Самые известные японские режиссеры

Япония — удивительная страна, таящая в себе множество завораживающих загадок, богатую историю и поражающую самобытностью культуру. Но она также вобрала в себя и культуру Западных стран. Новое веяние конца XIX века – кинематограф — не обошло стороной и ее. В 1896 году в стране Восходящего Солнца появились первые фильмы, и с этого момента японский синематограф играет огромную роль в истории мирового кино.

Японское кино развивалось по законам театра Кабуки: женские роли играли мужчины, герои пестрили своими костюмами, которые, к сожалению, не были видны в полной мере из-за возможностей черно-белого кино, декорации также напоминали театральные. Постепенно кино стало более реалистичным. Новые техники и подходы к съемкам привели японский синематограф к «золотому веку» в 50х-60х годах прошлого века.

Японский кинематограф олицетворяют такие знаменитые режиссеры, как Седзо Макино, Акира Куросава, Масаки Кобояси, Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути. Эти самые известные японские кинорежиссеры являются столпами синематографа страны Восходящего Солнца. Именно они добились значимого места японского киноискусства в истории мирового кино.

Сёдзо Макино (яп. 牧野省三 )

Седзо Макино по праву называют отцом японского кино. Именно с него началась история высокого киноискусства этой страны. Он первым внедрил новые методы и эффекты съемки, начал применять новейшие кинематографические средства выразительности и стал основателем самого популярного и эксклюзивного жанра, присущего японской традиции киноискусства,- дзидайгэки- исторические драмы о самураях периода Эдо. Дебютом этого знаменитого японского режиссера считается его работа в короткометражной картине «Битва у Хоннодзи» (1908). Он продолжал работу в студии «Никкацу», затем в 1923 году основал собственную продюсерскую компанию Makino Film Productions. Здесь ему удалось развить свой талант режиссера и кинопродюсера до новых высот, а также создать большое количество кинокартин различной тематики.

В 1927-1928 годах Макино руководил созданием фильма в жанре эпической саги «Тюсингура: Правдивая история», которая рассказывает о судьбе 47 ронинов . Этот фильм вышел к его 50-тилетию и является одним из немногих сохранившихся до наших дней картин Седзо Макино. Рекомендуем вам познакомится с этим самым известным японским режиссером поближе, посмотрев дошедшие до нашего времени его фильмы.

Акира Куросава (яп. 黒澤 明)

Несомненным гением и самым известным режиссером Японии является Акира Куросава. Его считают одним из самых знаменитых режиссеров в мировом кино. Он имеет огромное значение в истории японского кино, хотя не имел большой популярности на родине. Фильмы Куросавы оказали влияние на многие картины западного синематографа, в особенности на американский жанр вестерн. Многие знаменитые фильмы — «Великолепная семерка», «За пригоршню долларов», «Герой-одиночка» и другие — свою основу и идейное вдохновение берут именно в картинах, снятых Акирой Куросавой. В его творчестве отчетливо видны любовь и огромный интерес к культуре России, он даже удостоен орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией». О Акире Куросаве и его творчестве мы уже рассказывали ранее, поближе познакомится с работами этого знаменитого японского режиссера можно .

Масаки Кобояси (яп. 小林 正樹)

Еще одним знаменитым японским режиссером является Масаки Кобояси. Он известен как мастер драматических картин, повествующих об истории и культуре Японии, а также затрагивающих военную тематику. Дебют Кобояси как режиссера состоялся в 1952 году, он представил публике фильм «Юность сына». Основу его творчества составляют фильмы на историческую тему, рассказывающие о судьбе людей, чаще всего в тяжелые военные годы. Самым известным и значимым фильмом в его творчестве является трилогия «Условия человеческого существования», каждая часть которой длится 3 часа и повествует о том, как меняется человеческая душа в условиях войны. Известно, что Масаки Кобояси занимался не только кино, но и пробовал себя как режиссер сериалов. Сериал «Окаменелость» считается его работой. Последним фильмом Кобояси стала картина, которая затрагивает злободневную проблему терроризма, под названием «Дом без еды».

Ясудзиро Одзу (яп. 小津 安二郎)

Ясудзиру Одзу является признанным классиком японского кино и считается одним из самых знаменитых японских режиссеров. Его творческая деятельность началась в 1923 году, когда он работал помощником режиссера киностудии «Сетику». Дебют Ясудзиру Одзу как самостоятельного режиссера состоялся в 1927 году, им была представлена картина «Меч покаяния» — немая драма о самураях. Интересен тот факт, что Ясудзиру Одзу одним из последних среди японских режиссеров стал использовать звук в своих фильмах.
После войны он перестает снимать драматические сюжеты и увлекается освещением повседневности. Ему присущи особые приемы съемки. Например, часто режиссер снимал с низкого ракурса, как будто показывая картину глазами человека.

Творчество Ясудзиру Одзу часто сравнивают с Джейн Остин и А. Чеховым, однако критики склонны говорить о том, что его творчество, в отличие от приведенных авторов, базируется на специфических и традиционных японских представлениях и религиозных убеждениях. Он не был популярен за рубежом при жизни, но на родине признавался «богом кино» и был знаменит повсеместно. Его картина «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа.

Кэндзи Мидзогути (яп. 溝口 健二)

Последним в списке, но не последним по значимости является Кэндзи Мидзогути. Этот знаменитый японский режиссер вошел в историю кинематографа страны Восходящего Солнца своими завораживающими картинами, повествующими о судьбах женщин в японском обществе. В ранние годы Мидзогути был настолько увлечен работой, что мог снимать фильм за неделю. В период с 1920 по 1930 он снял более 50 кинолент, не все из которых дошли до наших дней.

Режиссер признавал, что его настоящая работа в кино началась с фильмов «Осакская элегия» и «Гионские сёстры», снятых в 1936 году. Он смог завоевать звание режиссера «нового реализма». Чаще всего в работах Мидзогути можно увидеть истории о тяжелой жизни женщин, на эту тему его подтолкнула судьба сестры, которой пришлось стать гейшей. В начале 1950х годов он перешел на жанр дзидайгэки, который является традиционным для японского кинематографа.

Самыми знаменитыми работами Мидзогути становятся «Жизнь Охару, куртизанки» (1952), «Сказки туманной луны после дождя» (1953) и «Управляющий Сансё» (1954). На родине режиссер не имел большой популярности, однако эти фильмы принесли ему мировое признание. Мидзогути умер от лейкемии в момент рассвета своей творческой деятельности. В 1975 году Канэто Синдо снял полнометражный документальный фильм «Кэндзи Мидзогути — жизнь кинорежиссёра».

Не смотря на такое разнообразие по-настоящему гениальных и известных японских кинорежиссёров, страна известна и своими режиссерами-мультипликаторами. В Японии зародился особый вид мультипликационного искусства — аниме, его отличает неповторимый стиль рисовки, который нельзя спутать с чем-либо другим, жанровое разнообразие и совершенно уникальный подход к философской интерпретации. Японские мультфильмы заключают в себе не просто интересный сюжет, который, между прочим, будет интересен и детям, и взрослым, а настоящую тайну, часто глубокий смысл и, также как и многие другие мультфильмы, учит чему-то новому, а чаще всего — крепкой дружбе. Нам бы хотелось выделить двух наиболее выдающихся мультипликаторов- Хаяо Миадзаки и Хосода Мамору.

Мамору Хосода (яп. 細田 守)

Выдающийся и один из наиболее известных режиссеров-мультипликаторов Японии — Хосода Мамору — начал свою работу еще со школьной скамьи. Его первая попытка нарисовать мультфильм состоялась в средней школе, и с тех пор он верен своему призванию.

Хосода учился в Колледже искусств города Канадзава, затем пытался попасть на курсы в знаменитую Студию Джибли, однако не прошел конкурс. Некоторое время работал в известных проектах Dragon Ball Z (1993), Slam Dunk (1994 и 1995 годы) и Sailor Moon (1996). А в апреле 2011 года основал вместе с Сайто Юитиро Студию Чизу. Известность ему принесла картина «Летние войны». Однако самой известной его работой считается мультфильм «Девочка покорившая время», снятая по книге Ясутаки Цуцуи. Еще одна его картина «Волчьи дети Амэ и Юки» также достойна внимания и мы советуем не упустить ее из виду. Во время съемок мультфильма «Ходячий Замок» от Студии Джибли Мамору был приглашен в качестве режиссера, однако вскоре покинул проект. Работы Хасоды будут интересны не только детям, но и взрослым. Незамысловатый на первый взгляд сюжет, на самом деле увлекает зрителя с первой же минуты просмотра.

Хаяо Миядзаки (宮崎 駿)

Самым знаменитым во всем мире японским режиссером-мультипликатором, несомненно, является Хаяо Миядзаки. Некоторые работы Миядзаки выпущены под именем Сабуро Акицу, а также под псевдонимом Тэрэкому. Впервые Миядзаки решил заняться мультипликацией еще в 1958 году, тогда он учился в последнем классе старшей школы. На его выбор повлиял мультфильм «Легенда о белой змее», который он увидел в кино.

В 1963 году Миядзаки окончил Университет Гакусюин, в этом же году стал работать в Toei Animation. Здесь он работал в нескольких проектах в качестве фазовщика. Режиссеру довольно часто приходилось менять места работы и перед тем, как заняться собственным проектом, он выпустил фильм Lupin III: The Castle of Cagliostro, который сегодня считается лучшим аниме в истории Японии.

В 1982 году Хаяо Миядзаки начал публиковать свою знаменитую мангу «Навсикая из долины ветров», которую позже экранизировал совместно с «Токума Сетэн». Выход в свет этой картины вдохновил режиссера на создание собственной анимационной студии, и в 1985 году была основана Студия Гибли, известная во всем мире такими картинами как «Небесный замок Лапута», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий Замок» и многими другими, в их числе и мультфильм «Ветер крепчает», который произвел настоящий фурор в 2013 году. С выходом этой картины Хаяо Миядзаки заявил о завершении своей карьеры мультипликатора. Мультфильмы этого режиссера всегда захватывали интерес широкой публики, вдохновляли на работу других мультипликаторов и просто радовали глаз любителей анимации. Более того, в Японии даже есть целый музей, посвящённый работам Хаяо Миядзаки и анимационной Студии Гибли. Подробнее об этом музее вы можете почитать . Советуем Вам ознакомится поближе с работами этого знаменитого японского режиссера.

В завершении хочется рассказать о поразительной уникальности японского кинематографа. Казалось бы, Япония- убежище древних традиций, колыбель самобытной культуры и просто загадочная восточная страна, что можно говорить о ее кинематографе?! Однако можно и очень много. Япония вобрала в себя это новое веяние запада в полной мере и развила свое понимание этого культурного явления. Все это благодаря выдающимся деятелям синематографа, знаменитейшим японским режиссерам, которые навсегда оставили след в мировом кино. Их фильмы и сегодня заставляют задуматься о вечных проблемах, найти в себе силы бороться с трудностями и просто учат чему-то новому. А для полного погружения в реальность японских фильмов советуем смотреть их в оригинале. Для этого пройдите по и запишитесь на наш основной курс! Мест осталось совсем мало!

Мы любим кино по разным причинам. Убедительная игра актёров, захватывающий сюжет, мастерство оператора и композитора – лишь немногие из факторов, способных сделать фильм запоминающимся и любимым.

Оригинальные восточноазиатские фильмы обретают растущую популярность на Западе. Они покоряют зрителей необыкновенной красотой живописных пейзажей, лирической эстетикой и сильными мизансценами. Режиссёры Японии, Южной Кореи, Китая, Гонконга и Тайваня смело экспериментируют, пересекая границы жанров, чем отличаются от голливудских фильммейкеров, придерживающихся основных тенденций. В этом списке мы представляем вам яркие и визуально ошеломляющие фильмы, снятые в странах Восточной Азии.

Любовное настроение / Hua yang de nian hua (2000, Вонг Карвай)

«Любовное настроение» – артхаусная мелодрама Вонга Карвая, признанная одним из самых выдающихся достижений мирового киноискусства за последние десятилетия. Лента, полностью покоряющая своей мягкостью, необыкновенной красотой и чувственностью. Действие разворачивается в колониальном Гонконге 1962 года. Чоу и Су (Тони Леунг, Мэгги Чеунг), живущие в соседних квартирах, узнают о том, что их вторые половинки завели роман. Что же им делать? Может, отомстить? Но они не такие. Это сдержанный эротизм, где желание сохраняется в полной секретности. Любовь навсегда остаётся тайной.

Проклятие золотого цветка / Man cheng jin dai huang jin jia (2006, Чжан Имоу)

Эпичная историческая драма, в которой угасшая любовь между двумя власть имущими приводит к обману, предательству и заговору. Возвратившись домой с войны, император получает холодный приём от императрицы. Но за измену её ждёт кровная месть, которая завершится грандиозной батальной сценой. Фильм блещет потрясающими костюмами. Их великолепие было отмечено многими наградами и номинациями.

Куклы / Dolls (2002, Такэси Китано)

«Куклы» – одна из самых лирических и пронзительных драм Такэси Китано. Она восхищает эстетикой, красками, композициями, визуальными метафорами. В фильме переплетаются три независимых сюжета, три истории любви, похожие на притчи. Это драматичное и размеренное кино, завораживающее, наполняющее мыслями и эмоциями.

Три времени / Zui hao de shi guang (2005, Хоу Сяосянь)

В «Трёх временах», как и в «Куклах», повествуется о трёх глубоких и трогательных историях любви. Здесь тайваньский кинорежиссёр даёт толкование природы времени, случайностей, страсти и печали. Визуальная красота фильма не в малой степени обязана талантливой операторской работе Марка Ли Пинбиня, мастерскому использованию освещения, оформлению мизансцен и стильным костюмам героев, отлично передающим дух трёх разных эпох из истории Тайваня.

Харакири / Seppuku (1962, Масаки Кобаяси)

Фильмы Кобаяси отличаются театральностью, напоминающей древнегреческие трагедии, лиричностью и симметричной композицией кадров.

«Харакири» – типичное изящное произведение Кобаяси, ставшее ценнейшим вкладом в кинематографический жанр дзидайгэки. В нём повествуется о нищем ронине, который приходит в самурайский клан, чтобы совершить харакири. В развитие сюжета умело вписаны геометрические интерьеры японских домов, красивые природные пейзажи и напряжённые боевые сцены.

Сказки туманной луны после дождя / Ugetsu monogatari (1953, Кэндзи Мидзогути)

Ещё один шедевр дзидайгэки. Этот фильм принёс Мидзогути «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, получил восторженные отзывы критиков и зрителей, вошёл в число любимых фильмов Андрея Тарковского и постоянно входит в списки наилучших фильмов всех времён.

Режиссёр гармонично вплетает судьбы своих персонажей с их семейно-бытовыми заботами в исторические события. Чёрно-белая картина завораживает проницаемостью границ между реальностью и волшебством, сочетанием атмосферных сцен, выразительных крупных планов, динамичной сменой эпизодов, простотой и мудростью.

Рождённый убивать / Koroshi no rakuin (1967, Сэйдзюн Судзуки)

60-е годы – золотое десятилетие для японского кино, отличившееся экспериментами, инновациями и бунтарским духом. Сэйдзюн Судзуки – один из самых ярких представителей этой эпохи.

«Рождённый убивать» – фильм о довольно неуклюжем киллере, который занимает третье место в рейтинге якудза и старается сохранить свой статус, берясь за сложновыполнимые задания.

Судзуки использовал в этой картине разнообразные кинематографические приёмы: от ракурсов и композиционного состава, напоминающих немецкий экспрессионизм, до крупных планов, пародирующих жанр «нуар».

Подними красный фонарь / Da hong deng long gao gao gua (1991, Чжан Имоу)

Чжан Имоу – один из самых признанных и известных кинорежиссёров Восточной Азии, первый режиссёр, прославивший китайское кино во всём мире. Многие его фильмы считают шедеврами, непревзойдёнными по визуальной красоте и потрясающими идеальностью кадров.

Его отличительная черта – прекрасно поставленные боевые сцены, яркие краски и изумляющие природные пейзажи. Но ещё до создания «Дома летающих кинжалов» и «Проклятия золотого цветка» Имоу снял ряд драматических фильмов, лишённых эпичности, но, безусловно, визуально привлекательных.

«Подними красный фонарь» – история о девушке, которая, не имея средств, чтобы продолжить учёбу в университете, становится четвёртой женой могущественного феодала.

Горечь и сладость / Dalkomhan insaeng (2005, Ким Чжи Ун)

Безжалостный молодой гангстер южно-корейской мафии завоевал расположение боса и стал его идеальным доверенным лицом. Но однажды он отказывается убить молодую женщину и навлекает на себя большие неприятности. На первый взгляд сюжет выглядит совершенно типично для криминального кино, но фильм гораздо более глубокий, утончённо-стильный, шикарный и атмосферный.

Женщина в песках / Suna no onna (1964, Хироси Тэсигахара)

Хироси Тэсигахара – один из наиболее выдающихся авангардных режиссёров Японии, известный художественными экспериментами, смелым новаторством и размытием границ жанров.

В фильме «Женщина в песках» рассказывается о том, как энтомолог, задержавшийся в пустыне, остаётся на ночлег в доме молодой вдовы. В жилище, расположенное в песчаной яме, он спускается по верёвочной лестнице, а наутро обнаруживает, что лестница исчезла. Он оказывается в ловушке с женщиной посреди песчаного карьера, не имея возможности выбраться.

Золото сегуна / Goyôkin (1969, Хидэо Гося)

Пожалуй, более любого из своих современников Хидэо Гося знал, как сплести захватывающее повествование из, казалось бы, простого сюжета.

В этой истории о самурае, находящемся в поисках искупления, отдельного внимания заслуживает произведение композитора Масару Сато и выдающаяся операторская работа Кодзо Окадзаки. Прекрасная кинокартина, одна из лучших в жанре чамбара.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring (2003, Ким Ки Дук)

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – южнокорейский фильм, действие которого происходит на изолированном озере, где в маленьком плавучем храме живёт старый монах-целитель и его юный воспитанник. Вместе с героями мы наблюдаем, как один сезон приходит на смену другому, и как годы проносятся мимо. Происходящие события кажутся такими же неизбежными, как и смена времён, показывающих цикл жизни.

Это завораживающая драма Ким Ки Дука с короткими диалогами и незатейливой историей, спокойный и созерцательный шедевр идеально соответствующий формуле: «когда меньше – значит, больше».

Сны Акиры Куросавы / Yume (1990, Акира Куросава)

Этот фильм во многом автобиографичен и действительно основан на снах режиссёра. Фильм похож то на сон, то на кошмар с уникальной эфирной атмосферой, характерной для перфекционизма Куросавы.

«Сны» состоят из нескольких не связанных между собой коротких историй, вращающихся вокруг полуреалистичных/полусюрреалистических сюжетных линий. Режиссёр использует природные пейзажи в качестве холста, на который помещает плоды своего воображения. В результате фильм отчасти напоминает яркую театральную пьесу. В одном из эпизодов Курасава попадает в картину Винсента Ван Гога, где встречает живописца, роль которого исполнил Мартин Скорсезе.

Касание Дзен / Xia nü (1971, Кинг Ху)

Монументальная кинокартина жанра уся и, несомненно, один из самых значимых фильмов, снятых в Восточной Азии. По версии Гонконской кинопремии «Касание Дзен» занимает 9-е место в списке 100 лучших китайских фильмов.

Главные герои фильма – неуклюжий художник и девушка-беглянка. Опять-таки боевые сцены, горные и лесные пейзажи, философские мотивы составляют особую ценность этой киноленты Кинга.

Олдбой / Oldboy (2003, Пак Чхан Ук)

В 2013 году Спайк Ли снял свою версию фильма «Олдбой», но мы ориентируемся на оригинал, который на десять лет раньше выпустил режиссёр и сценарист Пак Чхан Ук. Эта детективная драма удостоилась множества наград и считается одной из лучших кинолент корейского кинематографа. Квентин Тарантино назвал «Олдбой» «абсолютным шедевром». Фильм занял восемнадцатое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа».

Харизма / Karisuma (1999, Куросава Киёси)

Киёси Куросава больше прославился фильмами ужасов и детективами. Не многим из его поклонников известна картина «Харизма», которую можно назвать экологическим триллером.

Посреди леса стоит странное дерево, называемое «Харизмой». Есть люди, которые хотят его уничтожить, поскольку считают, что из-за него гибнут другие деревья. Но есть и те, кто хочет его защитить. Метафорически изображена извечная проблема выбора между интересами общества и интересами индивидуума.

Фильм украшают бескрайние лесные пейзажи, закаты и рассветы. Доминирует зелёный цвет, символизирующий жизнь и энергию, но ему противопоставляются другие, унылые цвета. Созданная режиссёром мирная атмосфера становится зловещей и мрачной.

Герой / Ying xiong (2002, Чжан Имоу)

«Герой» – один из самых ярких китайских фильмов, философская притча и невероятно красивый фэнтезийный боевик, возведённый в статус культового кино. На фоне раскола в Китае к императору являются три загадочных воина, и кто-то из них должен убить правителя. Живописные краски добавляют остроту драматической истории, динамично разворачивающейся в трёх новеллах. В США «Герой» занял 3-е место в рейтинге самых кассовых иностранных фильмов.

Культовые азиатские режиссеры

ПАН ЧХАН УК
Начнем с «виновника торжества» — Пан Чхан Ука. Выпускник католического университета и обладатель ученой степени по философии, он и не думал быть режиссером до тех пор, пока не посмотрел фильм Альфреда Хичкока «Головокружение». Картина поразила его — так, что мечтать о чем-то ином, кроме как снимать кино, он больше не мог.
Мировую славу ему принесли фильмы, вошедшие в так называемую «Трилогию мести». Самый известный из них — «Олдбой», которому стоя аплодировал Квентин Тарантино. Ему не хватило всего пары голосов на 57-ом Каннском кинофестивале, чтобы завоевать «Золотую пальмовую ветвь». Интересно, что в 2013 году был даже выпущен американский ремейк фильма, снятый режиссером Спайком Ли, — положительных отзывов он получил значительно меньше, но на то это и ремейк.
Последующие картины (мистический триллер про вампиров «Жажда» и кровавый детектив «Порочные игры», где сыграла Миа Васиковски) закрепили за Пан Чхан Уком славу и успех, однако титул культового режиссера можно вручить ему как раз после недавно вышедшей «Служанки». Именно здесь чувствуется рука опытного мастера, который точно знает свои сильные стороны и ловко использует их, даря зрителю странное, ни с чем не сравнимое наслаждение, которое подарить может только он. Безупречный визуальный ряд, парадоксальный сюжет, откровенные сцены (порой даже слишком откровенные) и, конечно, жестокость, много жестокости.

Реклама

АКИРА КУРОСАВА
Если Пан Чхан Ука стоит смотреть тем, кто любит остросюжетное кино, то фильмы Акиры Куросавы понравятся всем поклонникам неспешных, глубоких и медиативных фильмов. Классик японского кино, самый влиятельный азиатский режиссер — за пятьдесят семь лет в профессии он снял более тридцати фильмов, большинство из которых становились событием не только в Японии, но и во всем мире.
Интересно, что Акира Куросава особенно сильно тяготел к русской культуре: он снял множество фильмов по мотивам произведений наших классиков. Так, он экранизировал роман Федора Достоевского «Идиот», пьесу Максима Горького «На дне», повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». А в 1975 году на экраны вышел фильм «Дерсу Узала» о путешествиях русского ученого Владимира Арсеньева, где одну из главных ролей сыграл молодой Юрий Соломин.
Но все же современному зрителю не так просто «засесть» за фильмы Куросавы. Чтобы получить наслаждение от них, нужно совершенно отвлечься от бешеного ритма жизни и полностью освободить дождливый вечер от дел и забот. Для начала можно посмотреть что-нибудь, снятое в цвете, например, фильм «Ран», созданный по мотивам шекспировского «Короля Лира». И не забудьте налить себе чашку крепкого зеленого чая.

ЭНГ ЛИ
Немногие задумывались над тем, что такие знаменитые фильмы, как «Жизнь Пи», «Горбатая гора», «Халк», «Разум и чувства» (1995 года) снял режиссер не из Америки или Европы, а из Азии. Самый «западный» режиссер восточного происхождения, Энг Ли родился в Тайване и только после своего двадцатилетия переехал жить в США.
Несмотря на то, что кинематографическое образование он получил в Америке, громким успехом режиссер во многом обязан своим азиатским корням. Картины, которые сегодня принято считать украшением его фильмографии, посвящены истории и культуре Китая. Всем, кто тонко чувствует цвет и обожает выверенные кадры, а также кто неравнодушен к боевым искусствам, стоит посмотреть картину «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». А тем, кто любит эротические детективы с историческим антуражем, нужно обязательно обратить внимание на фильм с провокационным названием «Вожделение».
В пользу того, что творчество Энга Ли действительно заслуживает интереса, говорит хотя бы количество его наград: три «Оскара», два «Золотых льва» и два «Золотых глобуса».

ТАКЕШИ КИТАНО
Такеши Китано — живой классик современного японского кино. За свою жизнь он успел поработать кем только можно, начиная от лифтера в стриптиз-клубе и заканчивая комиком на телевидении. Многие полагают, что одно время будущий режиссер даже сотрудничал с организованной преступностью — в качестве довода приводится то, что фильмы Такеши Китано о якудзе слишком реалистичны.
Правда относительно этого факта биографии не установлена, однако то, что «японские гангстеры» стали главной темой фильмов Такеши Китано — факт. При этом не стоит думать, что смысл картин сводится только к тому, что плохие парни стреляют в хороших, и наоборот. Нет, в отличие от современных сериалов о преступниках, Китано в своих лентах решает «вечные» вопросы — о любви и долге, справедливости и мести, добре и зле.
Если даже под таким «соусом» перестрелки вас не могут заинтересовать, стоит обратить внимание на фильм «Куклы», где в форме притчи рассказывается о трех различных историях любви. Безусловно, с визуальной точки зрения, это лучший фильм Китано. Что касается поздних работ режиссера, то стоит выделить картину «Ахиллес и черепаха», где он очень иронично рассуждает об «актуальном» искусстве, показывая, как нелепы бывают современные художники.

ВОНГ КАР-ВАЙ
Гонконгский режиссер хорош тем, что его фильмы нравятся как поклонникам арт-хауса, так и ценителям отличного жанрового кино. В фильмотеке Кар-Вая есть картины на любой вкус: гангстерские боевики с перестрелками и погонями («Пока не высохнут слезы», «Падшие ангелы»), мелодрамы («Любовное настроение», «2046», «Мои черничные ночи» — с Джудом Лоу и Натали Портман), псевдоисторические фильмы о восточных единоборствах («Прах времен», «Великий мастер») — есть даже драма о любви двух гомосексуалистов (фильм «Счастливы вместе», кстати, вышел значительно раньше нашумевшей «Горбатой горы» Энга Ли).
Однако сколь ни были бы различны жанры, в которых работает Кар-Вай, героям его фильмов всегда присуще пронзительное чувство одиночества, с которым каждый из них справляется по-своему. Другой особенностью его работ является то, что он всегда выбирает прекрасных операторов (и это видно по безупречному визуальному ряду фильмов) и музыкальных композиторов. Интересен и его метод работы, как режиссера: у него никогда нет четко продуманного сценария, так что учтите, что за сюжетом надо следить во все глаза. Часто повествование «скачет» с места на место, и под конец можно совсем запутаться, кого главный герой любит, а кого, напротив, не может терпеть.
Мастерство Кар-Вая признал и модный мир: рекламные ролики у режиссера в разное время заказывали такие бренды, как Dior, Lacoste и Lancôme.

ЧЖАН ИМОУ
Культовый режиссер — понятие относительное, однако к Чжан Имоу оно применимо абсолютно. Он всегда знал, что хочет заниматься кино: чтобы заработать на первую камеру в 18 лет он сдавал кровь в качестве донора, и откладывал полученные деньги. А ради поступления в Пекинскую киноакадемию даже писал в Министерство культуры КНР, чтобы ему в особом порядке разрешили это сделать (дело в том, что к моменту появления академии Чжан Имоу было уже 27 лет, и он не проходил возрастной ценз).
Первый же его фильм — военная драма «Красный гаолян» — удостоился «Золотого льва» на Берлинском кинофестивале 1988 года. С тех пор удача не оставляет Чжан Имоу вот уже почти что тридцать лет: многие его картины с успехом показывались не только в Китае, но и по всему миру.
Творчество режиссера можно условно разделить на две части: в молодости Чжан Имоу был склонен снимать неспешные и философские картины («Поднимая красный фонарь», «Жить»), тогда как в зрелом он предпочел жанру арт-хаусной драмы — масштабные исторические ленты. Так что если настроения смотреть фестивальное кино нет, можете выбрать его эпические фильмы, поражающие эффектностью: «Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка» или «Цветы войны».
Кстати, именно Чжан Имоу выступил режиссером церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Пекине.

КИМ КИ-ДУК
Венеция, Канны, Берлин — этому южнокорейскому режиссеру удалось покорить все главные города на кинематографической карте мира. Мало, кто так обласкан любовью критиков, как Ким Ки-Дук. Вдвойне это интересно с учетом того, что его жизнь — настоящий пример творческого успеха «с нуля». Режиссер родился в селе в одной из северных провинций Южной Кореи, и впервые увидел кино только в 32 года: тогда он по-настоящему «заболел» идей стать режиссером, и уже через четыре года вышла его первая картина.
Ким Ки-Дук обладает парадоксальным талантом: он снимает фильмы столь же тонкие и пронзительные, сколь и жестокие. Натурализм в духе Ларса фон Триера соседствует в его лентах с безупречным визуальным рядом, свойственным многим азиатским режиссерам. Кроме того, Ким Ки-Дук относится к тем художникам, которые не терпят бессмысленного творчества. Часто он доходит почти до морализаторства.
Многие его фильмы нельзя советовать смотреть всем — однако есть ленты, которые стоит посмотреть каждому, кто хочет разбираться в современном кино, не только азиатском, но и мировом. Среди них: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (красивая притча о буддистском монахе) и «Пустой дом» (удивительная история о силе и невозможности любви).
Впрочем, войдя во вкус, будет сложно остановиться — фильмы Ким Ки-Дука быстро «затягивают» зрителя в свой мир. Как и любое хорошее азиатское кино. Смотря его, испытываешь удовольствие от наблюдения за совершенно иной жизнью — с другой системой ценностей, другими традициями и другими героями

15 лучших японских фильмов

Расёмон

  • Драма, криминал, детектив.
  • 1950 год.
  • 88 мин.
  • IMDb: 8,3.

Именно этот фильм о загадочном преступлении познакомил зарубежную публику с японским кино в далёких 50-х. И породил мощный кинематографический приём: одна история рассказывается с разных точек зрения, у каждого героя своя правда, и каждый последующий эпизод полностью меняет восприятие сюжета.

Королевская битва

  • Фантастика, триллер, драма.
  • 2000 год.
  • 114 мин.
  • IMDb: 7,7.

Задолго до «Голодных игр» и прочих подростковых антиутопий была «Королевская битва» — жестокая история о школьниках, вынужденных убивать друг друга, чтобы выжить. Удивительно, но, несмотря на обилие разнообразных насильственных смертей, которые вы увидите на экране, фильм достаточно обнадёживающий. Яркая роль Такеши Китано добавляет изюминки, а ещё этот фильм находится в личном топе Квентина Тарантино.

Быть с вами

  • Фэнтези, драма, мелодрама.
  • 2004 год.
  • 119 мин.
  • IMDb: 8,0.

Муж и маленький сын Мио считают себя виновными в её смерти и тяжело переживают утрату. Однажды на прогулке в дождливый день они встречают женщину, которая выглядит точь-в-точь как Мио — но не помнит о себе совершенно ничего. Может ли это быть настоящая Мио и как связана с этими событиями книжка, которую мама перед смертью оставила мальчику?

Фейерверк

  • Триллер, драма, криминал.
  • 1997 год.
  • 103 мин.
  • IMDb: 7,9.

Криминальная драма Такеши Китано, в которой он сыграл главную роль. Полицейский Ёситака Ниси ухаживает за больной лейкемией женой и увольняется с работы после трагического случая: погиб его напарник, а другой детектив получил тяжёлое ранение. Чтобы помочь вдове погибшего и ставшему инвалидом коллеге, Ниси совершает ограбление банка и вступает в столкновение с якудза.

Сумрачный самурай

  • Драма, история.
  • 2002 год.
  • 129 мин.
  • IMDb: 8,1.

Этот фильм начинает трилогию о самураях режиссёра Ёдзи Ямады. Сэйбэй, служащий самого низкого ранга, заботится о матери и дочерях, и он настолько беден, что ему пришлось продать свой самурайский меч, чтобы заплатить за похороны жены. Японский взгляд на тему «маленького человека» — о столкновении жестоких обстоятельств с чувствами и принципами отдельной личности.

Дневник Умимати

  • Драма, комедия.
  • 2015 год.
  • 128 мин.
  • IMDb: 7,6.

Фильм о родственных узах, основанный на одноимённой манге. Три девушки приезжают на похороны отца, который ушёл из семьи к другой женщине, когда они были ещё детьми. Здесь они впервые встречают свою единокровную сестрёнку, узнают, что у неё не осталось других родственников, и предлагают девочке переехать к ним.

Рай и ад

  • Триллер, драма, детектив.
  • 1963 год.
  • 143 мин.
  • IMDb: 8,4.

Фильм Акиры Куросавы, основанный на романе американского писателя Эда Макбейна. Напряжённый детективный сюжет о похищении ребёнка оборачивается философской историей в духе произведений Достоевского — о природе добра и зла и о выборе между «раем» и «адом», который приходится делать человеку.

Никто не узнает

  • Драма.
  • 2004 год.
  • 141 мин.
  • IMDb: 8,1.

Мать оставляет четверым детям немного денег и записку, в которой просит старшего сына Акиру (ему всего двенадцать) присмотреть за остальными — ей нужно на время уехать. Месяц проходит за месяцем, мама не возвращается, и дети предоставлены самим себе. История основана на реальных событиях.

Кагемуся: тень воина

  • Драма, военный, история.
  • 1980 год.
  • 180 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ещё один фильм легендарного Акиры Куросавы в нашей подборке. Нищему воришке, приговорённому к казни, внезапно даруют помилование, а затем его забирают во дворец: оказалось, что внешне он неотличим от правителя Такэды Сингэна, властного и сильного человека. Вскоре правитель погибает от вражеского выстрела, а клан Такэды, чтобы не потерять влияние, решает скрыть его смерть и посадить на трон двойника.

Сын в отца

  • Драма.
  • 2013 год.
  • 120 мин.
  • IMDb: 7,8.

Шокирующая новость полностью меняет жизнь молодой семьи. Выяснилось, что шесть лет назад в роддоме перепутали двоих малышей и биологический сын архитектора Рёты и его жены Мидори растёт в другой семье, а сами они воспитывают неродного ребёнка. Несмотря на завязку в стиле бразильских сериалов, создатели картины избежали мелодраматических штампов, и история получилась очень тонкой и трогательной.

Ушедшие

  • Драма.
  • 2008 год.
  • 130 мин.
  • IMDb: 8,1.

Философская драма, рассказывающая о смерти красиво — как о естественном завершении земного пути и о том, чего не надо бояться. Молодой виолончелист остаётся без работы и возвращается в родной городок, где по стечению обстоятельств устраивается в похоронное агентство: теперь его обязанность — готовить тела к погребению. Картина удостоилась «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Смотреть в iTunes →

Квайдан: повествование о загадочном и ужасном

  • Ужасы, фэнтези, драма.
  • 1964 год.
  • 163 мин.
  • IMDb: 8,0.

Фильм-антология, состоящий из четырёх историй («Чёрные волосы», «Снежная женщина», «Безухий Хоити», «В чашке чая»), каждая из которых берёт начало из японских сказок и легенд. Герои встречаются с миром сверхъестественного, чуждым и пугающим, и мистическая атмосфера событий замечательно передаётся изобретательным подходом к декорациям и спецэффектам.

Счастливого рождества, мистер Лоуренс

  • Драма, военный.
  • 1983 год.
  • 123 мин.
  • IMDb: 7,3.

Исключение в нашей подборке — англоязычный фильм режиссёра Нагисы Осимы. В японский лагерь для военнопленных попадает майор Джек Селлиерс (Дэвид Боуи), бесстрашный бунтарь, который не собирается подчиняться строгим правилам командира лагеря, молодого капитана Ёнои. Параллельно развиваются другие своеобразные отношения: между жестоким сержантом Харой (Такеши Китано) и подполковником Лоуренсом — единственным из всех заключённых, кто знает японский.

Пешком-пешком

  • Драма.
  • 2008 год.
  • 115 мин.
  • IMDb: 8,0.

В годовщину гибели старшего сына, чтобы почтить его память, пожилая пара собирает дома взрослых детей, каждый из которых давно живёт своей жизнью. Перед зрителем предстаёт сложная история семейных отношений, сотканная из застольных разговоров и воспоминаний.

Линда, Линда, Линда

  • Комедия.
  • 2005 год.
  • 114 мин.
  • IMDb: 7,7.

Девочки из школьной группы очень хотят исполнить на музыкальном фестивале каверы на песни Blue Hearts — японской панк-рок-группы 80-х. Но их затея близка к провалу, когда за несколько дней до выступления группу покидает вокалистка. Единственная надежда девочек — ученица по обмену из Кореи, которая едва говорит по-японски.

Японские режиссеры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *