Великие о женщинах

Древние мудрецы, философы, мыслители, писатели, художники, люди искусства и политики всех времён и народов говорили не только об искусстве и управлении страной, но и о женщинах.

Их мысли и уместные высказывания также были направлены в сторону философии любви и брака, жизни в целом и отдельно каждого человека. Их мысли были направлены на женщин.

Женская красота, нежность и в то же время сила духа, честь и отвага, мудрость и самопожертвование восхищали мужчин во все времена. Здесь собраны не только высказывания мужчин, но и женщин о самих себе, о том, что может быть важным для каждой. Почерпнём истину и философию их слов, согласимся с ними или нет, но их цитаты, цитаты великих людей о женщинах стоит прочесть.

Цитаты о женщинах

Тот, кто видел рождение своего ребенка, как видел я, уже никогда не усомнится в женской силе. Они сильнее нас. Для них не существует глупостей — только главное. Жизнь, дети, свобода. Они не видят смысла в вечной жизни — они продолжаются в детях, и этого достаточно. Они не завоеватели — им и так принадлежит мир, потому что они способны создать новую жизнь. (Джонни Депп)

Не вечная ли это насмешка любви, что женщина не может любить того, кто любит её. (У. Шекспир)

Бывают мужчины, превосходящие говорливостью женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз. (Карл Вебер)

Мужчины создают законы, а женщины создают нравы. (Франсуа Гибер)

Женщина благороднее мужчины, в отличии от него она обращает внимание не только на красоту внешности. (Луиджи Тиранделло)

Почти все порядочные женщины это нетронутые сокровища, которые только потому в неприкосновенности, что их никто не ищет. (Франсуа де Ларошфуко)

Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность. (Р. Киплинг)

Женщина, которую все считают холодной, просто ещё не встретила человека, который пробудил бы в ней любовь. (Жан де Лабрюйер)

О, женские слёзы! Всё вы смываете: и нашу энергию, и наше сопротивление, и нашу злобу. (М. Прево)

Скромная девица, благоразумная супруга, заботливая мать стоят гораздо выше всех философов в юбке, всех героинь романов, единственное занятие которых убивать людей стрелами своего ума и взглядом своих прекрасных очей. (О. Гольдсмит)

Учёные женщины пользуются своими книгами так же, как и часами, которые носят напоказ другим, хотя бы они стояли постоянно или шли неверно. (И. Кант)

Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм… она целует, обнимает, отдаётся — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную. (А.И.Куприн)

Есть женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда никого не любят. (И.А.Бунин)

Счастье мужчины называется: «я хочу». Счастье женщины называется: «он хочет». (Фридрих Ницше)

Женщина с мужским образованием и даже в мужском платье должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы. (Н.И.Пирогов)

Женщина старающаяся походить на мужчину, также уродлива как женоподобный мужчина. (Л.Н.Толстой)

Мы называем непостоянной женщину, которая разлюбила; легкомысленной — ту, которая сразу полюбила другого; ветренной — ту, которая сама не знает кого она любит и любит ли вообще; холодной — ту, которая никого не любит. (Жан де Лабрюйер)

О женщине всегда найдётся сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре. (Ст. Буффле)

Красивая женщина нравится глазам, а добрая — сердцу; одна бывает прекрасной вещью, а другая — сокровищем. (Наполеон I)

Что только ни кроется под словом «Улыбка»! Оно меняет оттенок, как хамелеон цвет. Есть улыбка бессмысленная, холодная, злобная, насмешливая, притворная. Особенно же известна любовная улыбка. (Т. Галибертон)

С тех пор, как поэты пишут, а женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они в самом деле в простоте душевной поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты величали Нерона полубогом. (М. Лермонтов)

Женщина любит, чтобы ей пускали пыль в глаза, и чем больше пускают этой пыли, тем сильнее она раскрывает свои глаза, чтобы больше пыли в них попало. (А. Мюссе)

Честь женщины подобна горностаю: от малейшего прикосновения тускнеет его белизна. (Дж. Драйден)

Если мужчины совершенно не понимают женского сердца, то женщина не понимает мужской чести. (А. Дюма-сын)

Мужчина, если бы даже хотел, не сможет отнять власти у женщины, ибо она управляет миром с властью деспота, хотя власть эта — любовь. (И. Бентам)

Сплетня служит утешением для женщины, которую больше не любят и за которой больше не ухаживают. (Ги де Мопассан)

Моя жена заболела. Она постоянно нервничала из-за проблем на работе, личной жизни, своих неудач и проблемах с детьми. Она похудела на 15 кг и весила около 40, в ее 35 лет. Она осунулась, постоянно плакала и срывалась на всех и вся. Ее ничего не радовало. Постоянно болела голова, сердце и защемляло нервы в спине и ребрах. Она плохо спала, засыпала под утро, уставала и не высыпалась. Наши отношения были на грани. Ее красота стала куда-то деваться, появились мешки под глазами, она стала сутулится и мало следить за собой. Она отказывалась от съемок в фильмах и вообще от любых ролей. Я потерял надежду и думал, что вскоре мы разведемся… Но потом я решил действовать. Ведь мне досталась самая красивая женщина из всех на земле.
Она — идеал большей половины мужчин и женщин на земле, а мне позволено засыпать рядом с ней и обнимать ее плечи. Я стал усыпать ее цветами, поцелуями и комплиментами. Я делал ей сюрпризы, радовал каждую минуту. Дарил подарки и жил ради нее. Говорил на людях только о ней. Все темы сводил в ее сторону. Восхвалял ее своим и нашим общим друзьям. Не поверите — она расцвела. Она стала еще лучше, чем раньше. Набрала вес, перестала нервничать и полюбила меня еще сильнее, чем раньше. Я даже не знал что она умеет ТАК любить. И я понял одно: женщина это отражение мужчины. Если любить ее до безумства, она станет им. (Бред Питт)

Красивые женщины часто похожи на большие города, которыми легко овладеть, но которые трудно сохранить. (П. Буаст)

Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна, все остальные – её тени. (Коко Шанель)

Нет толстых женщин, есть маленькая одежда. (Фаина Раневская)

Женщины умирают позже мужчин, потому что вечно опаздывают. (Фаина Раневская)

Женщины у себя дома вороны, в обществе — павлины, а наедине с другом сердца — голубки. (Карл Вебер)

В женщине скрывается удивительная великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот… (А. Гарборг)

Быть любимой тем, кто вызывает всеобщее удивление, — вот лучшая участь, которая может выпасть на долю женщины, но счастье это влечёт за собой много тревоги. (Анна Сталь)

Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть. (Коко Шанель)

Быть леди — значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы, по мере сил помогать тем, кого любишь и не жаловаться, даже если кажется, что сил больше нет. (Агата Кристи)

Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет. (Коко Шанель)

Быть элегантной не значит бросаться в глаза, это значит — врезаться в память. (Джорджио Армани)

Руки – визитная карточка девушки; Шея – её паспорт; Грудь – загранпаспорт. (Коко Шанель)

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? (Фаина Раневская)

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас. (Коко Шанель)

Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой. (Оскар Уальд)

Ищи себя, а муж найдётся. (Джейн Остин)

Женщины, которые не пользуются духами – это очень самоуверенные женщины, ибо шлейф правильно подобранных духов, который тянется за прекрасной дамой, всегда сопутствует образу, создаваемому ею, играя в создании этого образа совсем не последнюю, а иногда даже первую роль. (Коко Шанель)

Не люблю длинных пиджаков — при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится. (Коко Шанель)

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть. (Коко Шанель)

Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет. (Коко Шанель)

Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно — вот что такое идеальная женщина. (Коко Шанель)

Какой бы сильной ни была женщина, она ждет мужчину сильнее себя. И не для того, чтобы он ограничивал ей свободу, а для того, чтобы он дал ей право быть слабой. (Анджелина Джоли)

Русский национальный характер в цитатах

Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.

Николай Александрович Бердяев

Какой же русский не любит быстрой езды?

Николай Васильевич Гоголь

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Как человек должен относиться к земле своей, русский человек к русской земле? Вот наша проблема. Прежде всего человек должен любить свою землю, любить во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек бессилен что-нибудь сотворить, бессилен овладеть землей.

Николай Александрович Бердяев

Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни? Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере.

Николай Александрович Бердяев

Русский характер — это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко «Ничего!» хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний.

Джон Голсуорси

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Ф.М. Достоевский

Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесет жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень.

Николай Васильевич Гоголь

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Фаина Георгиевна Раневская

Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, — ПЬЮТ И ВОРУЮТ.

Михаил Салтыков-Щедрин

Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны — убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость.

Никита Михалков

Я не могу предсказать действий России. Это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку.

Уинстон Черчилль

В России нет дорог — только направления.

Наполеон Бонапарт

В России две беды — дураки и дороги.

(фраза чаще всего приписывается Н. Гоголю)

Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют.

Николай Карамзин

Русские долго запрягают, но быстро едут.

Отто фон Бисмарк

ПОДБОРКА ЦИТАТ О НРАВЕ РУССКИХ. «Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость», — Шарль де Голль, французский государственный деятель, президент Франции. «Русским людям не нужны материалистические «ценности» Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью», — Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель. «Русским людям нужна Правда, и они ищут её, прежде всего в жизни», — Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист. «Жить по Правде — это по-русски!», — Уильям Томсон, английский физик. «В несправедливом строе, когда меньшинство паразитирует на большинстве, у Русских людей нет мотивации к труду», — Шри Ауробиндо, индийский мыслитель и поэт «Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель», — Фридрих Гегель, немецкий философ. «Концепция добронравия — жить по совести — это по-русски», — Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. «Русскость — это мировоззрение справедливого жизнестроя», — Станислав Лем, польский писатель. «Ради праведной идеи Русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками, — они обретают свободу», — Адам Смит, шотландский экономист и философ. «Трудиться на благо народа, всего человечества — это по-русски», — Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель. «Общинность — в крови у Русских людей», — Имре Лакатос, английский математик. «Русская душа — это щедрость, не знающая границ», — Далай-Лама, духовный лидер тибетского народа. «Для Русских людей характерно нестяжательство Русские люди никогда не одурманивают себя», — Карл Маркс. «Абсолютная трезвость — это по-русски! Русские люди не нуждается ни в чём сверх меры», — Бичер Генри Уорд, американский религиозный и общественный деятель. «Мера — есть суть Русской цивилизации», — Клод Гельвеций, французский философ. «Русская культура не приемлет разврат», — Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий писатель. «Русские люди не терпят всякой мерзости!», — Генри Форд, американский инженер. «Русские люди никогда не живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю»», — Томас Джефферсон, американский просветитель.

28 цитат великих мужчин о прекрасных женщинах

  • «Женщина — точно такая же сила природы, как ветер, молния, электричество» (Хаггинсон Торри).
  • «Быть человеком — это много, но быть женщиной — еще больше» (Мартти Ларни).
  • «О женщинах всегда найдется сказать что-нибудь новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре» (Станислав Буффле).
  • «Быть женщиной очень трудно уже потому, что в основном приходится иметь дело с мужчинами» (Джозеф Конрад).
  • «Если бы женщин не существовало, все деньги мира не имели бы никакого смысла» (Аристотель Онассис).
  • «Все рассуждения мужчин не стоят ни одного чувства женщины» (Вольтер).
  • «Красота — тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков» (Иоганн Фридрих Шиллер).
  • «У женщин — все сердце, даже голова» (Жан Поль Рихтер).
  • «Женщина — как заварка: никогда не узнаешь ее крепости, пока она не закипит» (Николай Риган).
  • «Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью» (Иван Бунин).
  • «Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали» (Оскар Уайльд).
  • «Женщины вообще неустрашимы, за исключением тех, которые боятся всего на свете» (Жюль Верн).
  • «Я бы не сказал, что женщины не имеют характера, просто у них каждый день другой характер» (Гейне Генрих).
  • «Только женщина может временно остановить время» (Юзеф Булатович).
  • «Женщин надо принимать со всеми нашими недостатками» (Аркадий Давидович).
  • «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин» (Генрих Гейне).
  • «Руки доброй женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, — это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба» (Джером Дэвид Сэлинджер).
  • «Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит» (Ив Сен-Лоран).
  • «Женщина священна; женщина, которую любишь, священна вдвойне» (Александр Дюма).
  • «Есть два способа командовать женщиной, но никто их не знает» (Хаббард Франк).
  • «Некоторым женщинам достаточно один раз пройти по улице, чтобы остаться в памяти мужчины навсегда» (Редьярд Киплинг).
  • «Как правило, за каждым идиотом стоит великая женщина» (Джон Леннон).
  • «Кто не видел влюбленной женщины, тот не может сказать, что такое женщина» (Теофиль Готье).
  • «Красивую женщину можно целовать без конца и ни разу не попасть в одно и то же место» (Януш Макарчик).
  • «Если женщина не сдаeтся, она побеждает, если сдаeтся — диктует условия победителю» (Карел Чапек).
  • «В женщине скрывается удивительная, великая тайна, великая жизненная загадка, источник всех радостей и всех забот» (Арне Гарборг).
  • «Женщина вывела мужчину из рая, и только женщина может вернуть его в рай» (Элберт Хаббард).

Немецкий бунтарь

19 февраля 2019 года закончился огромный период истории моды XX-XXI веков: умер Карл Лагерфельд, дизайнер, фотограф и художник, 36 лет возглавлявший один из самых известных модных домов мира — Chanel. В отличие от своих столь же легендарных коллег, например, Юбера де Живанши, он не ушел на пенсию (хотя мог бы) и до самой смерти в 85-летнем возрасте продолжал активно работать.

«Красота требует денег»

Лагерфельду повезло: как и уже упомянутый Живанши, он появился на свет в семье, принадлежавшей к привилегированному классу: его отец был бизнесменом. Молодой человек имел возможность выбирать то образование, которое ему хотелось: у родителей были деньги его оплатить, во-первых, и старшие дети, на которых можно было реализовать буржуазные амбиции, во-вторых. Благосостояние семейства не смогла фатально подорвать даже Вторая мировая: когда Гамбург, где Лагерфельды жили в войну, почти снесли с лица земли бомбардировки союзников, они просто переехали в свой загородный дом в городке Бад-Брамштедте.

В начале 1950-х Карл, уже выбравший моду своей профессией, отправился покорять Париж. Разумеется, такой выбор не был пределом родительских мечтаний, но они его приняли. Одна из самых популярных цитат модельера гласит: «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом. Если ты счастлив, работая в деревенском магазине, работай. У тебя всего одна жизнь». При этом нельзя сказать, что Карл хотя бы в молодости недооценивал силу звонкой монеты: он говорил, что «красота не требует жертв — красота требует денег», и понимал, что за красивые платья женщины будут платить столько, сколько он запросит.

Карьера молодого немца развивалась бурно. Он учился в престижной L’ecole de la chambre syndicale de la couture parisienne (школе при Синдикате высокой моды), где познакомился с однокашником, другой будущей звездой европейской моды второй половины ХХ века — Ивом Сен-Лораном. Там началось то, что журналисты называли их «непримиримым соперничеством». Лагерфельд делал учебные коллекции, через год после начала курса выиграл свой первый конкурс, в 1955 году получил премию Международного секретариата шерсти (International Wool Secretary, IWS) за дизайн шерстяного пальто. Ту же премию, только в номинации «Платья», получил и Сен-Лоран.

Лагерфельда заметили. Пьер Бальман, один из мэтров-модельеров старшего поколения, пригласил его к себе работать ассистентом. Своеобразная «стажировка» в этом оплоте старого французского стиля длилась до 1962 года. После нее Лагерфельд перешел в другой дом с традициями — Jean Patou; его основатель, Жан Пату, умер еще до войны, и его детище тоже постепенно умирало. Карлу не удалось его как-то кардинально реформировать, и в 1964 году дизайнер перешел в Chloé, куда его пригласила основательница марки Габи Агьен. Но и этой нагрузки феноменально трудолюбивому немцу было мало: параллельно он нанялся в итальянскую марку Fendi, креативным директором которой оставался до самой смерти — с 1974 года параллельно со своими именными марками для мужчин и женщин, а с 1983 года — еще и с руководством домом Chanel.

«Я не праздную прошлое»

Объем работы, который модельер проворачивал ежедневно, сложно себе представить, но он делал это и в 50, и в 60, и в 70, и даже в 80 лет. Если проанализировать творческий путь Лагерфельда, становится очевидно, что больше всего на свете он любил даже не моду как таковую: больше всего он любил работать. Создавать одежду (до 14 коллекций в год), читать и учиться, фотографировать (фотографом он стал уже, кстати, на склоне лет — и его снимки демонстрировали в парижской Пинакотеке), рисовать эскизы коллекций и карикатуры на скандально знаменитых личностей, придумывать сценарии дефиле, маскарадов и праздников: они не только развлекали его друзей и клиентов, но и способствовали известности самого Лагерфельда.

Но главное — он постоянно, как ни скучно это звучит, работал над собой: не только над своими профессиональными навыками и кругозором (он читал на четырех языках — родном немецком, английском, французском и итальянском, был библиофилом и коллекционером книг), но и над собственным имиджем. На фото Карла 1960-х годов запечатлен милый молодой человек с полными губами, крупным носом и копной черных волос, в белой рубашке и при галстуке: мил, но ничего особенного. В 1970-е он надевает черные очки, что-то, судя по всему, делает с носом, отпускает пиратскую бороду, завязывает волосы в хвост и вообще постепенно приобретает демонические черты. С начала 1980-х мэтр — черные пиджаки, белые сорочки, солнцезащитные очки практически круглые сутки, автомобильные перчатки, веера, массивные украшения Chrome Hearts на шее и запястьях и, конечно, затянутые в хвост белые волосы — превращается буквально в логотип самого себя. О нем знают даже те, кто ничего не знает о моде.

Еще при жизни Лагерфельда его называли человеком-машиной и человеком-брендом. И если трудолюбие, доходящее до трудоголизма, можно считать национальной немецкой чертой, то международная известность делала его космополитом — впрочем, и его мироощущение в целом было космополитическим. Он не цеплялся ни за национальные корни, ни за собственные: «Я терпеть не могу дни рождения, — заявлял Карл Лагерфельд. — Я не праздную прошлое. Мне больше нравится настоящее и будущее».

При этом он, как и многие люди из модной индустрии, поклонялся молодости и всем ее приметам: свежести, упругости кожи, худобе. Он считал, что природные недостатки нужно исправлять («Никому не нужны эти ваши «натуральные» женщины!» — ругался он в ответ на проповеди сторонников бодипозитива) и уж во всяком случае не усугублять: так, Лагерфельд, несмотря на всю свою нарочитую порой экстравагантность, терпеть не мог татуировки, считал их «ужасными» и допустимыми только для «молодых и худых».

«Тело должно быть совершенным, — проповедовал модельер, наплевав на всю политкорректность XXI века. — А если оно несовершенно — сядьте на диету». Он знал, о чем говорил: ему удалось похудеть на 40 килограммов, и о том, как этого добиться, модельер рассказал в своей книге «Диета Карла Лагерфельда» (важным пунктом диеты дизайнера всегда была газировка Diet Coke и максимально узкие костюмы и джинсы: такая одежда его дисциплинировала). С таким же очаровательным презрением он относился к нападкам «зеленых»: пока один бренд за другим заявляли об отказе от меха, он придумал для Fendi коллекцию haute fur с центральной вещью — соболиной шубой за миллион долларов.

«Лучше раздвоение личности, чем ее отсутствие»

Вряд ли какой-то другой модельер ХХ века может сравниться с Лагерфельдом в нонконформизме. Он делал, что хотел, и говорил, что думал. Двоемыслие для него было равносильно утрате личности, а это было для дизайнера самым ужасным из возможных несчастий: лучше раздвоение личности, чем ее отсутствие, считал он. Лагерфельд не любил разговоров о своей личной жизни: даже самые пронырливые таблоиды знали лишь об одном его партнере — Жаке де Башере. За его благосклонность с Лагерфельдом сражался (и, как утверждают, преуспел) его противник на модной арене, Ив Сен-Лоран.

Когда де Башер умер от СПИДа в конце 1980-х, Кайзер Карл, как его называли друзья, остался верен его памяти: других постоянных спутников жизни у него не было, кроме «подкинутой» модельеру манекенщиком Батистом Джабикони бирманской кошки Шупетт. Эта «партнерша» всем своим безбедным кошачьим существованием показывала, каким нежным и заботливым может быть «папочка Карл» (так он называл себя в специальном кошкином аккаунте в Instagram): у кошки были две персональные горничные, собственная комната в парижской квартире дизайнера (кстати, оформленной им по собственному проекту), эксклюзивные миски и переноска от марки Goyard.

Лагерфельд нисколько не боялся, что «кошачьи нежности» повлияют на его репутацию кутюрье художника, галериста (в 1998 году он открыл собственную Lagerfeld Gallery — Studio 7L) и вообще интеллектуала. «Ненавижу интеллектуальные разговоры. Меня интересует только мое собственное мнение», — заявлял мэтр в интервью, и журналисты, только что пытавшиеся подловить кутюрье хитроумными вопросами, прилежно записывали. Он вообще не слишком церемонился с людьми. Своих ровесников он считал скучными и претенциозными, о женщинах без вкуса говорил, что они безвкусны даже в дорогих платьях, толстых женщин ничтоже сумняшеся называл толстыми, а русских мужчин — и вовсе «страшными», делая исключение разве что для Владислава Доронина, бойфренда одной из своих любимых моделей — Наоми Кэмпбелл.

«Если бы я был русской женщиной, то стал бы лесбиянкой. Россия — страна, где самые красивые в мире женщины и самые ужасные мужчины», — эти слова Лагерфельда в интервью одному из российских изданий перепечатали по всему миру, но русские состоятельные джентльмены не перестали тратить миллионы в бутиках Chanel — возможно, потому, что их русские красавицы-жены и возлюбленные в буквальном смысле не могли жить без платьев, туфель, сумок (каждая новая модель моментально становилась it-bag), бижутерии и самой атмосферы этого модного дома.

Когда в 2009 году традиционный «выездной» показ Chanel Metiers d’Art — дефиле Paris-Moscou — проходил в Малом театре, ложи и партер были забиты под завязку. Почетными гостями, кстати, были Кэмпбелл с Дорониным, а когда Лагерфельд лично появился на сцене на своем финальном выходе, зал взорвался аплодисментами. Кстати, Лагерфельд всегда педантично выходил к публике — с 1983 года, когда Кайзер Карл воцарился в Chanel, и до самого последнего кутюрного показа в январе 2019 года, когда силы его, очевидно, уже совсем оставили, и на показ вышла только его соратница Вирджини Виар (ее, кстати, назначили на пост Лагерфельда после его смерти).

«Не говорите: «Я мог это сделать», если вы этого не сделали», — как-то заявил Лагерфельд в интервью, и это можно считать его завещанием. Сам он, по сути дела, сделал для моды все, что мог. Разве что не вышел на свой прощальный поклон.

О русских женщинах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *