Вторая часть выставки «Шедевры эпохи Эдо» открылась в Пушкинском музее

Посетители увидят около 70 работ, в том числе предметы искусства, обладающие особыми статусами, сообщила ТАСС куратор выставки Айнура Юсупова.

Первая часть выставки была открыта с 4 по 30 сентября, за это время ее посетили около 62 тыс. человек. Разделение выставки на две части связано с хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке требует строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель.

Вторая часть выставки будет доступна для посещения до 28 октября.

Экспонаты с особым статусом

«Во второй части мы покажем около 70 экспонатов. В этом составе выставки у нас восемь вещей имеют особый статус, из них четыре — «Особо ценный объект культуры» и четыре — «Особо ценный предмет искусства», — рассказала куратор.

Среди экспонатов она выделила парные ширмы Сакаи Хоицу. «В первой части выставки у нас в центре стояли парные ширмы с изображением бога ветра и бога грома кисти Огаты Корина. Сейчас будут выставлены ширмы Сакаи Хоицу с изображением осенних и летних трав, которые когда-то были обратными сторонами ширм с изображением бога ветра и бога грома», — уточнила собеседница агентства.

Также среди экспонатов — свиток кисти Ёса Бусон, художника направления «бундзинга» или «живописи интеллектуалов». Он имеет статус Особого ценного объекта культуры, как и ширмы Сакаи Хоицу. Эти экспонаты происходят из собрания Агентства по делам культуры Японии.

«Также представлены художники, которых вообще не было в первой части экспозиции, такие как Маруяма Окё и Ватанабэ Сико. Будут представлены очень интересные гравюры, тоже имеющие особый статус — это гравюры художников школы Кагэцу. Этих гравюр сохранилось 16 во всем мире, это очень большая редкость», — рассказала Юсупова.

Билеты

Собеседница агентства отметила, что первая часть выставки имела очень большой успех и призвала посетителей не откладывать свой визит на последние дни работы второй части экспозиции.

«У нас в последние дни перед закрытием первой части люди стояли в очереди по 2,5 часа, а в первые дни очереди вообще не было. Поэтому не откладывайте, с завтрашнего дня уже можно идти смотреть выставку, зачем себя обрекать на очереди?» — сказала куратор и напомнила, что билеты можно приобрести онлайн и пройти без очереди. Также возможность избежать очереди получают посетители в кимоно.

Как считает Юсупова, вторую часть выставки посетит не меньше 60 тыс. человек. Она рассказала, что работы, представленные в первой части, уже упакованы и будут храниться в Пушкинском музее. Затем, когда выставка закончится, все 135 работ отправят в Японию.

Образовательная программа

Как и первая часть выставки, вторая будет сопровождаться обширной образовательной программой. Помимо лекций и дискуссий, которые были в ней изначально, в процессе проведения выставки появились новые мероприятия.

«К нам приедет Андреас Маркс — очень крупный специалист по японскому искусству из Миннеаполиса, Америка. Он прочитает лекцию, посвященную всем аспектам собирательства и изучения японской гравюры», — уточнила Юсупова.

Сейчас, рассказала она, в Музее Ритберга в Цюрихе проходит выставка художника Нагасава Розецу. Именно поэтому его работ нет в экспозиции Пушкинского музея. «Куратор цюрихского музея Кан Трин приедет к нам посмотреть выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Она согласилась прочитать лекцию про Нагасава Розецу», — сообщила куратор.

Также в Пушкинский музей приедут специалисты из Японии, которые занимаются традиционной техникой создания японской гравюры на дереве: резчики и печатники. Среди других лекций — «История, техники и жанры японской гравюры», «Великие мастера японской гравюры», «Моды и модники эпохи Эдо», «Вкусовые предпочтения обитателей Эдо. Гастрономический тур по средневековой Японии» и другие.

Новости

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается один из самых ожидаемых проектов сезона — выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Большая часть экспонатов имеет особый государственный статус в Японии и покинула страну впервые.

Выставка японского искусства в Музее имени Пушкина — кульминационное событие перекрестного Года России и Японии. О том, какое значение ей придают организаторы, видно уже из того, какие экспонаты привезли в Москву. Из 135 произведений — 10 являются в Японии особо ценными объектами культуры, а две работы, включая вот эту картину японского художника XIX века Ватанабэ Кадзана, имеют особый государственный статус «национального сокровища».

Эта работа интересна еще и тем, что портрет знатного самурая написан с использованием приемов западно-европейского искусства.

«Это самая масштабная выставка японской живописи в России. Это древние экспонаты являются лучшими образцами искусства эпохи Эдо. И все они являются ценнейшим сокровищем, которое почти никогда не бывает за пределами Японии», — отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки.

В числе уникальных произведений — знаменитая «Большая волна в Канагаве» художника Кацусики Хокусая. Японский «Девятый вал». Директор музея Марина Лошак, которая не так давно открывала в Токио выставку произведений из собрания музея, отметила, что этот российско-японский проект — событие неординарное.

«Эти шаги навстречу друг другу были совершены в экстремальных условиях. Я это говорю, потому что я знаю, что моим коллегам будет неловко это сказать. Но вы оцените наши усилия, потому что эта выставка сделана за год. Что невозможно вообще ни по каким параметрам осуществления подобных проектов. Такие выставки готовятся 5 лет, 4 года», — отметила директор ГИМИ им. Пушкина Марина Лошак.

Выставка посвящена искусству эпохи Эдо. Это период с начала XVII века по вторую половину XIX. Почти 250 лет, когда в Японии не было междоусобных войн, активно развивались ремесла и искусство. Причем, весьма самобытные, так как в это время страна почти ни с кем контактировала, отгородившись от остального мира чем-то вроде железного занавеса.

«Обратите внимание, вот ширма. Первоначально — это функциональная вещь, которая нужна для того, чтобы не было в доме сквозняков. Но японские художники рассматривали поверхность ширмы как большой холст. Вообще, живописи как таковой, в европейском смысле, в то время не было. Рисовали картинки, чтобы развлечься», — заметил глава Агентства по делам культуры Японии Рёхэи Мията.

Японское искусство очень хрупкое, из бумаги и шелка. Демонстрировать такие произведения можно только в полумраке и не больше 4 недель. Поэтому выставка будет проходить в 2 этапа: первую часть работ посетители увидят до конца месяца, после чего произойдет ротация, и 3 октября откроется обновленная экспозиция.

Новости культуры

Искусство эпохи Эдо в Пушкинском музее

Две работы обладают статусом «национальное сокровище», десять имеют статус «особо ценный культурный объект» и пять – статус «особо ценный предмет искусства». Помимо памятников из японских собраний экспозицию дополнят живопись из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также живопись и гравюра из Музея Востока.

Культура эпохи Эдо (1603–1868) выбрана в качестве темы выставки не случайно. Она стала самой разнообразной по представительности различных художественных направлений эпохой в истории искусства Японии.

«Такие выставки из Японии у нас случаются раз в 10–20 лет», – говорит куратор проекта Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ. Сенсация предстоящей выставки – практически неизвестная у нас японская живопись в разных её направлениях, периодах и именах.

«Здесь будут вещи действительно уникальные, художники, которых мы не видели и даже не слышали о них, – рассказывает куратор. – К сожалению, в наших музеях практически нет японской живописи. Только в Музее Востока есть очень хорошая, но небольшая коллекция, и мы её тоже включим в экспозицию».

Выставка будет состоять из двух частей: первоначальная экспозиция через месяц сменится другой, рассчитанной тоже на месячный срок. Это связано с хрупкостью японской живописи на шелковой бумаге – подобные экспонаты редко покидают свои привычные места.

Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» продлится до 28 октября 2018 года. Как обещает директор пушкинского музея Марина Лошак, билет на обе экспозиции будет единым, при отрыве корешка при первом посещении его надо сохранить до второго визита в музей.

О выставке на сайте музея

Фото: Кацусика Хокусай. «Победный ветер. Ясный день» («Красная Фудзи»)

ВведениеШедевры живописи и гравюры эпохи Эдо

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» станет одним из центральных событий перекрестного года России и Японии. На выставке будет представлено 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Многие из них стали уже знаковыми в истории искусства Японии и крайне редко покидают пределы страны. Российская публика впервые увидит столь масштабную выставку, представляющую всю палитру художественных течений одного из самых интересных периодов в истории искусства Японии. Выставка организована при поддержке ПАО НК «Роснефть».

Бóльшая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», девять имеют статус «Особо ценный объект культуры» и шесть – статус «Особо ценный предмет искусства».

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке – деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. Фактически зрители увидят две абсолютно разные выставки. Вещи из первой части будут заменены на произведения такого же высокого художественного уровня.

Кураторы выставки: Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований, Токийский национальный музей; Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики, ГМИИ им. А.С. Пушкина

LiveInternetLiveInternet

Неизвестный художник. ‘ Знаменитые места в Киото’.
Роспись ширмы. Деталь. Начало XVII в. Национальный Музей, Токио

Название периода происходит от города Эдо, главной резиденции сегунов и политико-административного центра Японии 17 — середины 19 века. Это время иногда называют периодом Токугава — по имени семьи сегунов.
Пери́од Э́до (яп. 江戸時代 эдо-дзидай) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 году.
Характеризуется как время установления диктатуры Токугава , одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране.
В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи , развитие экономики и чиновничьего аппарата.
В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).
Произошло смещение политического влияния от военных домов (самурайское сословие) на торговые дома (купеческое сословие). По сути, страна совершила переход от феодального к капиталистическому режиму и само падение сёгуната характеризовалось политическими и экономическими, а не военными причинами. Одновременно с падением сёгуната Токугава произошло падение идеи сёгуната .
Культура периода Эдо

В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру периода Эдо принято называть культурой Кассэй.

  • Танец кабуки трансформировался в театральное искусство .
  • В 1750 году в квартале Ёсивара появляются первые гейши .
  • Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э , основоположником которого стал Хисикава Моронобу.
  • Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии , Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом.
  • Кроме правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства.
  • Также имело место развитие точных и естественных наук , таких как математика и агрономия.
  • Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание «неофициальной истории Японии» Рая Санъё.

Искусство периода Эдо. Укийе-э

Ямато-э (Yamato-e, 大和絵) — школа японской живописи, сложившаяся в XI — XII веках при императорской Академии художеств. Японские художники освобождались от сильного китайского влияния, вместо прокитайского стиля кара-э стали появляться светские по тематике картины в японском стиле. Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией. Расцвет ямато-э наступил в 12-14 веках, появилось много выдающихся по технике исполнения произведений чисто светской живописи, включая портретную. Многие художники-профессионалы создавали картины только на светские темы, такие картины изображали и на складных ширмах и сёдзи. Позднее многие характерные черты мастеров этой школы (орнаментальные формы облаков, приёмы параллельной перспективы) вошли составными элементами в произведения школ кано и укиё-э (Ukiyo-e).
Иваса Матабэй — художник из Киото, учился у мастеров школ Кано и Тоса. Иваса Матабэй первым стал писать жанровые картины на сюжеты из жизни горожан. Родоначальником искусства укиё-э считается Иваса Матабэй, который вышел, как и прославленный Коэцу, из школы Тоса. Однако сферой его искусства стала современность, поэтому его стали называть Укиё Иваса Матабэй — «Матабэй (певец) бренного мира».
УКИЁ-Э (японск. ukiyo-e — «картины плывущего, исчезающего мира») — школа рисунка и гравюры на дереве в искусстве Японии XVII—XIX вв. Совпадает с периодом правления династии Токугава (1603—1868), или Эдо (по древнему наименованию столицы Японии г. Токио). Этот период характерен развитием городской культуры. Художники стремились отразить новую эстетику скоротечности жизни в быстро меняющемся мире. Отсюда название. Термин «укиё-э» заимствован из философии буддизма, где он обозначал «суетный», или «быстротекущий мир».

Исода Корюсан. «Чайная церемония». Цветная гравюра на дереве.
Укийе-э (букв. — образы повседневного мира), японская художественная школа, сложившаяся в 17 в. и отразившая демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с бурным развитием городской жизни. Живописные и графические произведения мастеров У.-э, в которых, в противовес аристократическим школам Кано и Тоса, изображались жизнь и быт ремесленников, торговцев, актёров, гейш, широко распространялись в гравюрах. У.-э, достигшая особого подъёма в 18 в., положила начало расцвету японской ксилографии. Ведущие представители У.-э — И. Матабэй и Моронобу. К У.-э примыкали также в 18—19 вв. Сяраку, Тоёкуни, Утамаро, Хиросиге и Хокусай.
Лит.: Японская гравюра, М., 1963.
Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978
Хисикава Моронобу

Хисикава Моронобу. «Прачки».
Лист из книги «100 изображений женщин этого бренного мира». Ксилография. 1681 г.
Моронобу Хисикава (около 1618 — около 1694), японский график, живописец, основоположник ксилографии школы Укийё-э. Автор книг-альбомов (в том числе «Осакские истории», 1668; «100 изображений женщин этого бренного мира», 1681), а также эстампов с изображениями сцен народного быта и портретами красавиц (все произведения — в технике ксилографии). Полные юмора и живой непосредственности, произведения М. отличаются чёткостью подвижных контуров, силой стремительного штриха. Основатель школы Хисикава.
После смерти Моронобу жанр укиё-э, потеряв своего главного вдохновителя, некоторое время переживал творческий застой, выход из которого предложили Тории Киёнобу (1664—1729) и Кайгэцудо Андо, оба — ярые поклонники Моронобу, не принадлежавшие к числу его учеников…
Первые известные работы Моронобу, подписанные его именем, относятся к 1672 году; более ранние его произведения не сохранились.

источник: Википедия

Серия сообщений «Период Эдо»:
Часть 1 — Период Эдо. Культура периода Эдо. Искусство периода Эдо. Укийе-э
Часть 2 — Искусство периода Эдо. Словарь
Часть 3 — Известные серии гравюр периода Эдо 1

Часть 10 — История ширмы (продолжение)
Часть 11 — Борьба сумо
Часть 12 — Известные серии гравюр периода Эдо 3

Японские гравюры эпохи эдо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *