Какие первые ассоциации приходят на ум, когда мы произносим слово «ислам»? К сожалению, в силу того, что сейчас происходит в мире, не самые радужные. Вряд ли вы задумаетесь о целомудрии, опрятности, красоте, о вере, в конце концов. Именно поэтому, нужны мероприятия, призванные развеять стереотипы и предубеждения о культуре ислама, их отношении к другим религиям. Конечно, если решать проблему глобально, то начинать надо с образования людей, их просвещения. Локально же, можно показать что-то понятное и близкое всем – моду. Ведь встречают, всё же, по одёжке.

Известно, как должна выглядеть мусульманка. Платок на голове и платье в пол — казалось бы, где здесь проявить фантазию? Может быть, именно в силу принятых рамок, креативность дизайнеров muslim lifestyle зашкаливает. Убедиться в этом можно на Wandi Bazar. Последний такой маркет, приуроченный к празднику Курбан Байрам, прошёл в «Красном Октябре» с 8 по 11 сентября.

Среди представленных дизайнеров, очень выделяется Асия Бареева. Они приняла ислам два года назад:

«Так получилось, что Аллах смилостивился надо мной, вытянул из бесполезной по сути жизни и привёл к пониманию того, что является действительно важным. Я всегда верила в Бога, много читала и размышляла на эту тему, слушала духовных людей, не важно, к какой конфессии они относились. Любила духовность в принципе.

Просто в какой-то момент стало интересно углубиться в то, что меня касается культурно. Стала изучать и поняла, что кроме как в исламе, нигде единобожия нет. Всё с примесью чего-то. Меня это покорило. Есть Бог, и всё — тебе никто не нужен. Жизнь стала счастливой. Есть, конечно, проблемы, печали, но всё равно, ты наполняешься смыслом и гармонией изнутри. Понимаешь, зачем ты здесь — и это счастье! Его невозможно получить с помощью временных вещей. Не важно каких. Общение, события, путешествия. Когда пришло осознание единобожия, я восхитилась этой простотой, минимализмом и чистотой. Только ты и Бог. Есть определённые вещи, которые надо делать, но они не являются навязанными и не сковывают. Ограничения, принятые в исламе, сделали меня свободной. Я избавилась от оков, стереотипов и восприятия, навязанного западной культурой.

Раньше считала, что в любой религии или философии можно найти что-то для себя и быть гармоничным, но нет. Если человек в поиске и хочет познать истину, то приходит в ислам, это сто процентов.»

Нам удалось пообщаться с Асиёй, задать пару общих вопросов и выяснить, почему, придерживаясь исламских ценностей и идеалов, в том числе и во внешнем виде, можно достичь мира во всём мире.

Асия, здравствуйте! Вы создаёте исламскую моду не так давно. Скажите, чтобы работать с muslim style, обязательно ли дизайнеру быть мусульманином?

Нет, не обязательно, но рядом должен быть человек, который будет понимать каноны шариата, тонкости. Конечно, желательно, чтобы дизайнер был мусульманином, но бывает по-разному.

Когда вы создаёте, придумываете одежду, то ориентируетесь на всех или только на «своего» покупателя?

Ориентируюсь на своего покупателя и собственный вкус на данный момент. Хочу в дальнейшем делать что-то более простое, но пока получается так, как чувствую. Не могу сказать, что у меня религиозная одежда. Она закрытая, да, но пока далека от канонов шариата. Я к этому стремлюсь.

Большая часть моих клиентов — не мусульмане. Не обязательно носить одежду, которую я создаю так, как она представлена. Можно смешать с простыми базовыми вещами и получится полноценный интересный образ. Людям нравится комбинировать стили и ткани, сочетать нетривиально.

Как вы считаете, такие мероприятия как Wandi Bazar могут помочь развеять предубеждения об исламской культуре?

Суть мероприятия не только в одежде. Это общение, живое общение. Только так можно развеять стереотипы об исламе. Отношение людей к религии, вообще, не привязано к внешности. Поведение, нрав могут помочь иначе взглянуть на что-либо. Я сюда приглашала подруг, не мусульманок. Они видели, как мусульмане общаются, чувствовали их отношение, приветливость. Конечно, если мусульманка опрятно красиво выглядит, у людей не возникнет мысли, что сейчас она пойдёт кого-то расстреливать или отрежет голову. Все стереотипы и предубеждения из-за невежества. Не знают своей религии и не копаются в другой.

Для вас важно мнение критиков?

Нет. Если наткнусь, то интересуюсь, конечно, просто не было отрицательных отзывов. Я это говорю, не потому что такая крутая. Нет, это потому то, что я делаю — искренне, от сердца. От Бога.

Вы самокритичный человек?

Конечно, очень.

И перфекционист?

Не всегда. Я спокойно отношусь к мелочам, но какие-то вещи для меня обязательны. Могу пустить всё на самотёк, но получаться будет чётко. У меня так чаще всего и случается, когда не контролирую людей, с которыми работаю. Даже когда рисую эскизы, а иногда и не рисую, я не делаю полную линейку всей коллекции, а в конце получается гармонично. Пазл складывается не из-за меня, так получается. Я не продумывала, а выглядит так, как будто сидела и голову ломала.

Кто ваш любимый дизайнер? Кем вы вдохновляетесь?

Их много. Нравятся бельгийские, Raf Simons, например. Я очень давно не просматриваю коллекции и не анализирую. Но когда что-то попадается на глаза, хочешь ты того или нет, оно откладывается. Периодически слышу, что мой стиль похож на Dries van Noten. Это не потому, что я копирую. Просто мозг помнит неосознанно. Есть общая база, откуда черпается вдохновение. Возможно у нас она одна. Но чтобы сидеть и копировать – нет. В любом случае, любой дизайнер проводит анализ того, что происходит в мире и на рынке, дабы быть в курсе и вдохновляться. Потомучто каждый видит по-своему. Я, например, могу в картинках природы найти принты и формы. Вдохновение приходит не обязательно из чужих коллекций и вещей. Оно везде. Природа, дома, архитектура, история. Очень люблю исторические костюмы, меня это вдохновляет.

Когда вы поймёте, что дизайн одежды — уже не ваше, то прекратите этим заниматься?

Запросто. Есть такие мысли. Мне очень много что нравится. Люблю ремесло, работать с глиной, с керамикой. Вообще, ручной труд. Дай Бог, чтобы я нашла, что-нибудь другое.

Одежда сейчас уже не нужна в таком количестве, в котором она производится. Её не успевают продавать. Люди такие жадные до того, чтобы одеть что-то новенькое. А куда девать старенькое? Переизбыток всего. Есть коллекции, которые не продаются, вывозятся в Африку и там гниют. Это катастрофа.

В фильме «Реальная цена моды» показано производство одежды для масс-маркета. В каком катастрофическом состоянии прибывает производство, какие ткани используются, в каких условиях работают люди — за копейки, голодают, умирают во время аварий, как это вредно для экологии.

Я считаю, если бы человек прислушался к велению Бога, как должна выглядеть женщина, эти проблемы бы отпали сами по себе. Есть вещи, которые видишь, каждый день, среди друзей, знакомых. Это кажется нормальным, а нравственность – застарелым явлением, пережитком прошлого. На самом деле, нет. Чем больше человек оголяется, чем больше себе позволяет, тем сильнее деградирует. Если одеваться незаметно и просто, не выпендриваться перед подружками, не пытаться соревноваться в красоте, много что в душе поменяется.

Приподнимется ощущение человека, внутренние качества станут проявляться больше и будут заметнее и важнее одежды. Кажется, «Что за глупость, мы ведь не в каменном веке живём?». Но так и есть, правда. Если людей уравнять в одежде, то они соревновались бы не в том, как они выглядят, а в своих внутренних качествах. Тогда в мире всё было бы лучше. Это вроде просто, но не осуществимо.

Asiya Bareeva for Bella Kareema fall-winter 2016-2017

Осеннюю коллекцию дизайнер посвятила Северо-Кавказским горам. Природные мотивы отражены в цветах, принтах и силуэтах. К горным пейзажам нас отсылают и геометричные вставки на свитерах и платьях, ассоциирующиеся с очертаниями породных гор; и фактурные ткани, и природные оттенки, они выглядят так, словно смотришь сквозь пелену дождя. Это уникальное по своей природе место нашло свое отражение в цветовой палитре коллекции. Лиловый – отражение заката в горах. Цвет розового золота и бежевый – брызги солнца на древних камнях. Голубой и бирюзовый — пронзительное небо над горными хребтами. Черный, серый, графитовый, коричневый — основа коллекции, повторение оттенков самих горных пород и земли. В узорах и принтах — замысловатые сплетения увядающей листвы, острые вершины и горные дороги, мчащиеся серпантином вдаль

Кроме маркета исламских брендов, на Wandi Kurban Bazar проходила дегустация лечебных травяных чаёв Queen Pharmacy синего, зелёного и красного цветов, мяса халяль, выпечки, продажа косметики ручной работы Shik Halal и даже роспись мехенди. Царила невероятно спокойная и умиротворённая атмосфера. Даже если вы не планируете носить одежду в исламском ключе, посетить такое мероприятие – значит прикоснуться к другой культуре и составить своё мнение о ней. А может изменить существующее в лучшую сторону. Красота ведь должна рано или поздно спасти мир. Видимо, пока собирается с силами.

Оля Шурыгина — основательница и дизайнер Cap America

Приятно брать интервью у людей, за которыми давно следишь в социальных сетях и чьим творчеством вдохновляешься. Так у меня произошло с Олей Шурыгиной – основательницей и главным дизайнером молодого московского бренда Cap America. Уже через пять минут после начала разговора я незаметно для себя перешла на «ты». Оля вдохновляется американской и русской культурами, искусством, а еще – космосом. Кстати, «космическая» — очень подходящее для этой девушки описание.

Оля, у Вашего бренда очень интересное название. В чем задумка?

(Улыбается.) Конечно, все об этом спрашивают. Задумка на самом деле очень простая и, хотя сейчас это звучит очень политично, к политике это не имеет никакого отношения. Все родилось из моего интереса к американской и российской культурам, к их связи, к тому, что сейчас у нас очень много проявлений культуры Америки. Я бы хотела нашу культуру продвигать туда, а американскую — более подробно объяснять российскому покупателю. Соответственно, Cap America — это абсолютно аполитично, это больше о свободе, о функционализме, который родился в Америке и получил развитие и у нас. Это о космосе не только в общем понятии, но и о космических людях, например , Малевиче и других наших волшебных художниках.

В чем же главная фишка марки? Чем она отличается от других брендов?

Фишек много. Одна из них — вдохновение космосом. Далее — экологичность, то есть отказ от использования в одежде натуральной кожи и меха, замена их искусственными материалами. Но эти искусственные материалы настолько приятны на ощупь, что разницы не чувствуется. Третья фишка — это эстетика, которая проявляется во вдохновении двумя культурами.

Отказ от натуральной кожи и меха — это отражение твоего образа жизни? Ты вегетарианка?

Безусловно, здесь отражаются мои взгляды на жизнь. Я стараюсь быть вегетарианкой, несмотря на то, что в Москве нелегко найти качественные продукты.

Среди вещей марки Cap America есть такая, которую можешь назвать абсолютным маст-хэвом?

Конечно, это одежда не для всех, да и мои клиенты очень своеобразные люди. Просто в текущей коллекции есть такие вещи, которые стали моими любимыми, и поэтому в своей голове я представляю их на многих людях. Вообще вся коллекция — о нежности. Когда я создавала эту майку (на Оле надета майка Cap America с пушистой спинкой из искусственного меха), я представляла, что меня кто-то обнимает сзади. И если девушке захочется почувствовать то же самое, она может приобрести ее себе. Также в коллекции будет двусторонняя парка с мягким лиловым мехом. Она очень нежная на ощупь, на нее уже много заказов. Наверное, эти две вещи я и считаю маст-хэвами.

Когда ты придумываешь что-то новое, ты ориентируешься на вкусы клиентов или полностью следуешь своим фантазиям?

Конечно, всегда есть какие-то рамки. Когда речь идет о бренде и четко вырисовывается картинка, я всегда держу в голове определенную девушку, которую одеваю и наряжаю.

Что, на твой взгляд, самое важное в развитии и поддержании жизни бренда?

Важны правильные люди рядом. И важно уметь разделяться на несколько жизней, то есть быть не только художником, но и бизнесменом, повышать свою квалификацию по многим направлениям. Мне понравилась статья владельца французской марки A.P.C., где рассказывается о том, что если он не знал, как что-либо сделать, то учился делать это сам. Читал, узнавал и учился. И потом, нужно определиться, для чего ты это делаешь. Кто-то действительно хочет одевать людей, а кому-то важно просто прославиться за счет этого.

Как насчет тебя? Ты определилась?

Да, мне хочется делать классную, качественную и интересную одежду. И, конечно, с самого начала, это было для меня не бизнесом, а увлечением. Сейчас я понимаю, что это или будет продолжаться с точки зрения бизнеса, либо не будет продолжаться. Поэтому я прикладываю все усилия для того, чтобы эту одежду можно было покупать и чтобы обо мне и о Cap America узнали как можно больше людей.

Чем ты живешь и как саморазвиваешься?

Вообще, есть замечательная книга. Называется «Путь художника». Там очень красиво описаны мысли о том, что невозможно постоянно самому себя подпитывать и что-то придумывать из ничего. Нужно обязательно черпать вдохновение. Ведь мы как сосуд, который нужно наполнять. Мне, как человеку творческому, интересно ходить на выставки, слушать музыку — это особое вдохновение. Знакомиться, наблюдать за людьми. Например, последнее мое творческое приобретение — это поход на фестиваль неизвестных фильмов Хичкока. Когда открываешь для себя что-то неизведанное, то как будто обладаешь каким-то секретиком.

Какие черты твоей личности наиболее ярко проявляются в одежде, которую ты делаешь?

Я уже говорила слова «минимализм», «функциональность». Стремление к простым, пропорциональным линиям. Я люблю минимализм в цвете. Как говорится, «меньшее есть большее,» — это один из моих девизов.

Многие творческие люди довольно болезненно реагируют на критику. Ты к ним относишься?

Я реагирую на критику абсолютно адекватно. Я знаю все сильные и слабые стороны коллекции. Это касается и продвижения. Понятно, что мне есть куда расти.

Однако помимо критики со стороны есть и самокритика. Ты пересматриваешь свои взгляды на собственные коллекции?

Я стараюсь не то чтобы не оглядываться назад, но когда коллекция уже выполнена, ее нужно ставить на производство, выполнять заказы… Вообще, это же как ребенок, его нужно любить. Конечно, иногда устаешь видеть одно и то же, но через какое-то время ты смотришь на это вновь и снова просыпается теплота к этим вещам.

У тебя были такие моменты в жизни, которые заставляли сомневаться в себе и своих силах?

Если честно, я очень позитивный человек. Считаю, что если свое дело делаешь верно, то все произойдет. Наверное, на начальном этапе не стоит ставить себе гигантскую планку, а просто постепенно выполнять задачу за задачей. Нельзя произвести фурор за один месяц существования бренда. Это невозможно. Соответственно, я по-тихоньку, аккуратно делаю то, что я умею делать. И я делаю это с удовольствием, думаю это самое главное.

Этим летом ты проходила стажировку в Италии, в Модном доме Ermanno Scervino. Расскажи, как ты туда попала?

Надеюсь, в ближайшее время в одном журнале выйдет подробная публикация об этом. В целом эту стажировку я получила как победитель Гран-При «Русского Силуэта», проходившего прошлой осенью. Через полгода я наконец-то осуществила свое желание. Это была моя первая самостоятельная поездка на такое продолжительное время, я пробыла там в месяц. Получила колоссальный опыт и увидела то, как это должно быть. Увидела образ жизни людей, работающих там. Что касается самой стажировки, я попала в час пик деятельности бренда. Застала показ бренда, подготовку к открытию нового магазина, выставки детской и мужской коллекций. Я вынесла оттуда массу всего самого полезного.

Какие выводы сделала для себя как для дизайнера и как для бизнесмена?

Мало кто знает, что Эрманно Шервино – это два разных человека. Есть сам мистер Эрманно, а есть Тони Шервино. Когда-то они встретились, стали партнерами. Наверное для дизайнера очень важно именно найти инвестора, партнера, с которыми он может пойти дальше. Это новый этап в продвижении бренда и в жизни дизайнера.

Этим летом ты также проводила лекции в рамках Молодежного Форума на Селигере. Чему ты можешь научить начинающих дизайнеров, учитывая уже имеющийся у тебя опыт?

Во-первых, два или три года назад я сама участвовала в этом форуме. Тогда его вел Александр Рогов, и я выиграла конкурсную программу. Я сидела там и слушала лекции, впитывала полезную для себя информацию, знакомилась с интересными людьми. В этот раз я почувствовала, что мне есть что рассказать. Меня слушали такие же начинающие дизайнеры, каким была я сама. Я просто рассказала им свою историю, и после этого некоторые писали мне и благодарили за лекцию. Это было очень приятно.

Есть что-то, что ты еще не умеешь в своей профессии, но чему бы обязательно хотела научиться?

На самом деле очень много еще хочу сделать. Довести до совершенства все навыки, которыми должен обладать дизайнер, начиная от идеального конструирования. Конечно, сейчас я привлекаю к работе над конструированием профессионалов. Какую-то часть коллекции конструирую сама, если уверена в своих силах. А что касается продвижения бренда и маркетинга, я понимаю, что дизайнер не должен забивать себе голову такими вещами. Но мы живем в такой реальности, что приходится это делать. Думаю, что пойду в ближайшее время на курсы, да и сейчас читаю разную литературу на эту тему. Также я всячески привлекаю новую энергию, ищу партнерства, хочу найти людей, которые могли бы этим заинтересоваться. Но я понимаю, что должно пройти время, мне нужно создать такой продукт, чтобы люди сами захотели со мной посотрудничать.

А чему бы ты хотела научиться просто для жизни, для себя?

Лет пятнадцать назад я очень хорошо играла на фортепиано. Потом я оставило это дело. Но уже год у меня есть жгучее желание снова начать играть.

Через что, кроме одежды, ты самовыражаешься?

Самовыражение – это очень важно. Поэтому мне хочется поскорее начать играть и даже петь джаз. Быть может. В будущем даже буду устраивать какие-то квартирники (улыбается). А вообще я с детства рисовала. Как только научилась держать в карандаш. В четыре года я пошла в художественную школу, меня затянуло до конца 11 класса. Тогда уже нужно было решать куда поступать. На этот момент я писала портреты маслом и ездила со школой в разные города России. Передо мной встал выбор, остаться художником, или сделать это творчество прикладным.

То есть, мыслей о моде на тот момент еще не было?

Не было. Потом это как-то возникло в голове и не отпустило до сегодняшнего момента.

Что представляет собой твой образ жизни, твой график?

Это очень насыщенная жизнь, это постоянные поиски. Например, сейчас, после моего приезда из Италии. Это постоянные поиски материалов, поездки в магазины тканей, эксперименты с тканями, поиск новых фактур, фурнитуры. В этот раз в коллекции будут очень интересные текстуры. Чтобы их добиться, пришлось приложить усилия. Поиск специалистов, поиск производств… В общем, много совсем не дизайнерских дел, не творческих. Надеюсь, в сентябре состоится презентация коллекции, на которой я планирую сделать что-то вроде инсталляции и сама расскажу о задумке. Самое главное, что все вещи можно будет разглядеть со всех сторон, померить и задать любые вопросы.

Асия Бареева: «Ислам и мода — понятия несовместимые»

Асия Бареева

Исламизация моды — процесс неоднозначный, но актуальный, оправданный не только принципами мультикультурализма и толерантности, но и коммерческими соображениями. Арабские дизайнеры становятся фаворитами мирового джетсета, глянцевые издания и недели моды перемещаются в Катар и ОАЭ, а крупные модные дома, вроде Dolce&Gabbana, создают коллекции специально для мусульманок. Тем временем, нам интересно узнать, как обстоят дела с одеждой для мусульман в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

В действительности, российских брендов, предлагающих одежду «по шариату», можно по пальцам пересчитать, и среди них особенно выделяется молодой дизайнер Асия Бареева. Имея за плечами портфолио стилиста и несколько успешных самостоятельных коллекций, сейчас Асия создает вещи для собственной марки и для авторской линии бренда Bella Kareema, представленного в Москве и других городах России. Кому-то ее коллекции могут показаться чересчур смелыми, кому-то — недостаточно женственными, но в действительности, они самобытны и основаны на ее внутренней эстетике и ощущении комфорта. В поиске того, как консервативный образ может существовать в современном контексте и в рамках ее строгих религиозных убеждений, Асия Бареева нашла точку пересечения в минимализме и легком авангардном стиле. Используя необычный крой, богатство тканей и фактур и сдержанную палитру оттенков, дизайнер делает нескучную одежду, не противоречащую канонам ислама. Впрочем, как подчеркивает сама Асия, стилистика ее творений близка в равной степени (а иногда, и в большей) западным женщинам, а потому ее бренд не имеет узкой культурной направленности.

И все же, как соотносится понятие моды с традициями ислама? Как хотят одеваться мусульманские женщины, и как это влияет ли это на мировую модную индустрию? Grazia захотелось получить ответы на эти вопросы из первых уст. Несмотря на то, что Асия Бареева редко общается с прессой и отказывается от съемок, нам все же удалось встретиться и взять эксклюзивное интервью, параллельно отсняв несколько образов из последних коллекций.

Асия Бареева

Вы выпускаете коллекции под брендом Asiya Bareeva уже не первый год, но редко даете интервью, и о вас мало что известно широкой публике. Почему?

Не знаю. Наверное, потому что я не хочу ничего делать специально, чтобы прославиться. Я хочу делать то, что мне нравится, и все. К тому же, я интроверт, предпочитаю выражать себя в творчестве.

Но у вас же есть какие-то коммерческие цели, как у дизайнера? Для этого нужно продвижение.

Честно, я никогда не ставила во главу угла материальные цели, никогда не делала что-то специально для продаж. Понятно, что коллекции должны продаваться, чтобы я могла делать их дальше, но умышленно заниматься этим ради коммерции я не буду. Меня просто перестанет радовать моя работа.

Раньше у вас был довольно необычный стиль, экстравагантные наряды. И сейчас, пусть и невольно, вы привлекаете внимание окружающих своим внешним видом. Как это сочетается с тем, что вы интроверт?

Я одевалась экстравагантно и ярко лет пять назад, до того, как приняла ислам. Сейчас я одеваюсь иначе, но тоже выгляжу не так, как остальные, хоть и не всегда отдаю себе в этом отчет. Я не пытаюсь эпатировать публику, у меня такое чувство стиля. Но я задумывалась, с чем это связано, и не раз.

И с чем же?

То, как я выгляжу, — это то, как я себя ощущаю. Мне так комфортно.

Асия Бареева

Какими вещами из личного гардероба вы дорожите больше всего?

Я очень люблю солнцезащитные очки — у меня уже целая коллекция собралась, штук 15. Уже стараюсь себя сдерживать. Раньше любила обувь, но сейчас отношусь к ней спокойнее.

Есть одежда, какую вы бы никогда не надели?

Сейчас я, естественно, не надену ничего открытого. Раньше у меня не было границ в одежде: я могла сочетать и носить что угодно. Правда, короткие юбки и шорты я никогда не любила.

Вы привозите вещи из путешествий?

Я много путешествую, но в последнее время покупаю в поездках не одежду, а, в основном, симпатичные вещицы для дома. Например, недавно в Стамбуле была на ярмарке турецких дизайнеров и купила очень красивую керамическую посуду ручной работы. Раньше я всегда ходила по барахолкам, винтажным магазинам, ярмаркам, скупала тоннами крупные украшения. Но это в прошлом.

Кого из современных дизайнеров вы считаете авторитетом?

Есть много интересных российских дизайнеров, которые мне симпатичны. Я особенно не слежу за тем, что происходит в мировой моде, но мне всегда нравился Dries van Noten, Ann Demeulemeester, когда у нее был свой бренд, нравится Раф Симонс, его минимализм. Мне вообще бельгийцы близки по духу.

Асия Бареева

Как бы вы охарактеризовали свою коллекцию для Bella Kareema?

Это нельзя охарактеризовать — вещи создаются по вдохновению. Хотя у моей фантазии есть границы. Если моя собственная линия, Asiya Bareeva — более авангардная, то для Bella Kareema я стараюсь делать более «носибельные», понятные вещи. Я использую максимально приглушенные оттенки, стремлюсь к минимализму. Я считаю, что это не только красиво, но и правильно: мужчины и женщины не должны отличаться друг от друга в плане одежды. Тем не менее, у женщины должна быть определенная свобода в голове, чтобы носить такие вещи.

Почему вы приняли ислам?

В какой-то момент, три года назад, я почувствовала пустоту в душе и поехала в паломничество в Мекку — так Бог нашел ко мне путь. Там у меня открылось сердце, и я стала углубленно изучать ислам. Только в исламе я нашла единобожие, меня это тронуло. Я вернулась, стала соблюдать правила, а еще через год я покрыла голову. И я считаю это самым лучшим решением в своей жизни.

Мне скучно тратить свое время на то, чтобы повторять одно и то же

Фотография из лукбука Asiya Bareeva & Bella Kareema

А как вы считаете, мусульманские девушки вас понимают?

Сейчас я одеваюсь согласно исламу, и смысл одежды по шариату — нечто безразмерное, не выставляющее формы. Не говоря уже о том, что нужно вообще меньше думать о внешнем виде. Хотя далеко не все мусульманки понимают такой стиль: на Кавказе, например, и в некоторых арабских странах девушки предпочитают вещи по фигуре — длинные, закрытые, но по фигуре. Я же считаю, что это своего рода лицемерие: ты вроде бы скрываешь, но в то же время подчеркиваешь силуэт. Тем не менее, это уже вторая коллекция для Bella Kareema: моя первая коллекция получила отличный отклик в Грозном и была успешно распродана. Мышление меняется, люди готовы воспринимать что-то новое.

Понимание одежды у мусульманок отличается в зависимости от национальности?

Если бы все мусульмане одевались в строгих рамках ислама, они выглядели бы одинаково. А так они часто примешивают к одежде какие-то национальные элементы, свое восприятие. Как я уже говорила, на Кавказе любят силуэт-рыбку, золото, блестки. Многие носят косынки назад, не закрывая шею — в исламе же не допускается открывать ничего, кроме кистей рук и лица. Но я не делю клиенток на национальности. Более того, мою коллекцию чаще всего и не мусульмане покупают, а женщины, которым просто нравится такой стиль.

Асия Бареева

В каком ключе вы видите развитие своего бренда? Хотите продавать коллекции за границей?

Да, хотелось бы. Все говорят, что мой стиль был бы более понятен европейцам. Здесь мне своего покупателя сложно найти, но, если честно, я и не ищу. Моя основная коллекция представлена только в одном экземпляре, и она вся «крутится» в Москве, я не вижу смысла ее делить. Чаще всего это уникальные вещи, но иногда я шью в небольшом тираже.

А почему так?

Мне скучно тратить свое время на то, чтобы повторять одно и то же. К тому же, сложно найти качественное массовое производство, чтобы это выглядело достойно. По одной вещи ни одно производство не возьмется шить, поэтому я шью индивидуально. Уже несколько лет я работаю с одной и той же швеей, с которой познакомилась, когда создавала свою первую коллекцию, еще в институте.

На мой взгляд, ислам и мода — понятия несовместимые

Фотография из лукбука Asiya Bareeva & Bella Kareema

Сейчас исламская мода как явление крайне популярна, модные журналы один за другим открывают издания, специализирующиеся на арабской моде. Как вы к этому относитесь?

Я думаю, что коммерческая подоплека здесь очевидна. Я к этому никак не отношусь, потому что, на мой взгляд, ислам и мода — понятия несовместимые. Однако, многие мировые бренды делают отдельные коллекции для арабских стран, потому что там много небедных женщин, и это продается.

Вы знаете, как хочет одеваться мусульманка?

Да, это должно быть что-то минималистичное, неброское — образ должен быть сдержанным. Девушка не должна обращать на себя внимание. При этом, свои коллекции я не позиционирую именно как мусульманскую одежду. Да, фасоны закрытые, крой свободный, но конфессиональной привязки у моих вещей нет.

Можно сказать, что одежда от Asiya Bareeva — это некий компромисс между тем, что актуально в моде и мусульманской традицией?

Это мое самовыражение, я так вижу одежду, но сама это называю периодом. Я знаю, что это пройдет и что я буду делать что-то другое. Пока меня еще держит прошлое, но мое восприятие мира уже стало другим. Поэтому с духовной точки зрения это бесполезно, это просто творческая самореализация.

Почему же бесполезно?

Потому что есть некий сумбур: я вроде как мусульманка, и не должна вообще об одежде думать, при этом я ее создаю. Во мне это глубоко сидит, мне сложно объяснить… Это большая ответственность — делать одежду для мусульман, она должна быть максимально создана в тех рамках, которые заданы Всевышним. А когда ты развиваешься, то уходишь в сторону своих страстей, и можешь уйти очень далеко от духовного. Сейчас очень много стали делать одежды, и мусульманской тоже — ее столько просто не нужно.

Фотография из лукбука Asiya Bareeva & Bella Kareema

Ваша последняя коллекция одновременно минималистична и женственна. Какой у нее месседж?

У меня уже были мысли об этой коллекции, когда я завершала летнюю. Я была в горах в Грозном, и меня очень сильно вдохновила природа. Я подумала, что наверное, родившись в этой красоте, ты впитываешь ее силу. Это некое посвящение женщинам Кавказа — они мне очень нравятся.

Почему лицо модели целиком закрыто в лукбуке? Вам не кажется странным применять религиозные правила к коммерческому материалу?

Когда снимали первый лукбук Asiya Bareeva, у меня была четкая позиция, что изображение лица человека запрещено в исламе — это создание идола, то есть, грех. И до недавних пор я вообще не снималась с открытым лицом. Но со временем у меня расширились знания: я поняла, что цифровая картинка — это не портрет в классическом смысле, это фиксация момента, без его идеализации.

А как же фотошоп и фильтры в Instagram?

Это не одно и тоже. В Instagram мусульманские девушки нередко выкладывают селфи, но я к этому отрицательно отношусь, это искажение смысла ислама. Я не делаю культа из своей личности: у меня есть четкие рамки, за которые я не выхожу. Однако лукбуки я продолжу снимать без лиц: мне так спокойнее, лица отвлекают.

Какую женщину вы представляете, когда создаете коллекции?

Она свободная, чистая, ей чуждо самолюбование. Она одевается для гармонии, у нее есть внутреннее ощущение того, что эта вещь ее дополняет, ей комфортно, но это не связано с тем, что она ждет восхищения. Мне бы хотелось, чтобы девушки, которые носят мою одежду, уделяли внешности как можно меньше внимания и были скромными внутри. Пусть это странно звучит в контексте того, что я делаю, но у меня такое восприятие себя, и мне хочется, чтобы мои вещи нравились другим. И как правило, такие люди находятся.

Продюсер Оксана Шабанова

Прическа/макияж Дарья Емельянова

Стиль Асия Бареева

Интервью Александра Мендельская

Благодарим за содействие в съёмке магазин Bella Kareema

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Подпишитесь на рассылку лучших материалов Grazia ПОДПИСАТЬСЯ Я соглашаюсь с правилами сайта

Спасибо!

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Ольга Шурыгина дизайнер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *