Энди Уорхол: чего вы не знали о самом известном художнике поп-арта

Знаменитый американский художник, продюсер, дизайнер и кинорежиссер появился на свет ровно 90 лет назад, 6 августа 1928 года

Как многие творческие люди, Уорхол был странной и неоднозначной личностью, но умел создавать гениальное из простых вещей.

В день рождения одного из самых эпатажных художников XX века портал EG.RU собрал несколько интересных фактов о нем и его жизни.

С арт- и поп-культурой познакомился благодаря болезни

В восьмилетнем возрасте будущий художник оказался прикован к постели из-за болезни нервной системы под названием хорея, или «пляска Святого Витта». Бедняга лежал целыми днями и слушал радио. Чтобы не сойти с ума, он начал делать коллажи из старых журналов.

Затем его мама, художница, принялась учить сына рисованию, а после школы Энди потратил все сбережения семьи на то, чтобы оплатить учебу на факультете дизайна Калифорнийского технического университета. В это престижное заведение в основном поступали дети из богатых семей, которых на занятия доставлял лимузин с шофером, а Уорхол ходил в пешком в старом свитере и мало с кем общался.

Суп Campbell’s как арт-объект

Наш герой уже стал известным рекламщиком, но он хотел большего и внимательно присматривался к поп-арту. Он искал новые ходы, приемы и методы. Клал свеженаписанные картины на тротуар, чтобы остались отпечатки чьих-нибудь ботинок, подбирал новые цвета и даже мочился на свои холсты.

Идею, которая принесла ему долгожданную славу, он купил у своей приятельницы за 50 долларов. Она посоветовала ему взять что-нибудь простое и всем известное — доллар или консервную банку с супом. В итоге полотна с банкой томатного супа «Кэмпбелл» стали визитной карточкой Уорхола и превратили его в звезду. Художника начали хвалить, а цены на его картины стремительно поползли вверх. Он понял, что наконец добился славы.

Coca-Cola сближает

У него также есть работы, посвященные бутылкам Coca-Cola, в частности, три зеленые бутылки — одна из его «визитных карточек». Энди отмечал, что этот продукт уравнивает людей в обществе: бродяга может пить этот напиток, зная, что то же самое пьет президент Соединенных Штатов.

Снимал фильмы

Уорхол создал около 650 экспериментальных фильмов различной длительности. Многие были сняты на универсальные темы, такие как сон, поцелуй, секс или просто еда. Один из роликов показывал самого Уорхола, жующего бургер в Burger King.

«Фабрика» Уорхола

В 1963 году Энди Уорхол выкупил здание на Манхэттене, оборудовал его под студию и назвал «Фабрикой». Там постоянно тусовались люди, боготворившие его. А он относился к ним как материалу для создания новых объектов искусства.

Однажды он снял своего близкого друга Тейлора Мэда в чем мать родила, пообещав, что никто этот фильм не увидит. Конечно же, Энди обманул приятеля, и в студии вскоре состоялась премьера фильма «Задница Тейлора Мэда». Рассерженный Мэд перед премьерой кричал на всю «Фабрику», что Уорхол «обманет кого угодно, высосет все соки и выбросит на помойку!»

Еще одного парня, Фрэдди Херко, Уорхол обещал снять в своем новом фильме, а потом просто послал его куда подальше. Вернувшись домой, Фредди включил «Реквием» Моцарта и покончил с собой. Узнав об этом, художник разозлился и заявил: «Почему он ничего не сказал мне? Мы ведь могли снять на пленку, как он падает!»

Неудачное покушение

3 июня 1968 года Энди прямо в его офисе едва не убила радикальная феминистка Валери Соланас, которую он ранее снял в одном из своих фильмов. Она трижды выстрелила ему в живот, ранила его друга, а затем вышла из здания и, подойдя к регулировщику на улице, протянула пистолет и сказала: «Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь».

Уорхол перенес несколько операций и был вынужден всю оставшуюся жизнь носить хирургический корсет. Стоит отметить, что давать показания против Валери он не стал. За «предумышленное нападение с намерением нанести ущерб» суд приговорил ее к трем годам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрической клинике.

Набожный гомосексуалист

Уорхол был набожным византийским католиком. Он помогал в приютах для бездомных и посещал церковные службы.

Также Энди был геем и никогда этого не скрывал. Этой теме посвящены многие его работы, в том числе фильмы «Sleep», «Blow Job», «My hustler». Кстати, до своей смерти в 58 лет он утверждал, что все еще девственник.

Смерть Энди Уорхола

Уорхол умер 22 февраля 1987 года в Медицинском центре на Манхэттене. Его сердце остановилось после операции по удалению желчного пузыря. Похоронили его на Греко-католическом кладбище св. Иоанна Крестителя в Бетель Парк в его родной Пенсильвании. Проводить знаменитого художника в последний путь пришли примерно две тысяч человек.

Парфюм в могиле

Энди нравилась идея записывать и вызывать воспоминания при помощи запахов. Свои духи он менял каждые три месяца. Друзья знали об этом, и кто-то из них во время похорон художника бросил ему в могилу бутылку Estee Lauder Beautiful.

105 миллионов долларов за картину

Работы Энди Уорхола на сегодняшний день являются одними из самых продаваемых, даже Пикассо не может с ним конкурировать. Самая дорогая из его картин — «Серебряная автокатастрофа (двойное бедствие)» (1963) — стоит на сегодняшний день 105 миллионов долларов. Общая стоимость проданных на аукционах творений Уорхола в 2013 году составила более 427 миллионов долларов.

Энди Уорхол (настоящее имя — Эндрю Уорхола, 6 августа 1928 года, Питтсбург, США — 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США) — американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссер, значительная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт». О его жизни снято несколько документальных и художественных фильмов.

Стоит сразу сказать, что каминг-аута, как это принято сегодня, Энди Уорхол никогда не делал. Он, не заморачиваясь, жил жизнью открытого гея. Историки задокументировали его любовную связь с тремя партнерами-мужчинами.

Детство Уорхола

Энди Уорхол вырос в мировую знаменитость из щуплого мальчика-альбиноса из семьи словацких мигрантов.

На становление как художника и его творческий вкус повлияла болезнь. Когда Энди учился в третьем классе, он слег в постель с так называемой «пляской святого Витта» — последствия скарлатины. Будучи прикованным к кровати, мальчик мастерил коллажи из фото тогдашних звезд, газетных вырезок.

В школе маленький Уорхол был изгоем. Парень-альбинос не находил общего языка со сверстниками. Так Энди с головой ушел в творчество.

Ранний Уорхол

После школы в 1949 году Уорхол получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками. Вскоре переехал в Нью-Йорк, где работал оформителем витрин, рисовал плакаты и открытки.

Скачок его карьера совершила благодаря заказу на оформление рекламы обувной фирмы. Эксцентричный рисунок Уорхола стал популярным.

12 лет работы — и Энди уже проводит свою первую выставку и покупает дом на Манхеттене.

Канонический Уорхол

В 1960 году Уорхол создал дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. В 1960—1962 появился цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл.

Уорхол как фотограф и художник работал с образами Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли, а также с образами политиков Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Владимира Ильича Ленина («Красный Ленин», «Чёрный Ленин»). После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актрисы.

«Фабрика» Уорхола и любовник Джонсон

В 1963 году Уорхол открыл в центре Манхэттена студию, которую назвал «Фабрика». Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по массовому производству портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.

«Фабрика» стала местом притяжения людей искусства для общения и тусовок.

Джед Джонсон был американским дизайнером и режиссером. Первоначально нанятый Энди Уорхолом, чтобы подметать полы на «Фабрике», он 12 лет был его любовником и помощником в творчестве. В таунхаусе, выбранном Джедом для Уорхола, дизайнер сделал интерьеры. Джед жил там с Уорхолом многие годы.

Кино Уорхола и любовник Джиорно

Энди Уорхол всерьез увлекался киноматографом, создавая довольно специфичные произведения — например, он снял 472 видеоролика с портретными кинопробами Screen Tests. В его портфолио режиссера преобладали псевдодокументальные и «неподвижные» фильмы.

Одной из самых известных его работ стала пятичасовая лента без звука «Спи». В главной роли — Джон Джиорно, являвшийся на тот момент любовником Уорхола. На протяжении всех пяти часов и 20 минут экранного времени Джиорно спит. На премьерный показ этого анти-фильма, как его назвал сам создатель, пришло девять человек, двое из которых выдержали менее часа.

Джон Джиорно — американский поэт и художник перформанса. Он основал некоммерческую компанию Giorno Poetry Systems и организовал ряд мультимедийных поэтических экспериментов, в том числе Dial-A-Poem. Он также является активистом по борьбе со СПИДом и фондрайзером, а также давним практиком традиции тинганского буддизма Ньингма.

Говорят, что Джорно и Уорхол оставались очень близки до 1964 года, после чего их встречи были редкими. Отношения несколько возродились за год до смерти Уорхола.

Любовник и сотрудник Линич

Уильям Джордж Линич, известный в профессиональных кругах как Билли Имен, был американским фотографом, режиссером и специалистом по световому дизайну.

Энди Уорхол и Джон Леннон

Он был архивариусом фабрики с 1964 по 1970 год. Краткий роман и последующая дружба с Энди Уорхолом привели к серьезному сотрудничеству Билли с Уорхолом: фильмы, картины и скульптуры.

На «Фабрике» Линич отвечал за «серебризацию», то есть поддержание стен помещения посеребренными. Фото Линича с «Фабрики» и самого Уорхола стали важными документами эпохи поп-арта.

Покушение на Уорхола

Третьего июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас (психически неуравновешенная) вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Уорхол перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. Оправившись от травм, он отказался давать показания против своей бывшей модели, а потому Валери получила лишь три года колонии.

Служение искусству в жизни художника продолжалось до конца его дней. В 1987-м году великий и непонятный Энди Уорхол скончался во сне от остановки сердца в медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря. Ему было пятьдесят восемь лет.

Жизнь после смерти Уорхола

В 1994 году открылся Музей Уорхола в Питтсбурге, коллекция которого насчитывает 4258 единиц хранения, в том числе 800 живописных работ, созданных в период с 1940-х до 1987 года, ряд шелкографий, графических работ, фотографий и скульптур, кино- и видеоработ.

Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на его работы. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов. Ценовым рекордом на творчество художника является его «Авария зеленой машины», проданная в Нью-Йорке за 72,7 миллиона долларов.

Энди Уорхол, биография, новости, фото

Биография Энди Уорхола

Энди Уорхол – это человек-легенда, художник, перевернувший с ног на голову мир современного искусства. Его работы продаются за миллионы долларов, а художественное наследие высоко оценивается критиками и простыми ценителями искусства всего мира.
В настоящее время имя этого выдающегося мастера стало подлинным символом целого направления, которое обычно принято обозначать термином «поп-арт». Но что же позволило этому выдающемуся американцу добиться столь впечатляющего признания? Понять это можно, только лишь заглянув в прошлое великого художника.

Ранние годы, детство и семья Энди Уорхола

Наш сегодняшний герой появился на свет в городе Питтсбург (Пенсильвания) и стал четвертым ребенком в большой семье иммигрантов из восточной Европы. По наиболее достоверным данным, родиной его семьи являлась Словакия, однако в некоторых источниках можно встретить также упоминания об украинских корнях художника. Энди Уорхол в детстве Родители будущего художника перебрались в США в начале двадцатого века. Отец Энди трудился на угольной шахте, а мама была домохозяйкой.
Любовь к рисованию и изобразительному искусству пришла к нашему Энди еще в раннем детстве. В третьем классе будущий известный художник заболел хореей Сиденгама и около года оставался прикован к постели. Этот синдром поражает мышцы и приводит к неконтролируемым движениям конечностей. В этот период он начал «убивать время», рисуя всевозможные портреты, пейзажи, а также составляя коллажи из старых газетных вырезок. Энди Уорхол всегда отличался особым видением Весьма примечательно, что уже в те времена Уорхол начал рисовать самые заурядные предметы окружающего мира – зажженные лампы, пачки из-под сигарет, брелки для ключей и многое другое. Впоследствии художник признается, что именно в этот период началось формирование его фирменного стиля, который остался с ним до конца его дней и принес ему огромный успех и славу.
После окончания средней школы Энди поступил в Технологический институт Карнеги-Меллон, где начал изучать графику и основы коммерческой иллюстрации. По сообщениям некоторых авторитетных источников, в институтские годы Энди был одним из самых талантливых учеников в своей группе. Однако успехи в учебе соседствовали с очевидным неумением находить контакт со сверстниками и педагогами. Биография Энди Уорхола После получения диплома (специальность – графический дизайн) наш молодой Энди перебрался в Нью-Йорк, где получил работу оформителя витрин. В этот период он рисовал рекламные плакаты, праздничные открытки, а также занимался общим декорированием стендов. Некоторое время спустя он начал плодотворно сотрудничать с известными глянцевыми изданиями Harper’s Bazaar и Vogue. Здесь он работал в качестве художника-иллюстратора.

Карьера художника Энди Уорхола

Первый успех пришел к молодому художнику уже в 1950-м году, когда он выгодно использовал художественные кляксы при создании рекламы обуви «И. Миллер». После этого он стал часто получать выгодные контракты. Его гонорары неуклонно росли. Энди Уорхол начинал как иллюстратор В 1952-м году Энди провел свою первую полномасштабную выставку, которая моментально принесла ему огромный успех. В 1956-м году Уорхол был успешно принят в «Клуб художественных редакторов», а уже некоторое время спустя начал создавать свои первые картины, построенные на методе трафаретной печати.
К этому моменту талантливый художник зарабатывал порядка ста тысяч долларов в год, оставаясь по данному показателю одним из самых успешных авторов своего времени. Работы Энди Уорхол, которые сделала его знаменитым Во второй половине пятидесятых он начал впервые увлекаться фотографией, однако изобразительное искусство все еще оставалось для него превыше всего.
В 1960-м году Энди Уорхол создал дизайн для банок напитка Кока-кола, который принес ему еще несколько крупных чеков. В этот период наш сегодняшний герой начал создавать серию картин о продуктах массовой культуры, которая очень скоро стала его «визитной карточкой». Эпизод об Энди Уорхоле из фильма «О чём говорят мужчины» В период с 1960-го по 1962-й художник представил публике серию произведений с изображенными на них банками супа «Кэмпбелл». После этого последовала серия работ «Зеленые бутылки кока-колы».
Работы начала шестидесятых годов были выставлены в картинной галерее «Stabl» и моментально стали очень популярны. В этот период кто-то называл картины художника отражением культуры массового потребления, а кто-то просто говорил о незаурядном умении художника находить эстетику в обычных вещах. Стиль Энди Уорхола — «поп-арт», он стал его родоначальником В 1963-м году Энди Уорхол купил старое заброшенное здание в Нью-Йорке и организовал здесь нечто вроде собственной мастерской. Данное место получило название «Фабрика» и очень скоро стало плацдармом для создания и представления работ известного автора. Наняв команду молодых художников, признанный мэтр поручил им воссоздавать свои собственные работы, делая, таким образом, искусство продуктом массового потребления.
В середине шестидесятых годов Уорхол начал увлекаться альтернативными видами искусства. Он создает свои работы из картона, старых банок, пачек из-под порошка. Кроме того, в этот период талантливый автор начал снимать свои первые фильмы. Фильмы Энди Уорхол подчеркивают бренность времени Однако отнести данные работы к области кинематографа можно было далеко не всегда. В настоящее время короткие кинематографические этюды художника чаще причисляют к сфере все того же альтернативного искусства, так как многие из фильмов мэтра не имели даже четкого сюжета.

Покушение и последние годы жизни Энди Уорхола

Третьего июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Художник перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. Оправившись от травм, он отказался давать показания против своей бывшей модели, а потому Валери получила лишь три года колонии. Покушение на Энди Уорхола После покушения Энди Уорхол сильно переменился. Он часто рисовал произведения, так или иначе связанные со смертью. Очень сильно на него повлияла смерть Мерилин Монро, что вылилось в написание его известнейшей картины, посвященной актрисе. Впоследствии работы данного периода будут выделены ценителями искусства в отдельный этап творчества автора. Энди Уорхол, «Мерилин Монро» Служение искусству в жизни художника продолжалось до конца его дней. В 1987-м году великий и непонятный Энди Уорхол скончался во сне от остановки сердца. В тот период ему было пятьдесят восемь лет.

Личная жизнь Энди Уорхола

Долгое время молва приписывала великому художнику роман с его подругой и музой Эди Седжвик. Они были половинками одного целого – одинаково одевались, красили волосы в один и тот же цвет, всюду появлялись вместе. Эди Седжвик и Энди Уорхол Энди и его муза познакомились в 1965 году, когда Эди впервые попала на «Фабрику» художника. Она снялась в нескольких его фильмах и хотя они зачастую не были доступны широкому кругу зрителей, о модели стали чаще писать в прессе. «Я соблазнила Энди Уорхола» (трейлер фильма) Однако данные отношения в один прекрасный момент оборвались по невыясненной причине, предположительно из-за чрезмерного употребления Эди наркотиками.
Энди Уорхол всегда хранил свою личную жизнь в тайне. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что великий художник был геем, но доподлинно это не известно.

Музы художника: 5 любимых женщин Энди Уорхола

Бьянка Джаггер и Энди Уорхол в 1976 году

Энди Уорхола всегда окружали толпы женщин – одних он снимал в кино, с другими вовсю веселился в своей культовой студии-мастерской «Фабрика», третьи становились героинями его картин. Их связывали неординарный взгляд на мир, платоническая любовь и безумные вечеринки до утра. В преддверии MC Blogger Party, посвященной поп-арту, рассказываем про пять главных женщин, которые сделали Энди Уорхола таким, каким мы его сейчас знаем.

Эди Седжвик

Эди Седжвик в 60-е

«Она была рассеяна и беззащитна, это делало ее отражением тайных фантазий каждого. Она могла быть кем угодно – маленькой девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной. Прекрасная-прекрасная пустышка», – говорил о ней Энди Уорхол. Для художника хрупкая и странная Эди Седжвик была особенно близка. Он снял с ней десятки арт-хаусных кино, вовсю отрывался в культовой «Фабрике» и постоянно говорил о том, насколько они с Эди похожи. Самая главная бунтарка 60-х, которая погубила себя сама – в истории она так и осталась самой близкой женщиной Уорхола. «Есть один человек из 60-х, который очаровал меня больше всех, кого я когда-либо знал» – сказал однажды Уорхол, и ни у кого не возникло сомнений, о ком идет речь (: Психоделическая Алиса: как Эди Седжвик стала иконой 60-х).

Энди Уорхол и Эди Седжвик

Элизабет Тейлор

Элизабет Тейлор в 1954 году

Обстоятельства знакомства актрисы и художника смутны, но по официальной версии они познакомились в Риме в 1973 году на съемках фильма «Место водителя». Стоит ли говорить, что голливудская дива сразу пленила Уорхола: дружили они до самой смерти художника. И, конечно, после его кончины остались десятки работ в узнаваемой технике поп-арт, посвященной женщине, которую он по-настоящему боготворил. Так, картина «Лиз №5» ушла с молотка за 26,9 миллионов долларов.

Картина «Лиз №5»

Дебби Харри

Дебби Харри в 1979 году

Ярко-розовый портрет Дебби Харри, солистки группы Blondie, – один из самых известных в арсенале Уорхола: в 2011 году Sotheby’s продал работу почти за 6 миллионов долларов. По словам Деборы, художник и певица познакомились в Нью-Йорке, куда девушка переехала, чтобы строить музыкальную карьеру. Уорхол сразу заприметил яркую блондинку и пригласил в свою студию. В итоге она стала членом ближайшего круга художника, которого она вдохновляла. А Blondie всегда была одной из его самых любимых групп (: 30 ироничных и откровенных цитат Энди Уорхола о красоте, искусстве и любви).

Певица на 10-летии журнала Interview Энди Уорхола

Грейс Джонс

Грейс Джонс в 1987 году

К свите Уорхола Грейс Джонс присоединилась позже, уже в 70-х, но знакомство их и дружба были, кажется, определены судьбой: на такую яркую и эксцентричную девушку Энди просто не мог не обратить внимания. Их познакомил дизайнер Жан Поль-Готье. Позже он вспоминал, что художник был сразу очарован певицей и предложил сделать ей серию портретов, какие за 20 лет до этого он делал для Мэрилин Монро. Джонс моментально «захватила» сцену, подиумы и обложки глянца, а в 1984 году Уорхол сам снял ее для журнала Vogue. Тогда он прождал три часа, пока звезда достанет все свои меха.

Энди Уорхол, Грейс Джонс и Кит Харинг

Бьянка Джаггер

Бьянка Джаггер в 1974 году

Первая жена солиста Rolling Stones Мика Джаггера дружила с Энди много лет. Несмотря на близкие отношения, Уорхол часто неприятно отзывался о ее умственных способностях. «Ему нравилась Бьянка, но он часто считал ее глупой и говорил это напрямую, – рассказывал редактор его посмертной биографии “Дневники Энди Уорхола”. – В другое время ему действительно нравилось проводить с ней время». И это не удивительно – художнику всегда нужны безумные соратницы по вечеринкам в нашумевшем клубе Studio 54, а Бьянка и правда умела веселиться. В 1977 году тогда еще жена Джаггера праздновала свое 32-летие и решила сделать так, чтобы эта дата запомнилась всем. В Studio 54, где она отмечала свое событие, Бьянка приехала верхом на белом коне: таким способом она передвигалась весь вечер.

Бьянка Джаггер на лошади в Studio 54

От чего умер энди уорхол?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *