Британо-американский киноактер и кинопродюсер Кристиан Бэйл наиболее известен ролью Брюса Уэйна в трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. Конечно, в его послужном списке есть и другие удачные киноленты: Американский психопат (2000), Эквилибриум (2002), Машинист (2004) и многие другие. Мы расскажем о Бэйле в формате интересных фактов.

Фото: www.flickr.com / BagoGames

Биография Кристиана Бэйла

1. Полное имя Кристиан Чарльз Филип Бейл, мальчик родился 30 января 1974 года.

2. Почти все в семье Кристиана работают или работали в сфере творчества. Так дед актера был комиком и детским артистом, мать Дженни выступала в цирке, сестра Эрин стала музыканткой, а Луиза актрисой и режиссером. Еще одна сестра — Шарон работает в компьютерной сфере. Отец Дэвид работал пилотом на коммерческих авиаперевозках.

3. Отец актера умер 30 декабря 2003 года в возрасте 62 лет от лимфомы мозга.

4. Место рождения Кристиана Бэйла — небольшой городок Хаверфордуэст, графство Пембрукшир, Уэльс, Великобритания. Хаверфордуэст на 2001 год имел всего чуть более 10 000 жителей, но при этом, в городе есть аэропорт и крупный железнодорожный узел.

Фото главной улицы города Хаверфордуэст, 1991 год. Источник commons.wikimedia.org / Manfred Heyde

5. Все свое детство провел в Уэльсе, но всегда называл себя англичанином, а не валлийцем.

6. Любит домашних животных, у его дома есть кошки и собаки.

7. В 2007 году впервые попал в ТОП-100 самых сексуальных звезд по версии «Empire Magazine».

8. Вместе со своей женой поддерживает «Гринпис» и «Всемирный фонд дикой природы».

9. С 1992 года проживает в Лос-Анджелесе.

10. В 2010 году подал заявление на получение гражданства США.

11. 22 июля 2008 года попал в неприятную ситуацию — полиция Лондона арестовала актера в отеле «Дорчестер» по заявлению матери Дженни и сестры Шарон. По их словам Кристиан толкал их и грозил физической расправой. Арест продлился всего 4 часа, так как родные забрали заявление, а у полиции не было никаких доказательств агрессии.

Карьера Кристиана Бэйла

12. Первый актерский опыт был получен в 1982 году, Кристиан Бэйл снялся в рекламе кондиционера для белья Lenor.

13. В 1983 году вышел еще один рекламный ролик с участием Кристиана, на этот раз он в роли рок-звезды рекламировал маршмэллоу Pac-Man.

14. В 1984 году состоялся его дебют на сцене. В комедийной пьесе «The Nerd» 10-летний Бэйл игра вместе со знаменитым комиком Роуэном Аткинсоном.

15. Позже была работа над фильмом «Анастасия: Загадка Анны», где он сыграл царевича Алексея.

Фото Роуэна Аткинсона и Кристиана Бэйла. Фото: www.flickr.com / RV1864

16. В большом кино дебютировал в советско-скандинавском фильме «Мио, мой Мио» (1987).

17. Настоящая слава пришла к юному актеру в 1987 году, когда в прокат вышел фильм Стивена Спилберга «Империя Солнца». На главную роль Джейми Грэма пробовалось около 4 000 мальчиков, но в итоге, жена Спилберга Эми Ирвинг рекомендовала обратить внимание на Бэйла. Эми уже была знакомы с Кристианом, так как они вместе работали над фильмом «Анастасия: Загадка Анны».

Кристиан Бэйл во время съемок фильма «Империя Солнца». Фото: commons.wikimedia.org / Towpilot

18. После съемок «Империи Солнца» Стивен Спилберг назвал актера новым Стивом Макквином (американский киноактер, авто- и мотогонщик).

19. В 1989 году участвовал в экранизации пьесы Уильяма Шекспира «Генрих V». Ему досталась небольшая роль мальчика-носильщика.

20. В 1990 году играет Джима Хокинса в телевизионном фильме «Остров сокровищ» (1990) по роману Роберта Стивенсона.

21. В 1991 году еще один телевизионный проект — «Убийство по-джентльменски» (1991) по детективу Джона Ле Карре.

22. В 1992 году получает главную роль в ретро-мюзилке «Продавцы новостей». Уже в этом фильме проявился талант актера тщательно готовиться к каждой роли — он обучался пению и танцам, чтобы как можно более естественнее смотреться в кадре.

Фото: www.flickr.com / Asim Bharwani

23. Хотя «Продавцы новостей» был провальным проектом, уроки танцев не прошли зря, актер проявил свои умения в антивоенной музыкальной драме «Свингеры» (1993).

24. Следующую значимую и заметную роль пришлось ждать до 2000 года, когда в прокат вышел фильм Мэри Хэррон «Американский психопат». Многие отговаривали его от этой роли, считая, что она поставит крест на актерской карьере Бэйла, но это только заставляло актера еще активнее готовиться к роли.

25. При подготовке к фильму «Американский психопат» произвел первую трансформацию своего тела. Впоследствии это станет его отличительной чертой — он может сильно сбросить вес или набрать мышечную массу для конкретной роли. Впоследствии, этом можно увидеть в фильмах: Власть огня (2002), «Машинист» (2004), «Бэтмен» и «Спасительный рассвет» (2006).

Трансформация тела Кристиана Бэйла

26. Для резкого сброса веса он питался очень скудно: одно яблоко в день и консервы из тунца. Чтобы хоть как-то обуздать голод, начал курить на время диеты. Резкий сброс веса не прошел бесследно для здоровья актера — ему было трудно даже ходить, так как не хватало мышечной массы в ногах.

27. Еще до участия в фильме «Бэтмен: Начало» актер мог засветиться в Готэме. Пробовался на роль Робина в фильме»Бэтмен навсегда» (1995).

28. Бэйл согласился участвовать в трилогии Нолана только при условии, что ни в одной части не появится Робин.

29. Впрочем, режиссер все-таки сделал несколько отсылок к этому герою:

  • В фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды» выживший на стадионе игрок с фамилией «WARD» — это фамилия Берта Уорда, который играл Робина в сериале «Бэтмен» 1966 года.
  • Еще одна отсылка — буквы на табличках перед разрушением стадиона со словом, буква «R» выполнена в виде символа Робина.
  • Имя Тим Дрейк похоже на имя Джон Блейк — это настоящее имя Робина.
  • На балу Брюса Уэйна один из гостей в маске Робина.

Кристиан Бэйл и Майкл Кейн. Фото: www.flickr.com / charlieanders2

30. Во время съемок фильма о Бэтмене использовал американский акцент и удивил всех, когда после съемок перешел на британский акцент. До этого все думали, что он американец. В одном из интервью его спросили, зачем он имитировал американский акцент, Бэйл ответил, что Бэтмен всегда был «американской иконой», поэтому он не стал портить образ свои английским акцентом.

31. Сыграв роль Брюса Уэйна в фильме «Бэтмен: Начало» (2005) стал седьмым актером, который сыграл Бэтмена.

32. В сцене, когда Морган Фримен и Майкл Кейн будят актера на кровати, он действительно уснул, пока готовился к сцене.

33. Сам исполнял все трюки, но к Бэтмобилю ему подходить не разрешали.

34. Во время съемок сцены сражения Кристиана и Лиама Нисона слышно, как трещит лед под их ногами. На следующий день лед растаял.

35. На роль нового Бэтмена мог и не попасть, так как после фильма «Машинист» был не в самой лучшей форме. Ему дали 6 месяцев для набора мышечной массы. Бэйл не просто набрал вес, но и смог после набора сбросить еще десять килограмм, чтобы мышцы были лучше видны.

36. Всего два актера играли Бэтмена более, чем в одном фильме. Майкл Китон играл «летучую мышь» в фильмах «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992), а вот Бэйл поучаствовал в трех частях.

37. У двух персонажей почти одинаковые имена: «Batman» в трилогии и «Bateman» (Патрик Бэйтман в фильме «Американский психопат»).

38. Самый молодой актер, когда-либо игравший Бэтмена.

Кристиан Бэйл в образе Брюса Уэйна. Фото: www.flickr.com / Luke M. Schierholz

39. В 2003 году вышел фильм «Смерть Бэтмена», в этом фильме мать Брюса Уэйна сыграла сестра Кристиана Луиза Бэйл.

40. Проходил прослушивание на роль Джека Доусона в фильме «Титаник» (1997), но роль в итоге досталась Леонардо ДиКаприо. Фильм в итоге стал очень успешным и занял достойное место в карьере ДиКаприо.

41. Проходил пробы на роль Уилла Тернера в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины», роль в итоге досталась Орландо Блуму.

42. Был кандидатом на роль Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль», но роль досталась Дэниэлу Крейгу.

43. Еще до назначения на роль Джона Коннора в фильме «Терминатор: Да придет спаситель» (2009) был поклонником этой серии фильмов.

44. Во время съемок «Терминатор: Да придет спаситель» наорал на оператора Шейна Херлбута, когда тот случайно прервал актерскую игру. Этот эпизод был записан и в итоге оказался в интернете. Далее конфликт никак не развивался и не комментировался участниками, только помощник режиссера разъяснил, что Бэйл играл в очень эмоциональной сцене и остановка вывела актера из себя.

45. В 2010 году вместе с Марком Уолбергом снялся в фильме «Боец». Для роли Дикки Эклунда, актер в очередной раз сильно похудел, на это раз на 13 кг.

46. В 2012 году выходит новый фильм о Бэтмене «Темный рыцарь: Возрождение легенды».

Фото: www.flickr.com / charlieanders2

47. Следующий фильм с участием этого героя «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», но в нем Бэйл уже отказывается участвовать. Сам фильм при этом относится к альтернативной вселенной, а роль Бэтмена играет Бен Аффлек. В фильме «Отряд самоубийц» (2016) Аффлек играет лишь эпизодическую роль в качестве Брюса Уэйна.

48. В 2015 году выходит фильм «Игра на понижение», в нем собралось сразу четыре обладателя премии «Оскар»: Кристиан Бэйл, Брэд Питт, Мелисса Лео и Мариса Томей.

Личная жизнь Кристиана Бэйла

49. Актер считается одним из самых верных кинозвезд. За многие годы карьеры, он практически не «светился» на страницах «желтой прессы».

50. Женат на бывшей модели Сандре Блажич. Свадьба пары состоялась 29-го января 2000 года. Есть двое детей: дочь Эммалайн (27.03.2005) и сын Джозеф (август 2014).

Когда в 2011 году Кристиан Бэйл взял «Оскар» за роль в картине «Боец», был он известен в киноиндустрии не только своим актерским талантом, но и весьма скандальным характером. Прошло всего три года, и Бэйл стал солидным, вполне доброжелательным и относительно сдержанным. Впрочем, определение «сдержанный» не относится к его экспериментам в творчестве. Сначала он играет главную роль в мегапроектах Криса Нолана «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь», потом набирает двадцать с лишним килограммов для роли нью-йоркского афериста Ирвинга Розенфельда в «Афере по-американски». А затем, даже не отдышавшись, приступает к съемкам в новом фильме Ридли Скотта «Исход: Цари и боги», где играет великого еврейского пророка Моисея. В первый день нового года эта картина выходит в российский прокат.

Фото: Action press/East News

— Кристиан, что, по-вашему, общего у трех последних героев?

— Вы наверняка думаете, что я вытаращу глаза и начну возмущаться: мол, как их можно сравнивать? Ничего подобного, отвечу сразу: все трое — талантливые манипуляторы. Брюс Уэйн подталкивает окружающих чуть ли не к гибели, Розенфельд на манипулировании вообще построил свою жизнь, а Моисей, прикрываясь именем Бога, управлял и своими соотечественниками, и египтянами.

— Не боитесь, что верующие вас не похвалят за такую вольную интерпретацию образа одного из главных героев Библии?

— Во-первых, я — художник, и мое собственное понимание правильности или неправильности интерпретации для меня — самое важное. Так что пусть не беспокоятся, я их порицание близко к сердцу не приму. Во-вторых, а почему, собственно, они должны обозлиться? Я — скептик, а не циник, ко всем религиям отношусь с уважением, хотя и отстраненным. Я считаю, что религия приносит в мир немало добра, управляя поступками тех, кто сам свое поведение осмыслить не может.

Редкий пассажир в аэропорту узнал бы в этой троице известного актера и его семью (с женой Сандрой и дочерью Эммелин).Фото: GLOBAL LOOK PRESS

— А вы можете?

— Думаю, да. Я — человек, хотя и эмоциональный, но способный к рассуждениям, а значит — и к анализу собственных поступков. Для тех же, кто не хочет себя таким анализом утруждать, религия очень хороший помощник. Уверен, человек имеет право на интерпретацию той или иной священной книги. Ветхий Завет, по-моему, чересчур серьезен, даже мрачен. Я внимательно прочел его и не нашел ни одного прославления доброты: одни кары, одна суровость. Мой Моисей — дитя своего времени. Он, несмотря на то, что родился в семье раба, был воспитан при дворе как приемный сын фараона. Естественно, Моисей ведет себя, как подобает принцу: он высокомерен, жесток и нетерпим. Но все эти недостатки уходят в тень, потому что он ведет свой народ к свободе.

В январе Кристиан и Сандра отметят 15-летие их брака. Фото: Valerie GOODLOE/PictureGroup/EAST NEWS

— Вы всегда копаете образ так глубоко?

— Нет, не всегда. Играя цесаревича Алексея Николаевича (в телефильме «Анастасия: Загадка Анны». — Ред.), я просто делал то, что скажут. Правда, меня извиняет то, что мне тогда было всего девять лет (смеется). Ну а потом уже, взрослея вместе со своими героями, научился и копать, и закапывать — все что нужно для конкретной работы.

— Научился сам или научили?

— Трудно сказать, я ведь актер-практик. В юности очень хотел поступить в театральную школу, чтобы меня научили, как играть не просто хорошо, но и грамотно. Мой ныне покойный отец, однако, тогда воспротивился этому намерению. «Парень, у тебя фильмы идут друг за другом, ты не успеваешь отработать в одном, как тебя уже зовут в следующий, — сказал он мне. — Это значит, что у тебя природная склонность к актерской игре и эта игра нравится людям. В театральной школе эту склонность случайно могут поломать, начнут учить тебя чему-то, что для твоей натуры неестественно. А во-вторых, пока ты учишься, тебя запросто могут забыть — и ты вылетишь из обоймы. Так что перестань гоняться за глупостями и отправляйся работать». Мой отец был сильной личностью. И поскольку я выхожу на площадку не с грамотным, а, скажем так, с естественным подходом, то режиссеры для меня — учителя, и каждый преподает свой предмет. Теренс Малик и Стивен Спилберг показали мне сложную прелесть мира, в котором мы живем. Дэвид Рассел преподал урок мягкого юмора, который всегда присутствует в самых тяжелых ситуациях. Крис Нолан преподает умную фантазию: у него каждая самая лихая сцена основана на безупречной логике. У Ридли Скотта другой конек: он в самых жутких приключениях и в самых великих исторических событиях прежде всего видит человека, его естественные слабости и силу. Я благодарен каждому из них и вообще всем режиссерам, у которых я работал. Так и передайте: Кристиан Бэйл очень уважает режиссеров! (Улыбается.)

В фильме «Исход: Цари и боги» Бэйл играет пророка Моисея. Кстати, картина снята всего за 74 дня! Кадр из фильма

«Я по натуре — одинокий волк»

— Не думаете тоже податься в режиссуру?

— Уже несколько режиссеров советовали мне подумать над этим. А все потому, что я задаю им такие вопросы, которые обычно режиссеры адресуют актерам, а не наоборот. Но моя проблема в том, что я по натуре — одинокий волк, а режиссура требует работы в команде и с командой. Что-то я пока сомневаюсь, что у меня получится. Ограничусь хотя бы на время актерской профессией.

— Одиночество волка, возможно, обусловлено непростым характером? Писали, что вы едва не сорвали съемки новой версии «Терминатора», учинив на площадке форменную истерику.

— Да, а о том, почему это случилось, не писали? Актеру нужна тишина для концентрации, для вхождения в образ. Поддержание такой тишины — знак элементарного уважения к артисту. А на этих съемках царил беспорядок, вокруг меня сновали какие-то непонятные люди, мешая сосредоточиться, главный оператор вдруг зачем-то полез на площадку. Я раз попросил, второй, а потом не выдержал. Истерика была не у меня, а у тех, кто отвечал за организацию: они даже грозились в страховую компанию написать, что прекращают работу из-за капризов артиста. Потом все рассосалось, картина принесла 400 млн. долларов, и я смог работать над другими ролями без тяжелого осадка (улыбается).

Во время съемок сцены допроса Хит Леджер (Джокер) просил Бэйла (Бэтмен) бить его в полную силу. Кадр из фильма

— Какого типа роли вам больше всего по душе?

— Я не люблю работать в стерильных картинах, где все мягко, неторопливо, вежливо. Это зависит только от актерского естества, никоим образом не хочу унизить такие фильмы. Просто мне нравятся такие роли, в которых заключен риск. Такие, которые впрыскивают в кровь ядреную дозу адреналина.

Фильм Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио» стал дебютом Бэйла (в центре) в большом кино. Кадр из фильма

— Вы имеете в виду риск по сценарию или риск на съемках?

— Это взаимосвязано! Если по сценарию тебе нужно перепрыгнуть через пропасть, то отсидеться в кресле тебе не удастся — какой бы высокотехнологичной съемка ни была. Играя с Томом Харди в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» сцену битвы Бэтмена и Бейна, мы, конечно же, имитировали удары, но пару раз к моей физиономии он все же приложился, ну а я — к его. Поэтому и работу в «Американском психопате» я вспоминаю с удовольствием, потому что она швыряла мои эмоции из угла в угол. Домой я возвращался абсолютно измордованный, но крайне удовлетворенный. Кроме того, для меня важно, чтобы характер был неплоским, чтобы не было такого: этот — хороший человек, а этот — плохой. Личность Дика Экклунда, которого я сыграл в «Бойце», плохо укладывается в привычные рамки. Он и самоотверженный тренер, приведший своего брата к победе, он и опустившийся наркоман, он и благородный заступник, он и шантажист. Естественно, что я отдался этой роли со всем энтузиазмом, потому работать над ней было чрезвычайно интересно.

Для картины «Машинист» актер похудел на 30 кг. Кадр из фильма

«Я жаден до работы»

— Почему вы отвергли предложение сыграть основателя Apple Стива Джобса — он ведь один из интереснейших людей своего времени?

— Я посчитал, что наши личности слишком несхожи. Играть Джобса стало бы насилием над самим собой. И зритель получил бы абсолютно неверное представление о Джобсе. Я не хотел искажать его образ.

— Вы все чаще стали сниматься в картинах, основанных на комиксах. Чем они вас привлекают?

— Такие фильмы по своей природе не могут быть аморфными, они — сгусток энергии. И в этом сгустке мне очень комфортно, потому что соответствуют и моей натуре, и моей фантазии. Кроме того, съемки подобных картин сами по себе — зрелище захватывающее: и своей красочностью, и масштабом, и концентрацией усилий. Снять мегахит — тяжелейшее, но очень благодарное дело.

А для «Аферы по-американски» набрал двадцать с небольшим килограммов. Кадр из фильма

— Мегахиты сделали вас мегазвездой. Как вам в этом состоянии?

— Отвратительно! Я эти ярлыки терпеть не могу: «звезда», «суперзвезда», «мегазвезда». Я не люблю быть в центре внимания. Нет, неправду говорю: я обожаю быть в центре внимания, но только на съемочной площадке — моя жадность к работе до сих пор неистребима. Кстати, ходившие одно время слухи о моем паршивом характере появились исключительно из-за моей требовательности. А вне работы я предпочитаю вести тихую закрытую жизнь.

В обычной же жизни он выглядит так, как на съемках «Американского психопата». Кадр из фильма

5 лучших фильмов

Кристиана Бэйла:

— «Американский психопат» (2000)

— «Бэтмен: Начало» (2005)

— «Темный рыцарь» (2008)

— «Боец» (2010)

— «Афера по-американски» (2013)

Личное дело

Кристиан Чарльз Филип Бэйл родился 30 января 1974 года в графстве Пембрукшир на западе Уэльса (Великбритания) в семье пилота гражданской авиации и артистки цирка. В детстве с семьей жил в Великобритании, Португалии и США. Актерскую карьеру начал в 9 лет, снявшись в рекламном ролике для британского ТВ. В 10 лет дебютирует в театре — в спектакле «Ботаник» его партнером стал известный комик Роуэн Аткинсон. В большом кино впервые снялся в 1987 году — в совместном советско-скандинавском фильме «Мио, мой Мио», поставленном Владимиром Грамматиковым по сказке Астрид Линдгрен. Широкая известность приходит к нему в 1987 года после выхода драмы Стивена Спилберга «Империя солнца». Получив награду Национального совета кинокритиков США за лучшую роль, сыгранную юным актером, он на два года уходит из кино. Следующей его работой стала картина Кеннета Браны «Генрих V». Обладатель двух «Оскаров» и двух «Золотых глобусов» за роли в фильмах «Боец» и «Афера по-американски». Жена — Сандра «Сиби» Блажич, дочь — Эммелин (родилась 27 марта 2005 года).

«Исход: Цари и боги», в кинотеатрах с 1 января

Интервью с Кристианом Бэйлом

Вы выглядите как дублер капитана Джека Воробья. С чего бы вдруг?

Безработица. Когда закончились съемки «Бойца», я побрил голову наголо, чтобы не было этих залысин и все ровно отросло. Вот так я выгляжу, когда не работаю.

Роль у вас была мало располагающая к тщеславию.

Да уж, тщеславием там совершенно не пахло, правда? Я с большим удовольствием над ней работал, потому что мог общаться с парнем, которого играл. Ему нравилось, что я его играю, так что мы отлично проводили время. Мы прошлись по всем местам, где он зависал в Лоуэлле, штат Массачусетс, – не только барам, но и наркопритонам. Во многих из этих мест мы снимали. Потом он приехал в Лос-Анджелес, и мы просто тусовались вместе и тренировались три или четыре недели подряд. И так постепенно, как лягушка, которая не замечает, что ее варят заживо, я превратился в Дики. Было круто.

Дики был наркоманом, который разрушил свою жизнь и чуть не утянул на дно своего брата. Что вас в нем привлекло?

Таких персонажей один на миллион, и было здорово немного пожить в его шкуре. Он многогранная личность, мнения о нем расходятся. Когда о нем читаешь, то возникает негативное впечатление, но стоит с ним познакомиться, и сразу: «Боже, я хочу выпить с этим парнем еще по рюмке». Удивительно было видеть человека с таким огромным потенциалом, который умудрялся не замечать его, весь его промотал, опустился на самое дно и ниже, а потом вернулся, хохоча до упаду.

Каково было играть реального человека, который даже присутствовал с вами на площадке?

С ним мне работать понравилось, а кто-то другой, может быть, и мешал бы. Но он, честное слово, он ходит по улицам Лоуэлла как мэр. Если бы он захотел, наши съемки прошли бы куда менее гладко.

Фильм сняли всего за 33 дня. Вам по душе такой плотный график?

Мне нравится работать на такой скорости. У нас больше времени ушло на подготовку, чем собственно на съемки, и материал набирался быстро, как снежный ком. Многое происходило по инерции – Дики никогда не останавливается, всегда движется вперед, даже когда этого делать не стоит. Мне показалось правильным, что это отражалось в самом процессе съемок.

Как они прошли? Вы с режиссером Дэвидом О. Расселом известны своей… как бы это сказать… пылкостью на площадке.

Кажется, у многих были странные опасения, что смесь из меня, Дэвида и Марка Уолберга получится довольно гремучей, но все прошло как нельзя лучше. Эти люди были бы разочарованы, увидев, как гладко мы сработались. Ни одного неприличного слова на площадке. Да, мы общались неформально, но это было рабочее общение. Если ты сумел преодолеть натянутость в общении с режиссером, то уже не беспокоишься о том, что заденешь его чувства или не согласишься с ним. В конце концов, последнее слово всегда за режиссером – таковы правила игры. Но ты все равно будешь скандалить и спорить. И это замечательно, иначе представляете, какая на съемках была бы скучища? Дэвид, надо сказать, один из нелепейших людей, что мне встречались, и при этом один из умнейших и на редкость серьезный к тому же. А это отличная комбинация, особенно с такой публикой.

Как вам понравилось работать с Марком?

Весьма. Мне показалось, что для него этот фильм важнее, чем все то, что он делал раньше. Очевидно, что в этой истории для него было много личного: они с Микки земляки и были знакомы между собой. Он все время тренировался, соорудил у себя дома боксерский ринг, чтобы готовиться к съемкам. Мы приходили туда и занимались. Парень много отдал этому фильму.

Судя по вашей игре, вы тоже много отдали. У вас репутация актера, который не выходит из образа на всем протяжении съемок, это правда?

Да, говорят, будто я все время нахожусь в образе. Сам я никогда такого не заявлял. Я просто делаю то, что кажется правильным. Иногда я стараюсь все время говорить с акцентом персонажа, потому что у меня не получается быстро менять голоса. Люди видят это и говорят: «О, он в образе». Но я совершенно не уверен, что это на самом деле так. У меня нет актерского образования, я не адепт Метода или чего-то такого, я просто делаю то, что кажется правильным.

Вас не напрягало снова быть «тем парнем, который сбрасывает вес»?

Честно говоря, довольно смешно слушать людей, которые считают это каким-то сраным трюком – в этом столько высокомерия. Господи, они действительно, что ли, не понимают, как тяжело это дается? Они как будто говорят: «Ой, для него это легко, потому что он уже много раз так делал». Это не легко, это не забавно – это ужасно. Я бы никогда не пошел на это, но мне понравилась роль, а мой персонаж – боксер полусреднего веса и любитель крэка. Не знаю, как вы, а я никогда не видел ни тех, ни других хотя бы с граммом жира. Так что тут ничего другого просто не остается. Мне говорили, что кто-то еще написал про мою «фирменную потерю веса». Я этому парню нассал бы в ботинки с большим удовольствием.

Судя по фильму, вы бы скорее предпочли вытащить его на ринг. Вы приобрели какие-то боксерские навыки?

Против любителей типа меня – да, но когда оказываешься на ринге с профессионалами вроде Микки или Дики, быстро понимаешь свои пределы. Я начинал с того, что просто лупил их – по крайней мере, их перчатки – в течение трех минут, и уставал просто смертельно, ощущение было такое, что у меня сейчас будет сердечный приступ. А потом они же еще и бьют в ответ, и тут ты понимаешь: «Мне не место на этом ринге. Что я здесь забыл? Надо срочно валить отсюда». Никогда я больше не буду смотреть бой с комментариями типа «Мочи его! Что ты там, заснул?» и думать «Какого хрена они выглядят такими вялыми?» Уровень подготовки, уровень навыка, наконец, состязание умов, которое происходит на ринге, – все это восхитительно.

Было очень много разговоров про «Оскар»… Вам еще есть до него какое-то дело?

Есть – и это замечательно. Я же человек: мне нравится, когда фильм привлекает внимание. Он уже привлек гораздо больше, чем я ожидал. Людям действительно нравится.

Что для вас важнее на этом этапе: признание коллег или кассовые сборы?

(Долгая, долгая пауза) М-м-м-м… э-э-э… На самом деле ни то, ни другое – важнее сам опыт работы над фильмом. Это единственная вещь, которую я вообще могу контролировать, да и то не полностью. Вся суть именно в процессе создания; в сценарии у тебя один фильм, на съемках другой, а монтажную комнату покидает третий – и над ним ты как актер абсолютно не властен. С этим просто нужно смириться. Получится ли он хорошим? Это не в твоих руках, так что не нужно беспокоиться о том, что делают после тебя. Иначе потом будешь до конца своей жизни расстраиваться и переживать, что фильм вышел не таким, как ты его себе представлял, или что никто не хочет его смотреть и не считает его хорошим. Главное, что ты над ним работал и тебе это понравилось. Конечно, здорово, когда он нравится еще и зрителям. Как я уже сказал, я человек – я люблю, когда зрителю по душе моя работа и много людей ее смотрит. Но это не в моей власти, поэтому кайф нужно получать от самого процесса создания. Именно от него.

У вас были и коммерчески успешные, и провальные фильмы. Что вы чувствовали, когда «Темный рыцарь» стал феноменом?

Вы знаете, я был поражен. То, что этот фильм стал настоящим культурным феноменом, просто удивительно. Может быть, кто-то и способен такое предвидеть, но для меня это всегда сюрприз. Во время съемок я никогда не размышляю над тем, что люди скажут про фильм, я просто думаю: «Постараемся сработать как можно лучше».

Как вы думаете, почему столько людей нашли в нем что-то для себя?

Понятия не имею. Серьезно, когда дело касается моих фильмов, я за деревьями леса не вижу. Кроме того, мне не очень-то и хочется над этим задумываться. Мы же не садились и не планировали ничего такого заранее. Просто так случилось. Думаю, если сесть и спланировать что-то вроде «Давайте сделаем фильм, который будет близок многим людям и станет культурным феноменом на ближайшее десятилетие», выйдет лажа. Тут всегда есть элемент такого: «Это случилось… мы не уверены, как именно, но оно произошло». Конечно, кто-то вроде Криса Нолана – игрок совершенно иного класса, нежели человек вроде меня. Не знаю, думал ли он об этом, но я – точно нет. Я вообще никогда о таком не думаю.

Чувствуете ли вы какое-то давление, приступая к съемкам «Возвращения Темного рыцаря»?

Вообще никакого. Я знаю только, что это с большой вероятностью будет последняя часть.

Это решено?

Ну, я не сказал бы, что решено окончательно. Если Крис скажет: «Слушай, у меня есть еще одна история, и мне она кажется интересной», то да, отлично, я готов сниматься. Просто мне всегда казалось, что будет три части, но я могу и ошибаться. В общем, не знаю, может быть, со мной что-то не так, но давления я никакого не ощущаю.

Вам нравится перспектива возвращения к ранее сыгранному персонажу?

Да. Очень нравится. Опять же, можно не беспокоиться за свою трудоустроенность! (Смеется) Получился отличный фильм, который также стал хорошим, коммерчески успешным боевиком. Я пытался добиться этого на каких-то своих прошлых проектах и все задавался вопросом: «Почему эти фильмы не могут быть лучше? Почему, если там есть несколько взрывов и спецэффекты, то уже не может быть классного сюжета?» Мне кажется, Крис замечательно справился с ответом на этот вопрос.

Каково было работать с Крисом на проекте поменьше – «Престиже»?

Мне понравилось. Мы все хорошо знали друг друга, и было удобно работать с маленькой съемочной группой. Это как катер, который может быстро менять курс, если мы решили: «Что-то не работает, давайте лучше сделаем вот так». А «Бэтмен» – это как здоровенный грузовой корабль: когда нужно поменять курс, это затрагивает сотни людей, стоящих за тобой.

Можете выдать какие-нибудь подробности, что там будет?

Если я вам скажу, через это окно влетит пуля и убьет меня. Кроме того, мне как-то даже нравится вся эта атмосфера таинственности, которую Крис разводит вокруг своих фильмов, – я с удовольствием ему подыгрываю. Но вы бы удивились, узнав, как мало я на самом деле знаю. Я беседовал с Крисом, и он обещал посвятить меня в детали, как только решит, что время пришло, – он знает, сколько времени мне нужно дать.

Пока вы работали вместе, он рассказал вам, о чем будет «Начало»?

(Смеется) Я не спрашивал! Когда люди интересуются у меня насчет моих собственных фильмов, я всегда думаю: «Не важно, как считаю я, важно, как считаете вы. Правильное или неправильное, это ваше собственное восприятие фильма, вот и все». Правда, я таки задал ему один вопрос… но не скажу, какой. Вышло, что поддразниваю. Извините.

В третьем «Бэтмене» к вам присоединится Том Харди – ждете этого?

Да. Похоже, этот парень выкладывается на площадке по полной. То есть, он действительно старается. Я не встречал его лично, но видел в «Начале» и в «Бронсоне». Судя по всему, он из тех, кто с удовольствием идет на крайности. Думаю, у него многое впереди…

Кстати, думали ли вы, ребенком снимаясь в «Империи Солнца», что вас ждет блестящая карьера?

Нет. Даже представить не мог. Помню только, что мы мотались по Испании, помню самолеты, шанхайские толпы, уток, которым перерезали горло прямо на улице… Помню, что я все время был сам по себе, далеко от родителей, и поэтому отрывался и валял дурака, путешествуя по разным странам. Было замечательно. Но нет, я не рассматривал это как занятие, с которым пойду по жизни.

Осознавали ли вы, что работаете с «самим Стивеном Спилбергом»?

Нет. Мне тогда на это было плевать. Счастье в неведении – в этом есть положительные стороны, даже когда становишься старше. Иногда, когда не знаешь лишнего, можешь избежать ненужных сравнений и заниженной самооценки. Конечно, я знал, что он режиссер, но имело ли это для меня какое-то значение? Нет.

Поддерживаете с ним отношения?

Да, вот на той неделе получил от него сообщение. Мы уже пару лет не виделись, но обмениваемся посланиями через общих друзей.

Что за сообщение?

Ха! Ну, знаете, милая дружеская весточка…

Каково это – быть знаменитым подростком?

Мне не понравилось. Это было вообще не мое. Наверное, комуто легко справляться со славой, но меня она ужасно раздражала и смущала. И, конечно, ужасно надоедало, что каждый считал своим долгом сказать «Уж тебе-то это совсем не к лицу», когда меня поймали за кражу в магазине. Почему именно мне это, спрашивается, не к лицу? Я не был каким-то особенным. Так что я бы вполне обошелся без этой стороны медали. Мне понравилось путешествовать, я получил много интересного опыта, но если кто-то из моей семьи – племянницы или дочь – захочет начать в этом возрасте, я готов поверить в них и поддержать их, но сочту своим долгом сказать: «Только ни в коем случае не начинай профессиональную карьеру».

Почему? Индустрия в целом была к вам довольно благосклонна.

Да, но только после долгой и упорной работы. Послушайте, я не хочу жаловаться – если бы дела шли хуже, мне пришлось бы оставить занятие, которое мне по-настоящему нравится, – но я действительно был слишком молод. В этом возрасте нужно быть безымянным, нужно ввязываться во всякие неприятности, чтобы при этом никто не знал, кто ты такой. Когда все тебя знают, это все портит: «Блин, из-за этого только меня-то и поймают».

Как вы думаете, что позволило вам избежать печального опыта а-ля Ривер Феникс?

То, что я не хотел иметь с этим ничего общего. Я держался подальше – я даже сказал: «Мне вообще разонравилось это занятие». Потом подвернулась пара предложений, которые показались мне интересными. Но я не желал быть в первых рядах и в эпицентре событий. Это было не для меня. И все еще остается не для меня. Знаю, из уст актера звучит смешно, но я не люблю быть в центре внимания. Я вполне доволен, оставаясь в стороне.

Странный выбор работы, в таком случае…

Вовсе нет.

Это потому, что вы всегда можете спрятаться за персонажа?

Ну, не то чтобы спрятаться, скорее, общаться посредством другого персонажа. Я не прячусь – просто другие люди мне интереснее, чем я сам. Про себя я все знаю, а вот про других хочу узнать побольше.

Правда ли, что на съемках «Генриха V» Кеннет Брана отговорил вас заканчивать карьеру в молодом возрасте?

Нет… Тогда было много факторов, и у меня появились различные обязательства, которые приходят, когда начинаешь зарабатывать деньги. Все было немного сложнее.

Уже тогда на вас лежала финансовая ответственность?

Да – и уйти было не так-то просто. Я не нуждался в деньгах, но… знаете… в итоге они оказались кстати.

С тех пор стало понятно, что актерство для вас – не только источник дохода. На каждого «Бэтмена» у вас приходится пропитанная потом и измазанная в грязи роль типа «Спасительного рассвета». Каково было сниматься у знаменитого психа Вернера Херцога?

Вернер – псих в лучшем смысле этого слова: без него мир был бы ужасно скучным. Он – Джекилл и Хайд, и я надеюсь, что мы с ним еще поработаем. Я как-то понял, что не могу представить себе съемки у Вернера в более или менее цивилизованной обстановке: джунгли оказались идеальным местом, и я отлично провел время в его компании.

Съемки действительно оказались таким хаосом, как рассказывают?

С нами работали люди, которым грозило десять лет тюрьмы, члены съемочной группы постоянно увольнялись, а нам самим приходилось искать мопеды, чтобы добираться до съемочной площадки. Вернер так и не прочитал сценарий и каждый день импровизировал. Он запрыгивал в фургон и пытался скрыться от всех, чтобы снимать только со мной, Стивом Заном и оператором. Мы постоянно веселились и разыгрывали друг друга.

Херцог говорит, что вы «лучший из своего поколения».А кем из своих современников восхищаетесь вы?

Я восхищаюсь любым, кто может встать перед камерой и строить из себя полного идиота. Серьезно. Мало кто на такое способен. Многие могут показывать пальцем, критиковать и говорить, что, дескать, плохо сыграно – а ты вот пойди и сам попробуй. Теми, кто такое может, я действительно восхищаюсь. Граница между полным унижением и ох…ной игрой довольно тонка.

Приносит ли вам работа с режиссерами вроде Вернера Херцога большее удовлетворение, чем структурированные крупнобюджетные проекты вроде четвертого «Терминатора»?

Да. Во-первых, на маленьких проектах в съемочном графике есть элемент хаоса, и это мне нравится; остается место случаю. Проблема с крупными фильмами в том, что огромные ресурсы подавляют изобретательность, съемки становятся чересчур регламентированными и вылизанными. Когда у тебя полно документов, расписывающих, что ты должен делать день ото дня, теряется эта искорка, и уже нельзя сказать: «Почему бы нам просто не разобраться с этим на месте? Почему мы должны отчитываться о малейшем изменении в планах?» Может быть, поэтому экшн-фильмам редко удается то, что удается Крису, который умеет как-то совмещать эти крайности.

В этом была проблема «Терминатора»?

Для меня еще слишком рано делать какой-то анализ. В конце концов, мы же просто снимаем фильмы – не хочется переходить на личности. Не знаю… я еще недостаточно дистанцировался от него.

Вы бы согласились на еще одного «Терминатора»?

Эм… я… Они мне очень нравятся, правда. Но… я бы согласился только в том случае, если каждый элемент был на своем месте, и только в случае полного взаимопонимания. Иначе – нет.

Понравился ли вам фильм, который получился в итоге?

Эм… еще слишком рано. Это… э-э… для меня это равноценно разбалтыванию интимных подробностей.

Вы упоминали о своих ролях в боевиках, которые, как вам кажется, не выстрелили. Одним из них был, например, фильм «Власть огня». Хитом он не стал, но наверняка это был хороший опыт в плане подготовки к вашим нынешним блокбастерам?

В какой-то степени – да, наверняка. Но я так мало анализирую и копаюсь в себе, что не могу с уверенностью этого сказать. Но, бесспорно, я понял многое из того, что потом вложил в «Бэтмена» – в основном, глядя на происходящее и понимая, что именно идет не так. Но Крис уже это предусмотрел: он бы ни за что не приступил к работе над фильмом, где что-то может пойти не так. Если вырисовывается какая-то проблема, он сначала с ней разберется, а потом продолжит работу. К сожалению, многие предпочитают мириться с подобными вещами, не понимая, что если маховик запущен, потом придется делать массу лишней работы. Такими вещами пренебрегают, а проблемы в итоге остаются нерешенными. Если, конечно, снимает не Крис или Майкл Манн – они работают круглые сутки без сна и отдают фильму все. Когда же работаешь с людьми, которые предпочитают хорошо высыпаться, проблемы так и будут накапливаться. Особенно на таких монструозных проектах.

Вы всегда хотели сниматься в таких «монстрах»?

Мне всегда хотелось попробовать – я уже объяснял, почему: с этими фильмами всегда кажется, что сюжет в них подкачал, и те части, от которых зритель на самом деле получает удовольствие, можно уместить минут в двадцать. Почему нельзя написать хорошую историю, частью которой были бы спецэффекты? Мне всегда хочется попробовать как можно больше. Теперь, кажется, я лучше понимаю, что мне нравится. Я не учился актерскому мастерству, не учился сниматься в таких фильмах, поэтому мне всегда казалось, что я могу научиться чему-то новому прямо в процессе. Так что я пробую разные фильмы и разные стили игры. Такой роскоши, как выбор, который есть у меня сегодня, завтра может не быть.

В разнообразии стилей и жанров вам не откажешь: как вам опыт съемок в вестерне «Поезд на Юму»?

О-о, хотел бы я, чтобы таких фильмов снимали побольше. Это был замечательный опыт, и мы так хорошо сработались с Расселом Кроу. Самое забавное, что Джеймс Мэнголд (режиссер – EMPIRE) меньше всего любил сцены со стрельбой.

Разве это не один из важнейших элементов вестерна?

В том-то и дело! Я сказал то же самое. Но для него все сводилось к той сцене в отеле; она ему особенно нравилась. Однако появился я и начал втирать что-то вроде: «В этом пистолете столько-то патронов, поэтому мне придется забрать ружье у него…», а Джим посмотрел на меня и сказал: «Б…ь, Кристиан, разбирайся в этом как-нибудь сам, пожалуйста, мне это совершенно не интересно».

За какую еще роль вам было бы интересно взяться?

Юный лорд Фаунтлерой.

Да неужели. Еще варианты?

Ха! Какое, однако, неудовольствие я наблюдаю. Ладно, я подумаю и сообщу вам позже…

Кристиан бейл характер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *