эксплуатирующие их культуру. Гамбино замечает, что проверил, как много у него подписчиков, и понял, что ему недоплачивают. В этой сцене ненадолго появилась R’n’B-певица SZA.

Оригинал У SZA есть камео (она справа) под строчки «получи свои деньги, чёрный».Оригинал

В конце клипа Childish Gambino, до этого танцевавший легко и беззаботно, в ужасе убегает от толпы белых людей: сложности, которые его герой пытался игнорировать, вот-вот его настигнут. В этом фрагменте многие увидели отсылку к фильму ужасов «Прочь», в саундтреке которого звучала одна из песен Гамбино. Пространство вокруг напоминает «погружение» — так называлась мрачная пустота, в которую попадал герой. Режиссёр фильма Джордан Пил отмечал, что «погружение» символизирует то, как тюремно-полицейская система вычёркивает афроамериканцев из общества.

Оригинал Финальная сцена показывает, как за Дональдом гонятся белые люди, демонстрируя вторжение идей белого превосходства в жизнь темнокожего человека. По атмосфере этот фрагмент напоминает «погружение» из фильма «Прочь».Оригинал

Вероятно, это не все отсылки и двойные смыслы, которые Гловер заложил в свой клип. Как выяснилось, он обратился даже к проявлениям расового неравенства, известным с первой половины XIX века, которые запомнились американцам по сей день.

Оригинал @nicky_furiosa также заметила отсылку к представлению 1828 года Jump Jim Crow, в котором белый комик изображал темнокожего инвалида.Оригинал

Песня и танец, о которых идёт речь, были одним из образцов блэкфейса — представлений, в которых белые артисты гримировались под темнокожих, чтобы высмеивать их на основе стереотипов. В Jump Jim Crow поётся о хромом африканском рабе по имени Джим Кроу. Имя на какое-то время стало нарицательным для афроамериканцев, и даже законы о расовой сегрегации, принятые в конце XIX века, были известны в народе как законы Джима Кроу.

Клип уже начинает расходиться на мемы. Особенно хорошо для них подошла сцена с расстрелом церковного хора. Например, с её помощью удобно иллюстрировать, что сделал Канье Уэст с фанатами, защищающими его спорные и сумбурные высказывания, когда вдруг заявил, что рабство было выбором темнокожих.

Или для шуток о новом фильме про Мстителей, который уже породил мем о Человеке-пауке — спойлерный, но безумно трогательный.

А пока фанаты продолжают разгадывать, что же ещё показал Дональд Гловер в This Is America, самое время посмотреть сам клип, если вы его ещё не видели.

Российские исполнители тоже иногда удивляют своих слушателей клипами, в которых можно рассматривать каждый кадр, выискивая в нём отсылки и пасхалки. В недавнем видео Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий» нет социальных подтекстов, зато есть множество других скрытых посланий. А вот Уиллу Смиту для удачного видеоролика достаточно всего одной отсылки: когда он снял пародию на клип своего сына Джейдена, получилось гораздо веселее оригинала.

«Мы расстреливаем друг друга, а потом танцуем»: что зашифровано в клипе Чайлдиша Гамбино This Is America

Государство

Начинается клип с общего плана пустого ангара. Возможно, это и есть первый символ: ангар — это государство, многоуровневое пространство, в котором людям выделены ячейки, пишет в твиттере студент Джаред Грин. Примечательным ему показалось и то, что столбы и пол здания белые. «Ангар некоторые зрители интерпретировали как основу страны, построенную на системном превосходстве и угнетении со стороны белых», — отмечает Huffington Post. «Мне нравится, что это снято в чем-то вроде изолированного ангара — это показывает, насколько Америка считает себя удаленной «, — пишет комментатор в YouTube.

Donald Glover / YouTube

Права темнокожих

Затем в кадре появляется танцующий Гловер. Американский предприниматель и активист Майкл Сколник предположил, что музыкант предстал в образе культового нигерийского музыканта Фела Кути, которого в 1984 году осудили на десять лет тюрьмы по обвинению в подделке валюты. Правозащитная организация Amnesty International признала его узником совести. Сколник провел параллель из-за фасона штанов Гловера в клипе:

Donald Glover / YouTube | Laurent Rebours / Associated Press

Другие заметили, что штаны музыканта очень похожи на форменные брюки конфедератов — представителей рабовладельческих штатов Юга во время Гражданской войны в США.

— Metro boolin (@boolin_metro) May 7, 2018

«Можем мы поговорить о том, как Гловер носит штаны армии Конфедерации?»

outfit4events.com

Первое убийство

В момент убийства мужчины с мешком на голове, которого играет актер Келвин Уинбуш, Гловер встает в позу Джима Кроу — комического персонажа из песни XIX века. Впервые он был упомянут в песни «Прыгай, Джим Кроу» о необразованном чернокожем, которую исполнял белый музыкант с вымазанной сажей лицом. Именем Кроу неофициально назвали законы в некоторых штатах США в период 1890-1964 годов, которые ограничивали в правах темнокожее население и индейцев.

Donald Glover / YouTube | loc.gov — Nichia (@nicky_furiosa) May 6, 2018

«Поразилась, как быстро поняла эту отсылку. Не видела картинку с Джимом Кроу несколько лет. Дональд Гловер пришел к нам не шутки шутить»

Эту версию упоминает и The Guardian: встав в такую позу, музыкант мог намекать то, что общество навязывает темнокожим определенные роли (рэпер, соул-певец, комик), которые они вынуждены принимать, чтобы зарабатывать на жизнь.

Отношение к телам и оружию

В следующей сцене показано безразличие к убийству чернокожих — тело погибшего просто оттаскивают в сторону. При этом пистолет, из которого стреляет Гловер, забирают, заворачивают в ткань и аккуратно уносят, как и автомат до этого.

— Shugah (@Shugah) May 6, 2018

«Потому что это Америка. Мы расстреливаем школы, церкви, друг друга, а потом мы аккуратно заворачиваем оружие в ткань, чтобы защитить его. А потом мы танцуем»

Ролевые модели для подростков

Потом Гловер танцует с темнокожими подростками. На фоне другие подростки бегают по ангару и залезают на машины. «Дети танцуют беззаботно, олицетворяя разные типы очевидцев происходящего. Ребенок — это тот, кто обрабатывает оружие Гловера после каждой стрельбы, также дети смотрят на происходящее с балкона и записывают все на видео», — обращает внимание Rolling Stone.

Donald Glover / YouTube

Как пишет сайт Fansided, происходящее с подростками в клипе — олицетворение того, что они зависимы от общества. «Они копируют модель поведения главного героя и не обращают внимания на проблемы вокруг себя. Они слишком заняты развлечениями и подражанием за звездами», — добавляет издание.

Стрельба в Чарльстоне

Сцена расстрела детского хора, видимо, отсылает к стрельбе в Чарлстоне (Южная Каролина), где в 2015 году 21-летний Дилан Руф напал на прихожан африканской церкви. В твиттере обратили внимание, что актеров в хоре из клипа десять — столько же прихожан погибли при стрельбе.

Donald Glover / YouTube | David Goldman / Associated Press — EmanTK™ (@EmanThatKid) May 7, 2018

Нападение Руф совершил вечером, когда прихожане собрались изучать Библию. Его приговорили к смертной казни. Через два месяца после нападения на церковь произошло убийство журналистов канала WDBJ7 в прямом эфире. Убийца Вестер Ли Фланаган в предсмертной записке обвинил журналистов в расизме и заявил, что это его ответ на стрельбу в Чарльстоне.

А строчка из песни «This a celly, that’s a tool» («Это телефон, это оружие») может быть отсылкой к убийству 22-летнего темнокожего жителя Калифорнии Стефана Кларка двумя полицейскими во дворе дома его бабушки весной 2018 года, пишет Charleston Post Courier. Сотрудники полиции приняли мобильный телефон в руках парня за пистолет и открыли огонь.

Психические заболевания

— iris (@siriouslyyy) May 7, 2018

«Никто не обратил внимания, что на 2:13 мужчина прыгает вниз и разбивается. Это показывает, как нас не волнует проблема суицидов в Америке, хотя все мы обращаем внимание на танцы и тренды. Это Америка»

Сцена с самоубийством видна долю секунды, но, возможно, в этом ее смысл: многие отмечают, что это указывает на стигматизацию психических заболеваний среди темнокожих.

Библейская тема

Еще одна метафора — это всадник на белой лошади перед полицейской машиной. Некоторые разглядели в этом отсылку к Откровению Иоанна Богослова о четырех всадниках Апокалипсиса.

— Karen Civil (@KarenCivil) May 7, 2018

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя ‘смерть’; и ад следовал за ним. Откровение 6:8»

Donald Glover / YouTube

Автомобили

Пока Келвин Уинбуш играет на гитаре с пакетом на голове, Гловер прыгает на стоящую рядом машину. Как отмечает Washington Post, все автомобили из клипа примерно 1980-1990-х годов — на контрасте с роскошными авто из музыкальных клипов других исполнителей. Как отмечает издание, некоторые пользователи твиттера предположили, что возраст автомобилей символизирует «застопорившуюся социально-экономическую и политическую мобильность» темнокожих американцев.

Donald Glover / YouTube

Другие увидели в автомобилях намек на беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году, которые начались после того, как присяжные оправдали полицейских, обвинявшихся в избиении чернокожего американца Родни Кинга при его аресте. У автомобилей открыты двери с водительской стороны — это может быть напоминанием об убийстве полицейским 32-летнего Филандо Кастиля в 2016 году, пишет Bustle. В момент, когда сотрудник полиции открыл огонь, мужчина доставал по его требованию документы. В машине были его четырехлетняя дочь и девушка.

Музыкант в этом эпизоде исполняет танец — возможно, здесь имеется в виду клип Майкла Джексона на песню Black Or White о равноправии между всеми народами, где Джексон тоже танцует на крыше машины. На капоте в этот момент сидит соул-певица SZA, чья прическа напоминает корону со статуи Свободы (певица намекнула на это на фотографии со съемок).

Run, Nigger, Run

Donald Glover / YouTube

Последняя сцена клипа — Гловер убегает по длинному темному коридору от толпы людей. Звучат слова песни: «You just a black man in this world / You just a barcode, ayy» («Ты просто темнокожий в этом мире, ты просто штрихкод). «Темнокожий человек, спасающийся бегом, стал частью американской культуры, связанной к рабством», — объяснила Time профессор истории музыки из Пенсильванского университета Гутри Рамси, напомнив об афроамериканской песне XIX века «Run, Nigger, Run», имеющей множество версий.

Опровергнутая разгадка

Келвин Уинбуш написал в инстаграме, что, попав в клип, «стал частью истории». В его образе узнали отца 17-летнего афроамериканца Трейвона Мартина, которого в феврале 2012 года убил патрульный-волонтер из движения по борьбе с правонарушителями «Соседский дозор» Джордж Циммерман. А некоторые и вовсе подумали, что это сам отец погибшего.

Donald Glover / YouTube | Joe Burbank / Associated Press

ok i thought the ‘this is america’ video couldn’t get any better but the guy playing the guitar is trayvon martin’s dad

— eshna 💦💦 (@GuptaEshna) May 8, 2018

«Окей, не думала, что видео This is America может быть еще лучше, но чувак, играющий на гитаре, это отец Трейвона Мартина»

Уинбуш узнал о том, что его перепутали с отцом Мартина, от своей девушки, которая прочитала об этом в интернете. «Я даже не знаю, сможет ли отец Трейвона Мартина смотреть такие вещи. Надеюсь, он этого не видел. Ему не нужна такая травма. Не осуждая ни одного из источников таких новостей, я чувствую, что такая информация должна проверяться. Ради него я извиняюсь от имени всех, кто распространял это», — сказал актер.

Джордж Циммерман счел Трейвона подозрительным из-за его толстовки с капюшоном и начал за ним погоню, несмотря на просьбы диспетчера службы спасения не преследовать его. Циммерман набросился на подростка и выстрелил ему в грудь. Мартин возвращался домой из магазина — у него нашли конфеты Skittles и бутылку чая. В 2013 году суд присяжных оправдал Циммермана. Суд постановил, что обвиняемый не превысил необходимых пределов самообороны. Решение вызвало волну протестов.

***

Сам Дональд Гловер не комментирует клип. Скоро он появится на экране в качестве актера — он сыграл Лэндо Калриссиана, второстепенного персонажа «Звездных войн», в спин-оффе про Хана Соло. Осенью Гловер представит новый альбом — последний под этим псевдонимом.

В записи трека приняли участие представители новой школы американского рэра — Young Thug, 21 Savage, Quavo, Slim Jxmmi и BlocBoy JB. Некоторые пользователи расслышали там и голос рэпера Кендрика Ламара, но официально это не подтвердилось.

Клип где расстреливают хор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *