Кто есть кто в театре

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Средняя заработная плата: 20000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 80% Оплачиваемость 60% Конкуренция 64% Входной барьер 59% Перспективы 74% Над созданием спектакля в театре трудятся десятки человек, но зрителю видна лишь игра актеров. Они получают аплодисменты, цветы, признание. А ведь возможностью выйти на сцену они обязаны множеству специалистов-«невидимок», которые всегда остаются за кулисами. Бесперебойная работа механизмов, смена и перемещение декораций, освещение, звуковое сопровождение, костюмы – за всем этим стоят разные театральные профессии. Кого же скрывает закулисье?

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Юлия Заблоцкая

Чего боятся знаменитости: 20 странных фобий звезд

Иногда случайное детское впечатление или пережитый неприятный опыт оставляет след на всю жизнь в виде фобии. Навязчивые страхи — эволюционный пережиток, который достался нам в наследство от предков. Опасный опыт запоминается навсегда, и человек никогда больше не возьмет в руки ядовитую медузу или не сядет на велосипед, с которого упал.

Но кроме понятных страхов, которые есть у каждого, встречаются и по-настоящему странные фобии. Мы предлагаем вам прочитать о самых странных страхах знаменитостей. У знаменитостей бывают самые странные фобии

Памела Андерсон – эйсоптрофобия (боязнь отражения в зеркале)

Фотомодель и актриса Памела Андерсон панически боится зеркал и себя в них – она не может спокойно посмотреть даже на случайно пойманное отражение в витрине. Остается только догадываться, к каким ухищрениям ей приходится прибегать, чтобы выглядеть хорошо. Макияжем Памелу Андерсон обеспечивает армия визажистов, а узнать, как она выглядит, актриса может из многочисленных глянцевых журналов, которые то и дело печатают ее снимки. Памела Андерсон боится своего отражения в зеркале

Дэвид Бекхэм – атаксиофобия (боязнь беспорядка)

Дэвид Бекхэм – настоящий перфекционист. Его страсть все раскладывать по своим местам и сортировать по цветам, размерам и свойствам, доходит до болезненной степени. К примеру, в доме, где Бекхэм живет с женой Викторией, он собственноручно расставляет все продукты в холодильнике по особой логике. Сын Дэвида Бекхэма Бруклин говорил в интервью, что отец проводит много времени за приведением своих вещей в идеальную систему. Дэвид Бекхэм помешан на порядке

Орландо Блум – поркуфобия (боязнь свиней)

Во время съемок фильма «Царствие небесное», где Орландо Блум снимался вместе с Евой Грин, случайно выяснилось, что актер приходит в ужас при виде обыкновенных свиней. Во время репетиции одной из сцен, которая проходила рядом со свиным загончиком, одно животное выбежало за ограду, а Блум впал в панику. Свинку быстро водворили на место, а Орландо Блума еще долго успокаивали. Актер рассказал, что не переносит даже свинину и предпочитает не оказываться в местах, где ее продают. Интересно, как повлияла на жизнь Орландо Блума повальная мода заводить мини-пигов в голливудских домах? Орландо Блум до смерти боится свиней

Леди Гага – маленькие дети и телефонные звонки

Леди Гага как раз не боится мяса (однажды она появилась на публике в наряде, сшитом из сырой говядины), зато впадает в состояние, близкое к панической атаке, при виде маленьких детей. Она объясняет свой страх перед малышами тем, что материнство навсегда изменило бы ее жизнь и поставило крест на творчестве.
У Леди Гаги есть еще одна фобия, более распространенная – она боится телефонных звонков. В песне Telephone, которую она записала вместе с Бейонсе, Леди Гага упоминает о своем страхе: в тексте песни есть строчки о том, что она больше не возьмет трубку в руки и не будет отвечать на звонок парня, который решил бросить ее по телефону. Леди Гага с опаской относится к детям и телефонным звонкам

Джонни Депп – коулрофобия (боязнь клоунов)

Клоунов Джонни Депп боится с детства. В одном из интервью он говорил, что всегда чувствовал опасную тьму, которая кроется под ярким гримом. Более того, Депп боится и просто густо накрашенных лиц. Актер пытается бороться с собой. Он купил портрет Джона Уэйна Гейси, известного серийного убийцы, который часто надевал костюм клоуна. Депп повесил изображение маньяка в своем доме и взял за правило смотреть на него каждый день.
Коулрофобия – часто встречающийся страх. Писатель Стивен Кинг своим романом «Оно» сделал многое для его распространения. После выхода на экраны экранизации в 1990 году клоун Пеннивайз стал героем кошмаров детей и взрослых на многие годы. У Джонни Деппа распространенная фобия — он боится клоунов

Кендалл Дженнер – трипофобия (боязнь маленьких отверстий)

Модель Кендалл Дженнер боится маленьких отверстий, поэтому не переносит пористого хлеба, обратной стороны кубиков «Лего» или пчелиных сот. Она рассказывала, что начинает испытывать сильную безотчетную тревогу, даже когда просто видит по телевизору мультфильм про Губку Боба: мало ли что может прятаться в маленьких глубоких отверстиях.
Кендалл Дженнер не единственная в семействе Кардашьян, у кого есть странная фобия к примеру, Хлои Кардашьян боится пупков, и даже старается не прикасаться к своему собственному. А вот их общая сестра и главная знаменитость семейства, Ким Кардашьян не боится, кажется, вообще ничего. Кендалл Дженнер панически боится маленьких отверстий

Скарлетт Йоханссон – блаттофобия (боязнь тараканов)

После развода родителей Скарлетт Йоханнсон попеременно жила то в Лос-Анджелесе у матери, то в Нью-Йорке с отцом. Однажды в материнском доме в Калифорнии Йоханссон проснулась и завизжала от ужаса: на лице у нее сидел жирный крупный таракан. С тех пор она не просто испытывает легкое отвращение к этим насекомым, а по-настоящему их боится. У Скарлетт Йоханссон блаттофобия: она боится тараканов

Николь Кидман – лепидоптерофобия (боязнь бабочек)

Николь Кидман – не только коллега Скарлетт Йоханссон по цеху, но и ее сестра по несчастью. Австралийка страшно боится бабочек. Сама Николь Кидман говорит, что бабочки с виду красивые и хрупкие, однако если присмотреться к ним, то можно увидеть все многочисленные и отвратительные подробности: их фасеточные глаза, хитиновое покрытие, пыльцу на крыльях… В теплом климате Австралии, где выросла Николь Кидман, бабочек живет очень много, так что остается только предполагать, каково актрисе приходилось в детстве. Николь Кидман очень боится бабочек

Джим Керри – паранойя (боязнь слежки)

Американский комик Джим Керри когда-то боялся выходить на сцену или под кинокамеру. К счастью, этот страх ему удалось перебороть, иначе мы никогда не узнали бы о его существовании. Эту фобию Керри сумел взять под контроль, однако у него остался страх камер видеонаблюдения: актер требует, чтобы в отелях, где он останавливается, на время его визитов камеры отключали. Он всегда лично и тщательно проверяет свой номер, чтобы не стать героем видеохроники. У Джима Керри мания преследования

Дэниел Крейг – акрофобия (страх высоты)

Дэниелу Крейгу пришлось столкнуться со своим страхом на съемках трех частей бондианы. В фильмах про бесстрашного спецагента Ее величества огромное количество зрелищных трюков, некоторые из них связаны с большой высотой. Большинство сложных и опасных финтов выполняют профессиональные каскадеры, однако Дэниелу Крейгу все же пришлось справиться с боязнью высоты и самому сняться в нескольких сценах. Дэниел Крейг играл Бонда несмотря на свои страхи

Пенелопа Крус – боязнь красной дорожки

Одна из самых красивых актрис современности, Пенелопа Крус ненавидит проходы по красным дорожкам кинофестивалей. Дефиле под вспышками фотоаппаратов и сотнями заинтересованных, оценивающих взглядов для Крус – почти невыносимая для знаменитой актрисы обязанность. Поэтому она старается появляться на кинофестивалях со спутниками – мужем Хавьером Бардемом или режиссером Педро Альмадоваром. Пенелопа Крус на красной дорожке: глаза боятся, ноги идут

Мэттью МакКонахи – боязнь вращающихся дверей

Неизвестно, как актер Мэттью МакКонахи справляется с визитами в большие торговые центры: в некоторые из них он просто не смог бы попасть из-за страха перед большими вращающимися дверями. То ли МакКонахи боится, что его зажмет между дверью и стеной, то ли он опасается застрять в остановившемся стеклянном «аквариуме» – неизвестно. Сам Мэттью МакКонахи говорит, что не может даже смотреть на то, как вращается дверь, или находиться рядом с ней. Фобия Мэттью Макконахи такая редкая, что для нее нет даже специального названия. У Мэттью Макконахи очень редкая фобия

Тоби Магуайр – арахнофобия (боязнь пауков)

Как ни странно, исполнитель роли Человека-паука Тоби Магуайр страдает арахнофобией, то есть панически боится пауков. Во время съемок в трилогии Сэма Рейми о супергерое Тоби Магуайра мучали ночные кошмары. Он много времени проводил у психоаналитика, чтобы проговорить свои страхи и таким образом испытать хотя бы небольшое облегчение. Известно, что бывшая жена Тоби Магуайра, Дженнифер Мейер, обладает такой же фобией. Вряд ли Магуайр выбирал жену по этому критерию, однако у них явно было о чем поговорить на первом свидании. Тоби Магуайр панически боится пауков

Чак Норрис – боязнь алкоголя

Герой многочисленных шуток о своих сверхспособностях, Чак Норрис на самом деле не лишен слабостей. В частности, Норрис не переносит даже запаха алкоголя, за всю сознательную жизнь не выпил ни капли и старается не появляться в пабах и на вечеринках. Это связано с нелегким детством исполнителя роли Одинокого рейнджера.
Отец Чака Норриса был автомехаником, много пил и в алкогольном бреду терроризировал семью. После развода родителей жизнь Чака Норриса стала более стабильной, семья сменила старый трейлер на настоящий дом, однако неприязнь актера к спиртному и пьяным людям осталась на всю жизнь. Интернет-пользователям остается только шутить о том, что «не Чак Норрис пьянеет от алкоголя, а алкоголь пьянеет от Норриса» и о том, что «любимый коктейль Чака Норриса – коктейль Молотова». Чак Норрис не переносит даже запаха алкоголя

Рианна – ихтиофобия (боязнь рыб)

Певица и модель Рианна родилась на острове Барбадос в Вест-Индии и ей пришлось трудно: Рианна страдает ихтиофобией, она до дрожи боится рыб всех форм и размеров, но больше всего – тропических рыбок, плавающих в прозрачной воде. Неизвестно, что стало причиной появления ее необычной фобии, однако сама она говорила, что с детства предпочитала не плавать в море, отдавая предпочтение бассейну. Рианна — островитянка с Барбадоса, но все равно боится рыб

Кристен Стюарт – гиппофобия (боязнь лошадей)

Кристен Стюарт с детства боится лошадей. В семилетнем возрасте заботливые родители отдали ее на уроки верховой езды, и на одном из занятий лошадь понесла, Кристен упала и получила серьезный перелом руки. Для главной роли в фильме «Белоснежка и охотник» Кристен Стюарт пришлось преодолевать свой страх. Продюсеры организовали для нее сеансы психотерапии, а сама актриса носила на съемки полную сумочку успокоительных. К слову, партнер Кристен Стюарт по «Сумеркам», Роберт Паттинсон, тоже страдает гиппофобией. Кристен Стюарт боится лошадей

Меган Фокс – боязнь бумаги

Актриса Меган Фокс живет с очень редкой фобией: она боится порезаться бумагой. Поэтому она никогда не прикасается ни к сценариям, которые ей присылают по почте, ни к письмам, ни к счетам. И если для всего остального у Меган Фокс есть ассистент, то сценарии ей все-таки приходится читать. Продюсеры, которые знают об этой особенности, присылают Меган Фокс сценарии с заламинированными страницами. В других случаях ей приходится просить близких прочитать ей текст или отдать его в переплет. Меган Фокс очень боится порезаться бумагой

Сальма Хайек – герпетофобия (боязнь змей)

Сальма Хайек, которая сыграла в фильме Квентина Тарантино роль стриптизерши со змеей, в реальной жизни ужасно боится змей. На съемках фильма актрисе приходилось преодолевать ступор и тошноту, в которые она впадала, едва ей давали в руки огромного питона. На кадрах фильма, правда, этого совсем не видно. Попробуйте всмотреться в крупные планы и попытаться разглядеть страх в глазах Сальмы Хайек. Сальма Хайек станцевала со змеей, хотя страшно их боится

Дженнифер Энистон – аэрофобия

Актриса Дженнифер Энистон, как и многие, боится авиаперелетов. Любая посадка в самолет для нее большой стресс. Сама Энистон рассказывает, что до некоторых пор ей удавалось неплохо справляться со своими чувствами и летать без истерик. Ситуация усложнилась, когда однажды самолет, в котором летела Дженнифер Энистон, попал в сильную грозу. Лайнер болтало, как бумажный самолетик, за окном полыхали молнии, стюардессы с напряженными лицами быстро ходили по салону. С тех пор Энистон обязательно выполняет несколько ритуальных действий, прежде чем войти в салон: она перешагивает трап только с правой ноги и касается стен самолета. Так ей удается хоть немного себя успокоить. Дженнифер Энистон снялась в рекламе авиакомпании, несмотря на аэрофобию

Чарли Ханнэм – гермофобия

Британский актер Чарли Ханнэм в свое время отказался от съемок в БДСМ-хите “50 оттенков серого” не из нравственных соображений, а из-за своей гермфобии. Он страшно боялся подцепить от партнерши Дакоты Джонсон каких-нибудь микробов. Ханнэм рассказал, что не может целоваться ни с кем, кроме своей постоянной партнерши.
Страх заразиться он приобрел в детстве, когда по северу Англии гулял опасный вирус. Болезнь, которую он переносил, могла оставить человека слепым на всю жизнь. С тех пор Чарли Ханнэм, очень перепуганный этим случаем, тщательно моет руки, избегает общественных туалетов и с большой осторожностью снимается в интимных сценах. Чарли Ханнэм боится подцепить смертельную болезнь Фобии присущи многим людям, совсем не обязательно знаменитым или чудаковатым. Редакция uznayvse.ru предлагает вам проверить себя на прочность и прочитать о самых страшных животных в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Глоссофобия: как избавиться от страха сцены

Практически каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед аудиторией. А многие профессии связаны с необходимостью постоянного выступления перед людьми. Сюда относятся: преподаватель, политик, артист, менеджер, руководитель тренингов, лектор и многие другие виды деятельности.

Большинство людей, работающих в одной из таких сфер, испытывают сильный страх перед публичными выступлениями. В психологии этот страх называется глоссофобией. Другие названия – логофобия, пейрафобия. Давайте разберемся, что представляет собой эта фобия и как ее преодолеть.

Что такое глоссофобия?

Глоссофобией называется психическое расстройство, при котором человек панически боится выступать перед другими людьми. Аудитория может быть большая (зрители в зале) или маленькая (коллеги, собравшиеся на совещание в рабочем кабинете), но необходимость выступить перед ней пугает человека, вызывая ряд неприятных психических и соматических реакций. Боязнь говорить носит название вербофобия.

Человек может быть хорошим специалистом в своей области и прекрасно знать материал, с которым ему предстоит выступить, но оказываясь перед аудиторией, он совершенно теряется, забывает слова, не может сконцентрироваться. Все это существенно ухудшает качество жизни глоссофоба, мешает ему продвигаться по карьерной лестнице, снижает самооценку.

Школьники и студенты тоже нередко испытывают сильный страх перед аудиторией. По этой причине они не могут нормально отвечать на уроке, сдавать экзамены, даже если хорошо знают материал. Естественно, это негативно влияет на успеваемость ученика или студента.

Согласно психологическим исследованиям, проводимым в этой области, 95% людей в той или иной степени страдают боязнью сцены. Вот почему многих интересует эта проблема и способы борьбы с ней.

Чем опасна боязнь сцены?

Каждый человек, выходя на сцену, немного волнуется. Это естественное состояние, которое присуще всем. Оно обладает некоторым положительным действием, поскольку помогает собраться, сосредоточиться во время выступления. Однако это естественное волнение не имеет ничего общего с глоссофобией.

Глоссофобия – это патологическая боязнь публичных выступлений, которую невозможно преодолеть. На первый взгляд, может показаться, что эта фобия безобидна и неспособна причинить человеку серьезного вреда. На самом деле это не так.

Индивид, страдающий пейрафобией, испытывает постоянный стресс, когда ему приходится выступать перед публикой. Если человек работает в такой сфере, где не нужно контактировать с аудиторией, то он может спокойно жить со своим страхом. Но если его профессия связана с частыми публичными выступлениями, то ему придется трудно. Постоянные стрессы способны подорвать физическое и психическое здоровье.

Человек теряет уверенность в себе, у него падает самооценка, развиваются комплексы, он замыкается в себе. Страх заставляет его бросить профессию, связанную с публичными выступлениями, даже если она очень нравится.

Нередко глоссофобы стараются заглушить свой страх алкоголем, наркотиками или сильнодействующими седативными препаратами. Злоупотребление подобными веществами может привести к развитию алкоголизма или наркомании. Поэтому всем публичным людям, страдающим пейрафобией, обязательно необходимо бороться со своим недугом.

Симптомы глоссофобии

Страх выражается набором типичных симптомов, характерных для всех видов фобий:

  • у человека начинает дрожать голос, его тембр изменяется;
  • возникает мышечное напряжение;
  • сердцебиение учащается, человек ощущает чувство сдавливания в груди, ему не хватает воздуха;
  • наблюдается повышенное потоотделение, тремор конечностей, руки и ноги холодеют и слабеют;
  • возможно головокружение или головная боль, тошнота;
  • человек ощущает сухость во рту, ему трудно говорить.

Перечисленные симптомы у разных людей проявляются с разной интенсивностью. Особо впечатлительные особы могут даже упасть в обморок. У детей возможно непроизвольное мочеиспускание. В редких случаях такое явление наблюдается и у взрослых. Конечно же, в подобном состоянии выступать перед людьми не представляется возможным.

Если логофобия выражена не слишком сильно, человек может собраться с духом и все-таки провести выступление, подавляя свой страх. При сильной фобии сделать это не удается, и выступающий либо теряет сознание, либо убегает со сцены.

Причины глоссофобии

Психологи выделяют две причины, по которым у человека возникает боязнь сцены:

  1. Генетические факторы;
  2. Социальные факторы.

В случае с генетическими причинами фобия развивается под влиянием повышенной эмоциональности, высокого уровня тревожности, индивидуальных особенностей характера и темперамента.

Эмоционально неустойчивый индивид боится быть отвержденным, боится осуждения и неприятия. Эти страхи постепенно разрастаются в настоящую фобию. Наследственность также играет существенную роль в развитии патологической боязни сцены. Если кто-либо из родителей страдал подобным расстройством, ребенок мог унаследовать его. Психологи подметили, что у родителей и детей очень часто бывают одинаковые страхи и идентичное их проявление.

В случае с социальными причинами пейрафобию провоцирует воспитание. Чаще всего страх сцены возникает у детей, воспитанных строгими и деспотичными родителями. Если ребенка ругают за громкие разговоры на улице, заставляют вести себя в обществе тихо и неприметно, он может начать бояться публичного внимания.

Чрезмерные запреты, запугивания, подавления, психологическое и физическое насилие формируют в ребенке многочисленные страхи и неуверенность в себе. Вырастая, такой человек стремится быть незаметным, скромным, старается не привлекать внимания к своей персоне, боится общественного осуждения.

Родители-перфекционисты, требующие от своего ребенка быть первым во всем, тоже рискуют воспитать глоссофоба. Человеку с детства внушают, что надо всегда быть лучшим, и он прилагает все силы, чтобы добиться восхищения и признания со стороны окружающих. Но быть совершенным всегда и во всем невозможно, поэтому рано или поздно такой индивид сталкивается с неудачей. Эта неудача может подорвать его уверенность в своих силах и вызвать боязнь быть отвергнутым.

Нередко причиной развития глоссофобии становится опыт неудачного выступления перед публикой. Например, школьник или студент выступал перед зрителями, и его осмеяли, унизили. Ситуация усугубляется, если унижение исходило не только от сверстников, но и от взрослых. Подобное происшествие способно оставить глубокий след в душе неуверенного, стеснительного человека, повлияв на его дальнейшее развитие.

Люди с дефектами речи тоже нередко боятся выступать перед публикой. Такое состояние называют логоневрозом. Такие люди вполне комфортно чувствуют себя в кругу близких друзей, но необходимость выступить перед аудиторией выбивает их из колеи. Они боятся, что другие люди будут высмеивать их недостаток. Чаще всего такие опасения вполне обоснованы, потому что в любом обществе есть индивиды, нетерпимые к чужим дефектам.

Как побороть страх сцены?

Многие знаменитости страдали боязнью сцены, однако они преодолели свои страхи и добились успеха в профессии. Это говорит о том, что с пейрафобией можно и нужно бороться. Если вы боитесь выступать перед публикой и хотите избавиться от страха сцены, вам помогут советы психологов.

  • Тщательно подготовьте выступление

Чтобы не опозориться перед слушателями, хорошо подготовьтесь к выступлению. Например, вам необходимо сделать доклад. Соберите всю необходимую информацию, законспектируйте материал и хорошо заучите его. Составьте краткий план, в котором укажите основные тезисы своего выступления.

Подумайте, какие вопросы могут возникнуть и слушателей и заранее подготовьте ответы на них. Прорепетируйте свою речь перед зеркалом, а еще лучше – запишите на диктофон, чтобы послушать, как она звучит со стороны. Выявите ошибки, запинки и избавьтесь от них. Зачитайте свой доклад близким людям, пусть они оценят его и подскажут, что нужно исправить. Такая подготовка точно не даст вам провалиться на выступлении.

  • Избавьтесь от неизвестности

Незнакомая публика всегда внушает страх, поскольку вы не знаете, какой реакции от нее можно ожидать. Перед выступлением проанализируйте аудиторию – количество человек, их возраст, пол, социальный статус, интересы. Подумайте, чего эти люди ждут от вас, что будет им интересно. Возможно, стоит выбрать юмористический подход или же, наоборот, сделать выступление максимально интересным. Проработайте эти нюансы, и ваша уверенность на сцене существенно повысится, ведь вы заранее будете знать, с кем вам придется общаться.

  • Не воспринимайте публику как строго критика

Логофобы очень боятся критики со стороны зрительного зала. Они обращают внимание на каждый смешок или неодобрительный взгляд и от этого все больше теряют уверенность в собственных силах. Чтобы этого избежать, не нужно концентрироваться на негативном отношении. Запомните: мнение аудитории никогда не бывает однозначным. В зале всегда найдутся и критики, и благодарные слушатели. Сосредоточьте свое внимание на последних. Ловите каждый одобрительный кивок, каждую улыбку или восторженный возглас. Не пытайтесь понравиться всем, работайте для тех зрителей, которые выказывают вам свое расположение.

  • Позвольте себе быть неидеальным

Дайте себе право на ошибку. Ошибаются даже профессионалы высокого класса, поэтому не стоит волноваться по этому поводу. Не принимайте критику близко к сердцу. Она далеко не всегда бывает объективной. У зрителя может быть просто плохое настроение или же он вовсе не разбирается в теме вашего выступления. Изучите техники, повышающие самооценку, и применяйте их.

  • Настройтесь на позитив

Выходя на сцену, настройте себя на положительный лад. Не думайте об исходе своего выступления, а сосредоточьтесь на текущем моменте. Обдумывайте каждое слово, каждый жест. Почувствуйте себя человеком, делающим важное дело. Ощутите, как это приятно – быть в центре внимания множества людей.

Чтобы преодолеть сильное волнение перед выступлением и не чувствовать себя на сцене скованно, научитесь расслабляться. Освойте дыхательные техники и специальные расслабляющие упражнения. Не принимайте скованных, закрытых поз. Еще один важный момент – улыбка. Обязательно улыбайтесь публике и в ответ тоже получите улыбки.

Что делать, если ничего не помогает?

Если вы перепробовал все методы, помогающие побороть страх перед выступлением, но не добились положительного результата, обратитесь за помощью к специалисту. Возможно, ваша фобия достигла такой стадии, на которой без помощи психолога или психотерапевта не обойтись.

Не стесняйтесь обратиться за помощью, в этом нет ничего постыдного. Многие публичные люди работают с психологами, помогающими им преодолеть боязнь сцены. Специалист подберет эффективные психотерапевтические методики и назначит успокоительные препараты, снижающие тревожность.

Избавиться от логофобии может каждый. Если ваша карьера и профессиональная деятельность зависит от умения выступать на публике, приложите все усилия, чтобы перебороть свои страхи и обрести уверенность в себе. Поверьте, результат того стоит!

Кто выступает на сцене?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *