6 российских фильмов, получивших «Оскар»

В ночь с 9 на 10 февраля в Лос-Анджелесе состоится вручение наград Американской киноакадемии. В этот раз российские фильмы не попали в шорт-лист номинантов, но так было не всегда. В копилке отечественного кинематографа есть не только номинации на «Оскар», но и шесть золотых статуэток в категориях «Лучший документальный фильм», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший короткометражный анимационный фильм».

«Разгром немецких войск под Москвой»
Режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов, 1942

Документальная лента об обороне Москвы и контрнаступлении Красной Армии готовилась по заказу Сталина. Осенью 1941 года, когда советские войска планировали нанести противнику «удар огромной силы», лидер СССР распорядился «заснять все это на пленку и сделать хороший фильм». Работу над ним поручили 15 фронтовым операторам и двум режиссерам — Леониду Варламову и Илье Копалину. По воспоминаниям последнего, все понимали, что фильм нужно снять в короткие сроки — чтобы разрушить миф о непобедимости немцев и поднять боевой дух соотечественников. Монтировать материал приходилось днем и ночью, иногда даже во время воздушных атак.

Съемочная группа трудилась в 30-градусные морозы, из-за чего видеокамеры постоянно замерзали и забивались снегом. Сложность состояла еще и в том, чтобы охватить всю линию фронта при ограниченном количестве операторов.

Уже через три месяца картина была полностью готова. В 1942 году она получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм. Эта статуэтка стала первой для советского кино. Правда, для премьеры в Соединенных Штатах ленту переозвучили, переименовали и перемонтировали. Например, из нее были вырезаны кадры довоенной Москвы, из-за чего хронометраж сократился на 11 минут.

Кадр из фильма «Разгром немецких войск под Москвой» © yeltsin.ru

«Война и мир»
Режиссер Сергей Бондарчук, 1965

Экранизацию романа Льва Толстого в 1966 году посмотрели более 58 млн зрителей. Этот фильм стал не только лидером отечественного проката, но и самой высокобюджетной лентой в истории советского кино. На его подготовку потребовалось почти семь лет и около $100 млн по ценам того времени. Специально для картины изготовили тысячи исторических костюмов, точные копии оружия, наград, ваз и сервизов. А для съемки батальных сцен использовали 200 огнестрельных орудий, 100 тыс. винтовок, 20 т взрывчатки, 15 тыс. дымовых гранат и 1,5 тыс. снарядов.

Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти.

Кадр из фильма «Война и мир» © kinopoisk.ru

«Дерсу Узала»
Режиссер Акира Куросава, 1975

Приключенческая драма «Дерсу Узала» стала спасением для Акиры Куросавы. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева.

Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907–08 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским.

Кадр из фильма «Дерсу Узала» © kinopoisk.ru

«Москва слезам не верит»
Режиссер Владимир Меньшов, 1979

Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней. Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место. В дальнейшем над текстом работал сам Меньшов. После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек.

Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар». Сам режиссер поверил в это не сразу. О том, что работу выдвинули на американскую премию, Владимир Меньшов узнал 1 апреля. Он был уверен: это чья-то шутка. А когда все же поверил и стал собираться в Лос-Анджелес, его не выпустили из страны. Статуэтку вместо Меньшова получал атташе по культуре советского посольства. Подержать ее в руках режиссер смог только в 1989 году — на церемонии награждения премии «Ника». Предполагалось, что затем он вернет ее обратно. Но расставаться с наградой маэстро не захотел.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» © kinopoisk.ru

«Утомленные солнцем»
Режиссер Никита Михалков, 1994

Показанная на экране жизнь комдива Сергея Котова и его семьи была так правдоподобна, что к Никите Михалкову даже обратился историк, требовавший документы о биографии реального прототипа героя. После этого в титрах пришлось указать, что все персонажи и события вымышлены. По словам режиссера, создание фильма требовало героизма от всей съемочной группы. Чего стоили только сцены на залитой солнцем веранде. По сюжету, это был жаркий июльский день. Чтобы его создать, к деревьям подвязывали тысячи зеленых листьев, а люди на пляже полоскали рот холодной водой — оттуда шел пар. На самом деле на улице тогда было шесть градусов мороза.

Киноэпопея «Утомленные солнцем» считается ключевой работой в карьере Никиты Михалкова. А еще пока это единственный отечественный фильм, получивший «Оскар» после распада СССР. Позолоченная статуэтка, за которой Михалков ездил вместе с маленькой дочкой Надей, сейчас украшает его кабинет. Своей наградой режиссер очень гордится, но верить в оскаровский комитет он перестал. По признанию Никиты Михалкова, премия Американской киноакадемии больше не имеет отношения к искусству — она политизирована, а для победы необходимы «примитивная толерантность», «однополая любовь» и «баланс между афроамериканцами и белыми».

Кадр из фильма «Утомленные солнцем» © kinopoisk.ru

«Старик и море»
Режиссер Александр Петров, 1999

Александр Петров — единственный российский мультипликатор, удостоенный премии «Оскар». В 1999 году зрители увидели 20-минутный анимационный фильм «Старик и море», благодаря которому художник из Ярославля приобрел мировую известность. Мультфильм основан на одноименном рассказе Эрнеста Хемингуэя. На работу Александр Петров потратил 2,5 года. Столько времени потребовалось, чтобы сделать 29 тыс. рисунков. Все они выполнены в технике «ожившей живописи» — очень медленно сохнущими масляными красками на подсвеченном матовом стекле. Причем при работе художник пользовался не только кистью, но и кончиками пальцев.

В 2000 году «Старик и море» удостоился заветной позолоченной статуэтки, а кроме того стал первым в истории анимационным фильмом, показанным в кинотеатрах формата IMAX. Создавать картину художнику помогал сын Дмитрий и оператор Сергей Решетников. В то время Александр Петров жил в Монреале. Он работал на современном канадском оборудовании, из-за чего каждую деталь приходилось прорисовывать с особой тщательностью.

Каждый год в феврале все люди, хоть немного интересующиеся кинематографом, с замиранием сердца ждут церемонии вручения призов Американской академии. Есть расхожее мнение, что «наших» на «Оскаре» не очень-то жалуют и редко зовут, но это не совсем правда. Да, в копилке советских и российских кинематографистов значительно меньше номинаций и призов, чем, например, у их коллег из Франции и Италии, но нам тоже есть, чем похвастаться. Перед вами — полный список отечественных лент за всю историю «Оскара», которые номинировались или получали золотые статуэтки.

«Разгром немецких войск под Москвой»
1942, лауреат

Первый «Оскар» в нашу страну прилетел во время Второй мировой войны. Правда, это была награда за лучший документальный фильм, а не игровой. Тем не менее, это важная победа, потому что фильм двух крупнейших документалистов советского союза Леонида Варламова и Ильи Копалина выгодно отличался от многочисленных военных документальных фильмов того времени. В отличие от американских, военных и немецких лент, в основном прославлявших идеализированный образ армии каждой страны, советские режиссеры сняли хроникальную ленту со всеми атрибутами войны: смертями с обеих сторон, поражениями, неудачами и победами.

«Война и мир»
1968, лауреат

Масштабная эпопея в четырех частях (более 6 часов!) по роману Льва Толстого принесла на родину второй «Оскар» в истории страны. Если быть точнее, то их было даже два. Первый — за лучший фильм на иностранном языке, второй — за лучшую работу художника-постановщика. «Война и мир» произвела фурор на Западе, а панорамные сцены сражений в фильме поразили даже американских кинокритиков. Некоторые из них поносили фильм за слепое следование первоисточнику и вытекающую из этого литературность, но все равно, лучше экранизации бессмертного русского эпоса Толстого в кино ни до, ни после не случалось.

«Братья Карамазовы»
1969, номинант

Большой фанат Достоевского (помимо «Карамазовых», он также сделал лучшую экранизацию «Идиота» в истории кино), мастер «народной комедии» Иван Пырьев, держал у себя в шкафчике целую стопку сценариев по произведениям великого русского писателя, а «Братья Карамазовы» стали для него последней картиной в карьере. Пырьев умер во время съемок, но фильм все же был доснят. Драматический контекст создания не помог картине завоевать награду, но фильм Пырьева до сих пор считается одной из лучших киноэкранизаций Достоевского. Грубоватый, эмоциональный, слегка «мужицкий» стиль автора идеально подошел классической эпопее про братьях Карамазовых.

«Чайковский»
1971, номинант

«Чайковский» — довольно скучное кино о судьбе создателя балета «Щелкунчик» и других важных произведений классической музыки. Несмотря на талант исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского и старания Дмитрия Темкина, автора музыки к фильмам Альфреда Хичкока и Фрэнка Капры, фильм очень вяло был встречен критикой и зрителями и попал в шорт-лист скорее из-за участия именитого композитора в создании картины. Все из-за навязчивой мелодраматичности фильма, который посвящен истории переписки между Чайковским и оставшейся во «фрэндзоне с привилегиями» его музой и покровительницей Надеждой фон Мекк. Также скажем, что за скобками сюжета остались и все противоречивые гомосексуальные фрагменты жизни Чайковского — советское кино такого не допускало.

«А зори здесь тихие»
1972, номинант

Любимый зарубежный фильм про войну в Китайской Народной Республике (они даже сделали свой сериальный ремейк с женой Ильи Найшуллера). Картина Станислава Ростоцкого проиграла «Саду Финци-Контини», не самому лучшему фильму итальянского мэтра Витторио Де Сика (для него это был четвертый «Оскар»). Зато народная любовь ему была обеспечена без всяких наград, и она и по сей день столь сильна, что наши охочие до народных денег продюсеры совсем недавно решились сделать современный ремейк картины. Получилось, увы, не очень.

«Дерсу Узала»
1975, лауреат

«Дерсу Узала» — поразительная история дружбы человека и суровой тайги с философским подтекстом. Несмотря на то, что фильм по роману известного советского исследователя Дальнего Востока был поставлен легендарным японским постановщиком Акирой Куросавой и снят его постоянным оператором Асакадзу Накаи, фактически эта картина считается советской. История таежного охотника Дерсу Узала была сделана на «Мосфильме» на советские деньги, все актеры в кадре — русские (кроме исполнителя главной роли Максима Мунзука), сценарий Акире Куросаве помогал писать Юрий Нагибин. Поэтому и «Оскар», который она получила, тоже считается нашим.

«Белый Бим Черное ухо»
1978, номинант

Те, кто говорят, что «Хатико» — грустный фильм, просто никогда не видели картину Станислава Ростоцкого. Трагичная история замученного жестокими людьми шотландского сеттера в свое время растрогала американских академиков. Но фильм все же уступил ленте «Вся жизнь впереди», посвященной Холокосту — одной из самых «хлебных», если так можно выразиться, тем на «Оскаре». Это не помешало картине Ростоцкого стать фаворитом прокате на родине, а исполнителю главной роли Вячеславу Тихонову получить почетную Ленинскую премию.

«Москва слезам не верит»
1981, лауреат

Один из самых любимых фильмов наших мам, пап, бабушек и дедушек, а также одна из самых известных советских картин на Западе. «Москва слезам не верит», при всей своей нарядности — грустный фильм о суровых нравах российской столицы, а также классическая история self-made героя, так популярная именно в Америке. Во многом именно из-за столь понятного для американских академиков мотива картины (а также благодаря любви к Алексею Баталову), фильм получил «Оскар». Ходит легенда, что Рональд Рейган смотрел его 6 раз перед встречей с Михаилом Горбачевым в 80-х.

«Частная жизнь»
1982, номинант

«Частная жизнь» рассказывает историю пожилого человека, бывшего директора крупного предприятия, который не может найти себе место на пенсии. По нашему мнению, это один из лучших советских фильмов, выдвигавшихся на «Оскар», который, очевидно, был недостаточно понятен американским академикам, чтобы победить. Режиссер Юлий Райзман предсказал целую эпоху, трагичную для старых людей, которые не могли приспособиться к новому режиму в «период застоя». «Оскар» фильм не получил, зато попал на крупнейший киносмотр в Венецию, а актер Михаил Ульянов получил немало наград в СССР и на Западе за выдающуюся главную роль в картине.

«Военно-полевой роман»
1984, номинант

Трогательная (и очень печальная) история любви бывших фронтовика Саши и санитарки Любы, которые встретились после войны, когда первый уже был женат. Петр Тодоровский, ныне покойный отец режиссера «Стиляг» и «Оттепели», прошел через войну и снял фильм о том, что ему знакомо не понаслышке — историю он взял буквально с улицы, увидев знакомую ему по фронту девушку, которая торговала пирожками на Красной Площади. Академики фильм не наградили, скорее из-за его камерности. Все-таки на «Оскаре» больше ценятся масштабные военные картины.

«Урга — территория любви»
1992, номинант

После развала СССР у американских критиков наметился свой фаворит — Никита Михалков, который бывал на церемонии американской киноакадемии чаще всех, и первый раз он приехал со своим фильмом про историю монгольской пары, которая, поглядывая новенький телевизор, строит свою любовь в Китае, несмотря на все запреты местных властей иметь больше трех детей в семье. Фильм вышел в период перестройки, и такая по-своему смелая завязка не могла не привлечь западных зрителей, привыкших к целомудренному советскому кино, хотя дело и не зашло дальше номинации.

«Утомленные солнцем»
1994, лауреат

Уже следующий фильм принес Никите Сергеевичу заслуженный «Оскар» и стал настоящим событием в новом российском кино, которое в эпоху перестройки медленно затухало из-за отсутствия должного финансирования. Кроме того, он открыл Михалкову дорогу к сердцам американских актеров. В одном из следующих фильмов, «Сибирский цирюльник», снялись два актера из будущей «поттерианы»: Ричард Харрис, первый исполнитель роли Альбуса Дамблдора, и Роберт Харди, бессменный Корнелиус Фадж. «Утомленные солнцем» мог вместе с «Оскаром» также взять и главный приз в Каннах, но там, к сожалению для Михалкова, в основной программе участвовал тогда еще мало известный Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», которому и достался главный приз.

«Кавказский пленник»
1996, номинант

Для Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» — не единственный фильм, связывающий его с «Оскаром». Спустя три года он поставит французско-российскую картину «Восток-Запад», также номинированную на награду американской киноакадемии, но также оставшуюся без награды. «Кавказский пленник», в котором одни из своих лучших ролей сыграли Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков, оказался любопытным переложением рассказа Льва Толстого, в котором действие аккуратно перенесено из Чечни XIX века в Чечню современную. Фильм был номинирован и на «Золотой глобус», но там тоже проиграл.

«Вор»
1997, номинант

История охмурившего симпатичную девушку Катю человека-хамелеона Толяна, который, прикидываясь военным, на самом деле являлся профессиональным вором, содержала любопытные аллюзии на эпоху 50-х. Фактически, «вор» здесь — это сталинский режим, который обкрадывает свою страну (в лице его возлюбленной), так что фильм перестроечной публике очень понравился как раз, видимо, подсознательным напоминанием о наболевшем. Помимо номинации на «Оскар», фильм Павла Чухрая также был представлен от России на «Золотом Глобусе» и получил специальный приз в Венеции.

«12»
2007, номинант

Третий фильм Никиты Михалкова, выдвинутый на соискание награды американской академии, был заведомо обречен на проигрыш, и не только потому, что у него были сильнейшие конкуренты в лице «Лабиринта Фавна» и победившего в номинации фильма «Жизнь других». Просто для американцев это был уже второй ремейк оригинального фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», а уж о том, что судебная драма — жанр для США столь же привычный, сколь и банальный и говорить не приходится. Несмотря на культовый статус оригинального фильма, вариант Михалкова награждать академики не захотели. Впрочем, это не помешало картине выйти на Западе и собрать приличную кассу и отзывы зрителей.

«Левиафан»
2014, номинант

Один из самых громких и скандальных российских фильмов последних лет проиграл, как и «А зори здесь тихие», фильму про Холокост. Даже русофобская тематика фильма, столь любимая американцами и Европой, не помогла Андрею Звягинцеву обойти гораздо более скромную в выразительных средствах «Иду» Павла Павликовского. А претенциозность картины даже породила особый термин в российской критике — «левиафаноподобное кино». Ну, вы понимаете: с водкой, злыми чиновниками и полной безысходностью.

«Нелюбовь»
2018, номинант

Фильм Андрея Звягинцева, рассказывающий о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Собственно говоря, название картины полностью описывает, что вас ждет на протяжении полутора часов этой драмы: увядание любви, со временем перерастающая в ее полную антитезу.

Под каждым названием указан год номинации, а не выпуска фильма. Впрочем, иногда эти даты совпадают.

Оскары у российских фильмов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *